Хорошая книга — бюджетный и простой способ совершить увлекательное путешествие. А также сделать какое-нибудь открытие, хоть не для всего мира, но для себя.
Тур Хейердал. «Экспедиция «Кон-Тики» [6+]
Теорию проверит океан.
Тур Хейердал — это пытливый ум, замешанный на авантюризме. Не так уж много учёных, чтобы доказать свою теорию расселения народов, готовы преодолеть несколько тысяч километров по океану на простом плоту. А он не только решился на путешествие, но ещё и собрал команду из пяти таких же умных, умелых и отважных мужчин. Об этой удивительной экспедиции получилась замечательная книга.
Автор рассказывает «от печки», начиная с момента, когда идея расселения людей из Южной Америки на острова Полинезии пришла ему в голову. И хотя его теоретические выкладки выглядят довольно убедительно, коллеги-современники не могли принять их всерьёз.
Так что доказательство делом стало единственным выходом для человека, который был уверен в своей правоте. Хейердал подробно рассказывает, как велась подготовка к экспедиции, а это тоже, как оказалось, не хухры-мухры. И сложности даже не в поиске спонсоров и сборе массы необходимых вещей — на пути вставала, как всегда, бюрократия, а ещё неожиданные трудности. Например, индейский плот нужно было строить непременно из бальсового дерева. А за годы войны леса в близком доступе извели на нужды самолётостроения. Там одной истории про добычу брёвен посвящена целая увлекательная глава!
Но всё же самой интересной частью книги стал собственно рассказ о путешествии через океан. Судя по рассказам автора, большая часть плавания была волшебной. В понимании натуралиста и романтика, конечно. Потому что это постоянные встречи с местной фауной, порой странной и загадочной. Это мерцающие по ночам из-за биолюминесценции волны, в которые глядятся звёзды. Это маленький личный биоценоз, образовавшийся вокруг плота, — с рыбками, крабами, водорослями. При этом и работа не отменялась, начиная от жизнеобеспечения, заканчивая занесением в дневники всех подробностей плавания, фото- и видеосъёмкой, поддерживанием радиосвязи. И приятно, что отношения на судне сложились тёплые и с изрядной долей юмора.
В финале автор даёт нам почувствовать, что океан — это не только ласковые волны и рыбьи спинки, но своевольная, суровая стихия. Было волнительно за путешественников, которые так близко подобрались к финалу, но при этом так беспомощны перед силами природы. И кто же победил? Наука!
Сергей Марков. «Юконский ворон» [12+]
Русская Америка — холод, выжигающий сердца.
Лаврентий Загоскин — разжалованный морской офицер. Теперь он исследователь Аляски, который отправляется вдоль реки Юкон, чтобы составить точные карты, провести геологические, биологические, этнографические изыскания. Загоскин — на службе у Русско-Американской компании, он всеми силами души ратует за Родину, за её славу и процветание. С чем же столкнётся этот сильный, упрямый и честный человек на своём пути?
В тему Русской Америки я никогда толком не погружалась, а она оказалась очень глубокой и в некотором смысле болезненной. Гавайи, Калифорния, Аляска и другие территории были нашими, храбрые люди открывали их, покоряли, строили там крепости, воевали или пытались мирно ужиться с индейцами, голодали, болели, умирали, заводили семьи с местными, исследовали, крестили, учили, скупали пушнину. Они там жили, кровью своей пропитывая чужую землю, делая её собственной. Но не получилась из России империя, эти территории медленно отмерли, ушли. А имена героев, которые их открывали миру, остались.
Лаврентий Загоскин — одно из таких имён. У Маркова его судьба сильно отличается от реального прототипа. В печальную сторону. Это, скорее, фантазия на тему таких стальных людей, жадных до нового, с зудящими от желания отправиться в путь ногами, навсегда заворожённых дыханием дикой природы.
Характер у главного героя получился сильный, цельный, за ним интересно следить, но иногда он кажется очень уж идеальным. Особенно на фоне того, что автор изобразил всех, имеющих хоть сколько-нибудь власти, гадами. Равнодушные мерзавцы, эгоистичные лгуны, жестокие и зашоренные. Но тут нужно припомнить, что книга писалась в 1940-х годах. Мог ли автор ввести положительных управителей в царской России? Едва ли. Может, его вдобавок сильно задевало, что Русская Америка ушла из наших рук. Другая крайность, в которую бросается автор, — это возведение в ранг святых декабристов и околореволюционных деятелей. Мест повышенного пафоса немного, и то хлеб.
А сочный, свежий, ароматный кусок мяса на нём — это само путешествие Загоскина. Тут вам предательства и убийства, месть и любовь, борьба со стихией и с самим собой. Мы узнаём о разных племенах индейцев, их обычаях и жизни. О курьёзных случаях, связанных с освоением этих краёв. А как свежи, чувственны, наполнены красками описания природы! Не без удовольствия прошла я вслед за главным героем его дорогами, познакомилась с интереснейшими людьми, чьи яркие, самобытные характеры запомнятся надолго. Я немного узнала Русскую Америку. И теперь очень хочу узнать больше!
Вера ДОРОШЕВА