Перед подростком открыт весь мир, вся жизнь. Это радует, но может и напугать до чёртиков. Некоторые книги содержат ненавязчивые ориентиры, которые помогают выбрать дорогу.
Юрий Вяземский. «Шут» [12+]
Это вам не шутки! А шутэны.
В одном обычном городе, в обычной школе был Шут — совершенно необычный юноша. Только Шут — это его тайное имя. А шутовство — тайное учение. Сформированное и отточенное парнем, оно позволяло ему властвовать над врагами и ставить на место недругов. Но оно же обрекло его на одиночество.
Есть такие приметы времени, по которым копчиком чувствуешь, когда была написана книга. Вот про эту точно можно сказать, что 80-е прошлого столетия. С этой их модой на разносторонне развитых интеллектуалов и любовью к восточной культуре. Тут — смесь того и другого. Шутовство, принципы которого вывел главный герой Валентин, — это не про стендап или анекдоты. Это целая философия со своими законами. И приёмами, конечно, которые опять же на азиатский манер парень называет шутэны. Такими шутэнами он способен психологически уложить на лопатки практически любого. Но, конечно, это не набор фраз или действий, а тонкая работа, основанная на длительном наблюдении, хладнокровии и точном расчёте. Только тогда «удары» получаются максимально болезненными.
Об учении Шута написано подробно, и я даже позавидовала его крепкой броне и способности дать отпор. Но при этом постепенно мы понимаем, что броня-то не только защищает, но и отгораживает. Не погладишь по ней рукой нежно, не похлопаешь дружески по плечу. Пресловутый юношеский максимализм возводит защиту в абсолют — и вот уже Шут боится привязанностей, потому что это — слабость. А ну как увидит кто-нибудь в просвете между стальными пластинами мягкое тело и ка-а-а-ак ткнёт туда пальцем! Больно же может быть. А боли Валентин старается избегать.
И чем больше он от неё удирает, тем скорее натолкнётся — со всего маху, до звёздочек в глазах и сведённого судорогой живота. И пойдёт, как раненый слон, бесноваться и крушить всё вокруг. Но уцелеет ли сам?
Кстати, посмотрела кино по книге — оно, наверное, более реалистичное, но менее понятное и менее утончённо-психологичное. Не очень мне. Но костюмы у модников-подростков классные.
Дмитрий Ищенко. «В поисках мальчишеского бога» [12+]
Книга, написанная мальчишкой для мальчишек.
Вместо того, чтобы всё лето кататься на скейте, ходить в кино, праздновать день рождения с друзьями и купаться, 12-летнему Ване с отцом предстоит отправиться в почти безлюдный посёлок на северный полуостров, где берег лижет стылый океан, сверстников днём с огнём не сыщешь, в квартире немилосердно протекает крыша, а из развлечений — только прогулки по тундре. Но это время станет для мальчика очень важным.
Небольшая, но при этом неторопливая история про холодное лето. Вместе с Ваней мы постепенно осваиваемся в этом суровом северном краю, знакомимся с его нынешними обитателями — геологами, браконьерами, военными, туристами. Историй получается очень много, они разные: есть с грустинкой, есть с жутковатым флёром, есть милые и добрые, есть очень философские. И не без юмора, хотя уморительно смешно автор не пишет. Его задача, скорее, медитативно и исподволь проникнуть в суть этого края (во всех смыслах) земли, рассказать о природе, о прошлом, о проблемах — экологических и социальных.
А ещё попытаться вместе с главным героем немного вырасти над собой и — главное — обрести цель жизни. Того самого мальчишеского бога, без которого и глаз не горит, и дело в руках не спорится. И твёрдого ответа, нашёл ли его Ваня, тут нет, но живой интерес к окружающему миру у паренька (и у читателя вместе с ним) просыпается. Я уверена, что и «девчоночий» бог тоже есть, ведь каждый хочет найти своё призвание, а такие книги — возможность, даже не побывав на Севере, понять, интересны ли тебе эти места, нет ли там возможности для приложения сил. Это редкость, конечно. Но почему нет? Уехал же один мой знакомый на остров Врангеля и теперь один-два раза год по приезде рассказывает о проплывающих мимо китах и туристах на вертолёте.
Вера ДОРОШЕВА