Верхний баннер в шапке

Лучших отметили особо

№ 46 (25009) от 24 апреля
23:5324 апреля 2025
На минувшей неделе сразу два сотрудника Восточно-Бейского разреза стали обладателями государственных наград. Приказы об их награждении были подписаны президентом страны Владимиром Путиным. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» вручается только по его указу. Кто и за что отмечен?


Чтобы это выяснить, мы отправились на Восточно-Бейский разрез ранним утром. С 8 часов на предприятии пересменка. Работа на производстве, входящем в холдинг «СУЭК», ведётся круглосуточно. За счёт этого здесь достигаются отличные производственные результаты. Разрез в структуре СУЭК числится одним из лучших предприятий.
Поэтому лишь ранним утром на промплощадке можно застать на месте почти весь рабочий персонал. Одни трудовую вахту сдают, другие её принимают. Ночные бригады белазистов и экскаваторщиков меняются с теми, кому предстоит работать в дневную смену. Именно в этот момент здесь обычно и происходит награждение отличившихся во время трудовых вахт.


Семейный подряд Грызиных

В числе таковых белазист Иван Николаевич Грызин. Мы встречаемся с ним в одном из производственных помещений. Он только что с ночной смены, но его внешний вид никак не говорит об усталости.
— Мы все освоились с графиком. Отработал дневную смену или ночную, потом два дня дома. Дело обычное. И ночью работать тоже привычно, — объясняет Иван Николаевич свой боевой настрой. Но причина, конечно, не только в привычке. Настроение у Грызина приподнятое и потому, что он получил известие: его наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени.
— Это очень значимая награда. И я ею действительно горжусь, — говорит мужчина и широко улыбается. В ходе дальнейшего общения выясняется, что медаль ордена у него не первая. Такую же, но II степени он получил в 2017 году. Имея две персональные награды, он тем не менее подчёркивает, что заслуга в их получении не его личная, а коллективная.
— Мы здесь работаем как единый организм. Друг у друга учимся, друг друга поддерживаем. В моей бригаде, например, все четверо горняков получили по автомобилю «Форд» от предприятия. Это значит, что все работают очень хорошо. Показывают отличные результаты, — поясняет Грызин.
На разрезе он уже 28 лет. Пришёл сюда, как только закрылся совхоз «Краснопольский», где Иван Николаевич трудился ранее. Совхоз закрылся, а разрез открылся. И Грызин решил попробовать свои силы. И нашёл себя в новой работе.
— Начинали мы работать ещё на «сорокачах». Так мы называли 40-тонные БелАЗы. Сейчас мы их считаем маленькими, а тогда они нам на фоне обычных грузовиков казались гигантами. Потом пошли 
БелАЗы 55-е. Затем 130-е. А теперь уже на 200-тонных работаем, — рассказывает о своём опыте управления железными гигантами обладатель государственной награды.
В это время мы с ним уже трясёмся в служебном пикапе, который везёт нас на точку, с которой можно вживую наблюдать огромные горные машины. Пейзаж вокруг быстро сменяется на «лунный»: ни деревца, ни травинки, только чёрная и тёмно-серая порода вокруг и пыль, неизменно вьющаяся столбом за любым транспортом, который сунулся на территорию, где хозяйничают БелАЗы и огромные гидравлические экскаваторы. Впрочем, с пылью здесь борются как могут. Ведь она забивает фильтры большегрузов и является для техники серьёзной проблемой. Трассу, по которой величественно через равные промежутки времени катят БелАЗы, 
гружённые углём, проливают водой. На некоторое время она прибивает взвесь к земле.
— К каждой машине, конечно, приходилось привыкать. Но тут спасибо и коллективу, и руководству разреза. И друг друга поддерживаем, и учат нас постоянно. А это и даёт итоговый результат. Мне очень помогает Григорий Геннадьевич Блинов. Он начальник автоколонны. Начинал здесь, как и я, водителем БелАЗа, потом механиком стал, а теперь начальник, — рассказывает Иван Грызин.
Но в случае нашего героя в основе эффективности и отличных производственных показателей есть и другая важная составляющая. В бригаде Ивана Николаевича работает его родной брат Анатолий. Они живут в селе Краснополье, расположенном в 12 километрах от предприятия. За 28 лет, что здесь трудятся, в бригаде люди менялись, но братья Грызины работали вместе дружно, что называется, не разлей вода. Помимо них, из большой семьи Грызиных на разрезе трудятся ещё четверо.
— Ещё два моих сына — Иван и Игорь — тоже здесь. И старший брат Павел. Он работает водителем КамАЗа на участке вспомогательной техники, — перечисляет Иван Николаевич. — А племянник мой, Антон, тоже белазист, недавно первое место занял в соревновании по всей СУЭК и получил миллион рублей, — с гордостью говорит Иван Грызин.
Эта семейная династия каждые выходные собирается за большим столом в родном Краснополье, помимо житейских тем, обсуждают, конечно, и работу. Так родственно-трудовая спайка помогает каждому из них достигать высоких результатов и равняться на тех Грызиных, которые отметились победами в производственных соревнованиях или получили государственные награды.


Мировой рекордсмен Журавин

Вторым награждённым в этот день стал машинист экскаватора Евгений Журавин — ему вручили медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Бригада экскаваторщиков, которую он возглавляет, как и у Ивана Грызина, получила в своё время пять автомобилей «Форд» за достигнутые результаты в отгрузке угля. Но не это главное. Сплочённый экипаж под руководством Журавина — обладатель трёх мировых рекордов по отгрузке угля на экскаваторе «Комацу» РС-1250. 
В июне 2016 года он отгрузил на нём 412,8 тысячи кубометров горной массы. В декабре улучшил результат, отгрузив в автосамосвалы 422,8 тысячи кубометров. А уже в 2017 году побил свой рекорд, достигнув месячного показателя в 517 тысяч кубометров.
То есть все три раза Евгений Журавин превосходил свои собственные достижения. И побить его рекорды пока никто в мире так и не смог. Но путь его к рычагам управления гигантской горной машиной был тернист.
— Меня к технике тянуло всегда. Но машинистом экскаватора я стал далеко не сразу. Пробовал себя и в качестве жестянщика, и маляра на СТО. Даже своё дело открывал, но понял, что без собственного помещения это всегда риск остаться без бизнеса. Потом в отделочниках трудился. И в квартирах, и в коттеджах красоту наводил. А затем сел за руль грузовика. Даже четыре года белазистом отработал, — вспоминает Журавин.
Но дело с профессиональным призванием решил случай. Когда началось строительство обводного канала Саяно-Шушенской ГЭС, Евгений во­зил туда грузы. А его приятель на стройке управлял гидравлическим экскаватором.
— Ну я как-то решился и попросил у него дать попробовать им поуправлять. Знакомый не отказал. А мне понравилось. И я решил отучиться на экскаваторщика. Благо корочки тракториста у меня были ещё со школы, — говорит он.
Когда Евгений получил заветные корочки, то похвастался отцу, который тогда работал на Восточно-Бейском разрезе. «А он мне и говорит: «Что же ты к нам экскаваторщиком не пойдёшь? Самое время сейчас. У нас вакансия появилась», — вспоминает Журавин.
И пошёл. Отучился дополнительно несколько месяцев на курсах и сел за рычаги самого маленького на тот момент экскаватора на разрезе: отечественного ЕК-400.
— Объём ковша у него небольшой, всего два куба. Но работал я хорошо. Меня отметили и перевели на немецкий «Либхер». А у него ковш уже 7,2 куба. Совсем другой уровень. Ну а дальше пошло-поехало. На разной технике я трудился. К каждой находил подход. А в 2010 году стал бригадиром экскаваторщиков, — рассказывает Евгений Журавин.
В общей сложности на Восточно-Бейском разрезе он уже почти 15 лет. И считает, что нашёл себя в профессии. Пусть и путь его к ней был не таким быстрым, как у других. Но результаты работы Журавина навсегда вписаны в историю мировой угольной промышленности. А ему самому об этом ежедневно напоминает особый магнит на холодильнике.

Справочно
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» — государственная награда Российской Федерации. Учреждена указом президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года № 442.
Этой медалью награждаются граждане за заслуги и отличия в различных отраслях промышленности, строительстве, науке, образовании, здравоохранении, культуре, на транспорте и в других областях трудовой деятельности.


Виктор ЛЕБЕДЕВ
 Алтайский район


Подпись к фото:Белазист Иван Грызин на разрезе трудится уже 28 лет.
Источник фото: Равиль Дзязько, «Хакасия»
Комментарии: 0 шт
74
Оставить новый комментарий
0 / 300
Комментарий будет отображен после проверки порталом
Добавить комментарий