В морозный вечер так и тянет устроиться поуютнее с книгой, обложиться мандаринами, шоколадными конфетами и тёплыми котами (при наличии) и заглянуть в другие миры, полные слов и мыслей.
Александра Николаенко.
«Небесный почтальон Федя Булкин» [16+]
Душевно!
Федины родители переехали в Град Небесный, а ему туда пока хода нет. Так что приходится жить с бабушкой, ходить в садик, готовиться к школе, томиться от зимней тьмы, а летом на даче знакомить Царь-Зайца с миром и много-много рассуждать обо всём на свете.
У меня получился просто контраст контрастов. Немного раньше я прочитала «Рай где-то рядом» Флэгг и готова была сжечь книгу за попытки проповедовать и воззывать к моей духовности, настолько топорными и банальными они были. И вот Федя Булкин, глоток чистой воды искренности, который тоже только и делает, что говорит о Боге. И хотя это сложная тема, неоднозначная, но ни одной фальшивой ноты, ни одного насильного впихивания в меня прописных истин. Только неизбывная любовь, простота. И уморительность!
Я не очень часто что-то зачитываю мужу, но тут готова была вслух читать буквально страницами! Потому что Федя говорит обо всём, что мы, взрослые, уже принимаем как данность. А он смотрит своими незамутнёнными глазюками — и выворачивает шиворот навыворот, задом наперёд, так что грустно и смешно одновременно. Пассаж про «окончательно доучиться» — просто боль и любовь моя, а какая хроника необъявленной соседской войны описана! Но и всё остальное — прекрасно, прекрасно. Если какие фразы и достойны того, чтобы стать статусами в соцсетях или вышивкой на подушечке, то именно Федины.
И пусть по большому счёту мне сложно представить, чтобы такой мальчик действительно существовал, но он — какая-то светлая правда. После этой книги у меня в груди как будто свернулась пушисто и мурлычно кошка Пуня, а голове стало легко-легко. Это ли не счастье?
Дэвид Митчелл. «Облачный атлас» [18+]
Роман — раковина улитки.
Нотариус Адам Юинг по пути домой застревает на тропическом острове. Музыкант Роберт Фробишер от отчаяния вынужден наняться в секретари к когда-то прославленному композитору. Журналистка Луиза Рей расследует корпоративный заговор. Издатель Тимоти Кавендиш, спасаясь от кредиторов, попадает в дом престарелых. Работница фастфуда Сонми бежит из своей забегаловки. Козопас Закри пытается попасть в крепость древних людей. Время действия — от XIX века до далёкого будущего.
Роман закручивающийся, как часовая пружина, и это я не только об эмоциональной нагрузке, но и о структуре. Шесть героев, шесть историй, каждая из которых прерывается на середине, ввинчиваясь в следующую, чтобы потом продолжиться и закончиться — близко к тому месту, откуда начинал, но в то же время очень далеко, уже другим человеком.
Признаюсь, бралась за чтение не без опаски — экранизация уже посмотрена, особых откровений не ожидается. Но я ошиблась! «Облачный атлас» стал одной из лучших книг года. История заворожила с самого начала: персонажи, чудесный слог, ненавязчивые, но тонкие и глубокие идеи.
Каждый главный герой глубоко индивидуален. Со своим голосом, своим характером. Как интеллигентен и чист Юинг! Как чертовски несносен и в то же время обаятелен Фробишер! Как честна и пряма Луиза! Как образован и желчен Тимоти Кавендиш! Как рассудительна и проницательна Сонми! Ну и, конечно, Закри, мечущийся, пытающийся стать лучше.
Пожалуй, именно его история, центральная в структуре, единственная, которая ничем не прерывалась и, по идее, которая должна была стать главным ядром, пулей, выстреливающей в сердце, показалась мне самой… непонятной, что ли. И если за самим Закри было интересно наблюдать — он растёт, в том числе над собой, исследует мир и узнаёт новое (я даже не особо в ужасе была от постапокалиптического новояза с проглоченными слогами), то сам сюжет почему-то не зацепил. Много событий, относительно трагический конец — это что-то вроде предостережения нам, людям из прошлого, которые должны сделать всё, чтобы такого будущего не случилось? В таком случае история «предшественников» Закри — Сонми и всего Ни-Со-Копроса напугала меня гораздо сильнее. Этот мир на грани катастрофы, который постоянно съёживается из-за распространения радиации, но упорно засовывает голову в священное Потребление, в рекламу, моду, омоложение. В бездумность. Как будто тонкая напудренная и умащённая кремом кожа вот-вот прорвётся и хлынет гной.
Во многом «Облачный атлас» стал для меня книгой о рабстве. И речь не об одной чёрной расе в данном случае, но о том, как люди постоянно лишают подобных себе свободы: свободы воли, свободы слова, свободы творчества, свободы существования.
Ещё и поэтому история Сонми так тронула: она пробудилась из глубин бессознательности, чтобы познать всю горечь мира. И в конечном итоге всю глубину человеческой мерзости. Но это её не сломило.
Да, это главный объединяющий фактор для всех (или почти всех) героев книги — они не сломлены. Они живут так, как считают нужным и, как мотыльки, летят к пламени свободы, а уж сколько из них опалят себе крылышки, узнаете, прочитав книгу.
Вера ДОРОШЕВА