23:0524 апреля 2025
25 апреля — день, включивший хотя и две, но взаимосвязанные даты: памяти преподобного Василия-исповедника, епископа Парийского, и славянский праздник Василия Парильщика (он же Лесной праздник).
По православному календарю завтра день, подходящий под определение «высокодуховный». Епископский сан Василий получил в городе Пария (ныне в Турции) за исключительно добродетельную жизнь. Несгибаемого мужества потребовала от него ситуация, сложившаяся в Византийской империи VIII века, когда там набрало силу движение иконоборчества: отрицание священного статуса икон и церковного их почитания. Епископ же Парийский не подписал требуемых «бумаг», твёрдо встав на защиту православных икон. Его оскорбляли, затем вообще изгнали из Парии, и он до конца жизни скитался по свету... И, как пишут в православных источниках, «... перед Богом его душа предстала незапятнанной».
Наши предки, как водится, ничтоже сумняшеся заземлили эту историю до применяемой в быту. Святого нарекли Василием Парильщиком, с вытекающими из этого имени уже житейскими традициями. В своём роде логично: «На Василия весна землю парит». Вода уходит в землю, солнце, прогревая почву, выпаривает влагу. Время, когда предки, поплевав для верности на соху, готовились к главному делу — пахать и сеять. Почему Лесной праздник, понятно тоже: жить в природе можно было только в полном согласии с ней. Ну и между делом поклонялись деревьям, первоцветам (не забывая запастись этими дарами для разного рода отваров, считая их особенно целебными именно в этот день). Можно сказать, быстренько организовывали духов природы на совместную работу. Не пренебрегали и своего рода митингами: люди собирались на возвышенностях или у рек: «закликали весну», чтобы поторопилась, а то некогда особо раскачиваться.
Кстати, молитву святому Василию Парийскому о придании храбрости славяне читали перед тем, как... охотиться на зайцев. Почему именно в этот день предстояло гонять зайцев — не совсем понятно. То ли у наших предков адреналин застоялся к 25 апреля? Но надо, значит, надо. По лесу ходили осторожно, ведь из берлог, проснувшись, выходили голодные медведи и прятались в кустах в надежде на аппетитную встречу. Так что молитва о храбрости была очень даже к месту и местности.
Но самым важным и главным было на Василия Парильщика избавиться от грязи, соблюдать особую чистоту. Можно, конечно, попрыгать через костёр — и прыгали за милую душу. Но во главе угла — банька! Святое дело — хорошенько попариться. Почему-то бытовала интригующая поговорка: «На Василия земля запарится, как старуха в бане». Что ей, старухе, больше всех грязи отмывать надо было? Вот и гадай... И такое непременное условие: в баню можно было идти только после обеда. Считалось, что с утра туда отправился домовой в гости к тамошнему баннику. Нечего, мол, мешать этим славным ребятам, что крутятся возле нас, хоть и не видимые глазу. Здесь тонкость: дома можно было мыть полы, обязательно приготовить чистую постель (не в машинку засунуть, а перетрясти на солнце каждый матрас и тюфяк), но ни в коем случае не прибирать одежду в шкафу! Залезешь без домового в шкаф — обидится, поскольку это его, домового, суверенная территория, а он, напомним, в это время в гостях у банника.
Если подумать, то наши предки очень своеобразно учили и себя, и близких навыкам гигиены и приличного поведения. Ни в коем случае нельзя было 25 апреля надевать грязные или очень старые вещи: приведёт к проблемам в работе и личной жизни. И совсем уже страшно оставить в этот день неубранную постель: нагрянет к ослушавшемуся болезнь, причём надолго. Заодно призывали к бдительности — не стоило на Василия Парильщика заводить новые знакомства: незнакомец, скорее всего, окажется человеком непорядочным. И откуда они все, непорядочные, повылазят именно в этот день? Не забывали предки и о том, что после зимы остаётся много мусора. Следовало прибраться не только в доме, но и возле него, и — в лесу! Хорошо бы и нам добросовестно выполнять этот последний пункт.
Даже в посещении церкви в этот день сложились народные обычаи. Рано утром хозяйки пекли булки и пряники, которые надо было раздать нищим перед утренней службой, а после неё — милостыню деньгами... Это не вопрос — верить или не верить «преданьям старины глубокой». Главное, ничему худому предки нас не учили. И мир природы, видимый и не видимый, пусть даже не в обличье банников и домовых, живой! Да и приметы работали, в частности, если на Василия Парильщика «паркая» и солнечная погода — к хорошему урожаю.
По православному календарю завтра день, подходящий под определение «высокодуховный». Епископский сан Василий получил в городе Пария (ныне в Турции) за исключительно добродетельную жизнь. Несгибаемого мужества потребовала от него ситуация, сложившаяся в Византийской империи VIII века, когда там набрало силу движение иконоборчества: отрицание священного статуса икон и церковного их почитания. Епископ же Парийский не подписал требуемых «бумаг», твёрдо встав на защиту православных икон. Его оскорбляли, затем вообще изгнали из Парии, и он до конца жизни скитался по свету... И, как пишут в православных источниках, «... перед Богом его душа предстала незапятнанной».
Наши предки, как водится, ничтоже сумняшеся заземлили эту историю до применяемой в быту. Святого нарекли Василием Парильщиком, с вытекающими из этого имени уже житейскими традициями. В своём роде логично: «На Василия весна землю парит». Вода уходит в землю, солнце, прогревая почву, выпаривает влагу. Время, когда предки, поплевав для верности на соху, готовились к главному делу — пахать и сеять. Почему Лесной праздник, понятно тоже: жить в природе можно было только в полном согласии с ней. Ну и между делом поклонялись деревьям, первоцветам (не забывая запастись этими дарами для разного рода отваров, считая их особенно целебными именно в этот день). Можно сказать, быстренько организовывали духов природы на совместную работу. Не пренебрегали и своего рода митингами: люди собирались на возвышенностях или у рек: «закликали весну», чтобы поторопилась, а то некогда особо раскачиваться.
Кстати, молитву святому Василию Парийскому о придании храбрости славяне читали перед тем, как... охотиться на зайцев. Почему именно в этот день предстояло гонять зайцев — не совсем понятно. То ли у наших предков адреналин застоялся к 25 апреля? Но надо, значит, надо. По лесу ходили осторожно, ведь из берлог, проснувшись, выходили голодные медведи и прятались в кустах в надежде на аппетитную встречу. Так что молитва о храбрости была очень даже к месту и местности.
Но самым важным и главным было на Василия Парильщика избавиться от грязи, соблюдать особую чистоту. Можно, конечно, попрыгать через костёр — и прыгали за милую душу. Но во главе угла — банька! Святое дело — хорошенько попариться. Почему-то бытовала интригующая поговорка: «На Василия земля запарится, как старуха в бане». Что ей, старухе, больше всех грязи отмывать надо было? Вот и гадай... И такое непременное условие: в баню можно было идти только после обеда. Считалось, что с утра туда отправился домовой в гости к тамошнему баннику. Нечего, мол, мешать этим славным ребятам, что крутятся возле нас, хоть и не видимые глазу. Здесь тонкость: дома можно было мыть полы, обязательно приготовить чистую постель (не в машинку засунуть, а перетрясти на солнце каждый матрас и тюфяк), но ни в коем случае не прибирать одежду в шкафу! Залезешь без домового в шкаф — обидится, поскольку это его, домового, суверенная территория, а он, напомним, в это время в гостях у банника.
Если подумать, то наши предки очень своеобразно учили и себя, и близких навыкам гигиены и приличного поведения. Ни в коем случае нельзя было 25 апреля надевать грязные или очень старые вещи: приведёт к проблемам в работе и личной жизни. И совсем уже страшно оставить в этот день неубранную постель: нагрянет к ослушавшемуся болезнь, причём надолго. Заодно призывали к бдительности — не стоило на Василия Парильщика заводить новые знакомства: незнакомец, скорее всего, окажется человеком непорядочным. И откуда они все, непорядочные, повылазят именно в этот день? Не забывали предки и о том, что после зимы остаётся много мусора. Следовало прибраться не только в доме, но и возле него, и — в лесу! Хорошо бы и нам добросовестно выполнять этот последний пункт.
Даже в посещении церкви в этот день сложились народные обычаи. Рано утром хозяйки пекли булки и пряники, которые надо было раздать нищим перед утренней службой, а после неё — милостыню деньгами... Это не вопрос — верить или не верить «преданьям старины глубокой». Главное, ничему худому предки нас не учили. И мир природы, видимый и не видимый, пусть даже не в обличье банников и домовых, живой! Да и приметы работали, в частности, если на Василия Парильщика «паркая» и солнечная погода — к хорошему урожаю.
Татьяна ПОТАПОВА
Источник фото:Ульзана Самрина
Материалы по теме
Комментарии: 0 шт
70
Оставить новый комментарий