Какими же они разными бывают, книги о Великой Отечественной войне. Жестокие сражения, шпионские игры, жуткие свидетельства очевидцев из лагерей смерти, истории преодоления в тылу. Объединяет их, наверное, боль. И надежда.
Виктор Смирнов. «Тревожный месяц вересень» [12+]
Роман не о войне, а о воспитании.
Иван Капелюх долечивает ранение в деревне у бабушки. Война уже отхлынула от этих мест, но ещё грохочет, а здесь, в лесах, осталась грязная пена — бандиты, бывшие немецкие прихвостни. Иван надеется, что сможет вскоре вернуться в родной разведотряд, но его назначают «ястребком» — это что-то вроде милиционера. 20-летний парень хоть и не хотел такого назначения, но за дело охраны порядка берётся со всей рьяностью молодости. И мало ему смертельной опасности, но ещё настигает первая любовь.
Я ждала добротную книгу о войне (пусть и в тылу), опасностях, приключениях, а получила больше своих ожиданий. Опасности, расследования и война тут в наличии, их много, но автор этим не ограничивается. Он, точнее главный герой, много размышляет о жизни, познаёт её. Этот странный парадокс, когда 20-летний юноша — уже далеко не мальчишка, он видел смерть и сам едва не умер, он успешно ходил в разведку, и эта наука крепко впиталась в его кровь, он знает цену боевого братства, но при этом ему ещё только предстоит почувствовать любовь, её силу и слабость, попытаться понять людей, обычных людей, разграничить добро и зло, понятия в мирное время такие зыбкие, такие размытые. Читатель размышляет, учится, узнаёт, делает простые житейские открытия вместе с ним.
И особенно приятно, что Иван — замечательный человек. Пусть иногда порывистый, пусть чувства берут над ним верх, а мудрости не хватает. Но он добрый, справедливый и ищет истину, не просто расставляет таблички «чёрное» и «белое» над людьми и явлениями, герой стремится докопаться до сути, почему это — чёрное, а то — белое, и при каких условиях могло бы быть иначе, и как белое становится чёрным (а бывает и такое), а какое чёрное никогда не станет белым, хоть транспарант с противоположным наименованием над ним закрепи.
Главная интрига не сказать чтобы очень хитрая (о кое-каких планах и мотивах бандитов я догадалась раньше Капелюха), но интересно наблюдать за людьми. А люди тут ух какие непростые! Портреты написаны со вниманием к мельчайшим и колоритнейшим деталям, одна бабка Серафима чего стоит! Или первый помощник Ивана, местный мужик Попеленко: жук, хитрец, но когда надо — покажет себя. Да все они запоминаются, каждого принимаешь близко к сердцу. И за короткие сентябрьские деньки, что проходят в книге, прикипаешь сердцем и к жителям села, и к самому этому глухому месту в лесах.
Агния Барто. «Найти человека» [16+]
Раны, которых не видно.
В поэме «Звенигород» Агния Барто рассказала о детях, которые во время войны разлучились с родителями. Прочитав книгу, женщина, у которой так же потерялась дочка, написала автору свою историю, просто написала, ни на что не надеясь. И вот удивительно — при содействии Барто девочка нашлась! Сюжет раскрутили журналисты — и так родилась программа на радио «Маяк» «Найти человека», которая помогла соединиться почти тысяче семей спустя много лет после Великой Отечественной.
Я буквально обливалась слезами, читая книгу. Потому что эти истории о силе надежды максимально правдивы и при всей трагичности светлы. Дети, которые потерялись в трёх-, пяти-, семилетнем возрасте к моменту, когда начала выходить передача, уже стали совсем взрослыми — получили профессию, обзавелись семьями, даже сами детей нарожали. Они благодарны вырастившему их государству или приёмным семьям, но в душе есть прореха, которую способно заполнить только ЗНАНИЕ. Знание того, что их мама или папа, братишки с сестрёнками или бабушки и тётки — есть, живы, что они тоже ищут. И ведь правда — ищут! Негаснущая два десятка лет тоска — это ли не способно растрогать даже огрубевшие сердца?
Однако не только чужое горе или чужая огромная радость от встречи, когда удаётся воссоединить семьи, вызывают бурю чувств. Но и готовность помогать. И не одного лишь автора, который едва ли не мешками измеряет поступающую ему корреспонденцию, но и сотен простых людей, радиослушателей. Школьники и студенты, пенсионеры и простые рабочие, даже те, кто ищет и не находит своих, выражают горячую готовность помочь с поисками чужих им людей. Эта светлая искренность, которая даёт повод автору порассуждать о том, что общество в СССР морально меняется только в лучшую сторону (увы, прогноз не сбылся), воодушевляет. Таких историй не очень много в жизни, читать о них — лечить душу.
Вера ДОРОШЕВА