Верхний баннер в шапке

Не выходя из роли

№ 113 (24928) от 10 октября
10:2110 октября

Как известно, из всех искусств важнейшим для нас является кино. Ну и театр до кучи. И писать о них, а особенно об актрисах — просто благодать для литератора. Уж очень сложные, противоречивые и страстные натуры.


 


Сомерсет Моэм. «Театр» [16+]


Её лучшая роль.


Джулия — звезда сцены. Джулия — красавица вне времени. Джулия — нежная мать. Джулия — верная жена. Джулия — страстная любовница. Так кто же она на самом деле?
Аннотация и мои ожидания подпортили мне впечатления от книги. Я ожидала чего-то такого эмоционального и взрывного, глубокого и психологичного, а получила довольно средний роман про адюльтер. Ну и про то, что у некоторых людей за повседневной маской пустота. Так про это ещё Шекспир сказал, к чему такие повторы?
Автор подробно и обстоятельно, с лёгким налётом иронии, рассказывает историю главной героини — с детства и до зрелости. Очень интересно он рассуждает об актёрском таланте, о том, что реальным чувствам на сцене не место, а нужно именно изображать эти чувства, о том, как у действительно гениального человека рождается сценический образ, какие нюансы влияют на восприятие зрителей. Но это, прямо скажем, довольно мелко для целого романа. Копнуть глубже автор решил буквально на последних десятках страниц. И тут уж, если захотите, можно порассуждать, кто же более настоящий — люди или те, кто изображает людей.
А можно и не рассуждать и просто прочитать про обманутых мужей, наглых молодых любовников и влюблённых женщин. При этом чувства — это та материя, которая мне в книге показалась насквозь синтетической. Никакого стопроцентного хлопка или настоящей любви я не нашла — желание, тщеславие, привычка, удобство и прочие странные суррогаты, идентичные натуральным. И хотя и порадовалась в конце, что всем сестрам раздали по серьгам, но по-настоящему ни к кому не прикипела душой. То есть в финале была не буря эмоций, а довольная ухмылка.



К.У. Гортнер. «Марлен Дитрих» [18+]


Эпатаж в смокинге.


Как много есть девочек, которым хочется идти своим путём. Презирать выбор сестры, плывущей по течению. Плевать на мнение матери, загнавшей себя в рамки благопристойности и морали. Пробовать то, что хочется. И верить, что вот-вот обретёшь всё, о чём мечтала. Но обычно свой путь — самый тернистый, а к звёздам добираются немногие. Одна из них — Марлен Дитрих. Увы, никто не предупреждал, что у звёзд будет привкус пепла.
Очень интересная биография, которая хоть и опирается на факты, но создаёт полное ощущение художественной литературы. И пусть в начале, когда мы знакомимся с девочкой Марлен, сюжет несколько пробуксовывает, но автору нужен твёрдый базис, чтобы показать, от чего она убегает и почему готова бросаться в самые глубины.
По-настоящему эпатажной и яркой получилась картина Берлина в промежутке между двумя войнами. Я уже была в курсе, что, несмотря на ужасающую инфляцию и бедность, молодёжь кутила и отрывалась по полной. Но тут на первый план выходит свобода нравов. Маленькая сексуальная революция в очень ограниченном пространстве. И во всё это со вкусом окунается Марлен.
Мы видим, как непросто ей пришлось пробиваться в мир кинематографа и какую важную роль сыграл случай. Но, конечно, не случай — залог её успеха. А то, что она сумела этим случаем воспользоваться. Найти своё лицо, свой голос, привнести в образы собственное видение.
Для автора очень важна именно личная жизнь его героини. Он много и со смаком описывает её любовные приключения, так что местами мне даже хотелось сделать «горшочек, не вари». Но это в определённом смысле неотъемлемая часть её образа, её нутра — роковая красавица, соблаз­нительница миллионов зрителей и десятков партнёров.
Особенно проникновенными получились главы о гастролях артистки во время Второй мировой войны. Лихо и самоотверженно она колесила вслед за вой­сками, поддерживая дух солдат песнями. И как же её разрывало из-за немецкого происхождения!
Мне понравилось, как автор попытался проникнуть в душу Дитрих, поймать с ней одну волну. Ощущалось достоверно. Так что история получилась психологичная, интимная. Ну а финальная точка (в книге, не в жизни актрисы) — забавная и изящная.


Вера ДОРОШЕВА

Источник фото:Фото: Вера Дорошева, «Хакасия»
58