Верхний баннер в шапке
08:1521 декабря 2023

Рассказать о себе — что может быть проще и сложнее? Автобиография как жанр способна удивлять.



Ричард Фейнман. «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» [12+]


Причуды и забавы гения.


Ричард Фейнман, физик, участник разработки атомной бомбы в США, лауреат Нобелевской премии, рассказывает нам о себе — и этот рассказ действительно удивляет.
Автор выбрал самый простой и логичный способ написать автобиографию — по хронологии. Но это не типичное «родился, женился, достиг», это в большей степени сборник историй, причём историй опять же не о главных вехах жизни, а обо всём странном, забавном, интересном,
курьёзном, спорном, что происходило в его жизни. А жизнь у физиков, как выяснилось, может быть богатейшая! Фейнман не похож на ботаника в очках, который коротает век в своём кабинете или учебных аудиториях, проедая плешь студентам. Нет уж! Наш мистер физик играет на барабанах, принимает участие в бразильском карнавале (и не просто рядом стоит), шляется по барам, тусуется с сомнительными личностями и танцовщицами в Вегасе, учится вскрывать замки, пробует галлюцинировать (без наркотиков!), оценивает школьные учебники и занимается кучей всяких неожиданных дел. А ещё постоянно всех разыгрывает. Его истории интересны сами по себе, но к тому же показательны. Становится понятно, чем настоящий гений отличается от просто умного обывателя: это неиссякаемая пытливость ума, способность заинтересоваться всем, чем угодно, и изучить тему досконально, докопаться до её сути, плюс способность мыслить небанально, подходить к решению проблем с разных сторон.
Фейнман — безумно интересный. Когда читаешь, как он дурачит службу безопасности при работе над атомной бомбой или разыгрывает коллег, может сперва показаться, что товарищ-то легкомысленный, но тут же объясняется, что это не так, что он ищет дыры в логике, борется с тупой неповоротливой системой, пытается усилить безопасность. И я каждый раз поражалась его энергии, его настойчивости. Он просто берёт какое-то дело и вкладывается на все сто процентов, даже если ничего в нём не смыслит, но ему понравилось.
И в этой довольно лёгкой для чтения книге (да, физика и математика тут есть, но настолько небольшими фрагментами, что почувствовать себя тупицей не успеваешь) автор поднимает и множество проблем, особенно в образовании. Они актуальны не только для Америки и Бразилии, между прочим. Эх, больше бы таких неравнодушных людей.



Юрий Никулин. «Почти серьёзно» [12+]


Улыбка и добро в письменном выражении.


Я ещё помню телепередачу «Клуб «Белый попугай», где немолодые артисты кино и эстрады (да, вот именно так старорежимно хочется выражаться) собирались в псевдокафе, травили байки и анекдоты , пока на жёрдочке крутился и расправлял хохолок белый какаду. Маленькая я была, но в голове отложились спокойные добродушные никулинские интонации (он был ведущим программы).
Тот самый голос, с той же самой интонацией я как будто слышала, когда читала книгу «Почти серьёзно». Очень мягко и по-доброму написано даже о самых сложных моментах в жизни автора и о неоднозначных людях, которых он встречал на пути.
С интересом и улыбкой я читала о его детских проказах (Юрий Владимирович почти извиняется перед учителями за разные «клоунские» выходки) и замечательных родителях. Потом — служба в армии. И война. Финская задела его лишь краешком, а вот Великая Отечественная накрыла с головой. Автор был среди тех, кто оборонял Ленинград. И даже рассказанная крошечная история одной семьи, в гостях у которой он был до блокады, просто рвёт душу. Никулин не смакует кровавых подробностей военных лет, но и не лакирует правду, потому что без смертей, порой совершенно глупых, на войне не бывает.
С заметным облегчением автор закрывает эту страницу, и дальше — долгое повествование о горячо им любимом цирке. И какие там фигуры! Какие удивительные дела они вершат! Тайны закулисья были очень интересными. Приятно, что снова обошлось без грязного белья. Никулин обо всех, даже скандалистах или запойных пьяницах, рассказывает уважительно и спокойно. Но! Только если эти люди — профессионалы, которые болеют своим делом. А таких он узнал немало.
Не менее любопытной была и кинематографическая сторона его жизни. Его превращение из комедианта в серьёзного драматического актёра — через сомнения в себе и даже сопротивление.
Многочисленные байки и анекдоты, которые составляют добрую половину книжной «плоти», заставят улыбаться до ушей. Они остроумные, забавные, порой парадоксальные, местами ироничные, но тоже совершенно беззлобные. Очень радовали и украшали рисунки автора, а также записи из его дневника.
«В Ереване за кулисы к нам пришла пожилая женщина. Она впервые попала в цирк. Приехала с гор. Эта женщина нам сказала: «Большое вам спасибо. Мне так понравилось, как вы выступаете. Так всё понятно — прямо на армянском языке». Нам было приятно это услышать. Ведь в «Маленьком Пьере» мы не произносим ни одного слова».
Вряд ли эта книга перевернёт сознание или заставит пережить катарсис, но она определённо наполнит светом и теплом, а также уважением к профессионалам, которые полностью отдаются любимому делу.


Вера ДОРОШЕВА

Источник фото:Фото: Вера Дорошева, «Хакасия»
401