17:5024 октября 2024
Понятие «майнинг» настолько плотно вошло в нашу жизнь, что новости из этой сферы обсуждают даже старушки у подъездов. В основном, правда, в негативном ключе.
В Хакасии из-за этого самого майнинга, как уверяют энергетики, регулярно происходят отключения света. Потому как добывающие криптовалюту майнеры перегружают трансформаторные подстанции, не рассчитанные на то, что к ним будут подключаться потребители, сосущие энергию на уровне промышленных предприятий. Причём выбирающие её круглосуточно, без перерыва на сон и отдых. А по-другому, вот ведь в чём закавыка, процесс майнинга не организовать. Цифровая валюта по сути своей — эквивалент энергии. Только этим эквивалентом можно вполне успешно производить расчёты, как и обычными деньгами. Пока ещё не везде, конечно, но дело уверенно идёт к повсеместному её применению. Государственная дума, например, руководствуясь поручением президента, приняла в августе закон о майнинге, выведя тем самым эту деятельность из серой, неправовой, зоны, где она долгие годы находилась.
Назревший вопрос
На минувшей неделе в Хакасии прошёл круглый стол, на котором обсуждали перспективы развития майнинга применительно к нашей республике. Инициатором его проведения выступила Торгово-промышленная палата Хакасии. А участниками обсуждения стали как сами майнеры из числа крупных представителей сферы, так и депутаты Верховного Совета республики и Государственной думы России.
Выяснилось, что майнерский крупняк создал даже Ассоциацию промышленного майнинга России. Вошедшие в неё криптовалютчики очень хотят, чтобы их вид деятельности отделяли от серого майнинга, который процветает в гаражах и дачных кооперативах. Увеличение потребления энергии такими представителями сферы малопрогнозируемо, и именно оно несёт главные риски для энергетики регионов. Крупные же игроки рынка цифровых валют готовы вести с государством диалог, находить пути решения накопившихся проблем. Как в части снижения рисков для нагрузки на региональные энергосистемы, так и адекватной налоговой отдачи от своей деятельности в бюджеты различных уровней. Об этом, в частности, говорил президент Торгово-промышленной палаты РХ Владимир Сорокин. Он акцентировал внимание на том, что майнинг, несмотря на свою специфику, может стать одной из важных точек роста для Хакасии — при условии правильного регулирования и тесного взаимодействия с федеральными структурами. С ним согласен и директор Ассоциации промышленного майнинга России Сергей Безделов. Он отметил: принятый в августе 2024 года закон о майнинге стал важной вехой в развитии отрасли. При этом глава профильной ассоциации подчеркнул, что в текущих условиях майнинг — это не только технологическая отрасль, но и инструмент национальной безопасности.
— Майнинг играет важную роль в условиях санкционного давления, и его легализация способствует укреплению экономической стабильности, — заявил Безделов.
Речь идёт о том, что расширение применения криптовалют в расчётах вполне способно стать альтернативой платежам в валютах традиционных, в отношении обращения с которыми на Россию наложено множество ограничений. Тема, конечно, важная. Но наших депутатов волнуют более приземлённые вещи. Применительно к республике это, например, суммы налоговых поступлений, которые должны идти в хакасский бюджет. Особенно с учётом того, что ситуация с его наполнением в этом году весьма плачевная.
Налоги по месту жительства
Председатель комитета Верховного Совета РХ по бюджету и налоговой политике Валерий Марков выступил за внесение изменений в Бюджетный кодекс страны, чтобы налог с оборудования, находящегося на территории региона, поступал в местные бюджеты, даже если юридическое лицо зарегистрировано в другом регионе. Марков отметил: значительные доходы от майнинговых компаний сейчас уходят в столичные регионы, где такие фирмы зарегистрированы. А это создаёт дисбаланс между регионами, предоставляющим мощности и получающим налоговые поступления.
— Если оборудование работает здесь, налоги должны поступать в местные бюджеты. Это ключевой момент, который необходимо решить для справедливого перераспределения доходов между регионами, — считает Марков.
Услышит ли его позицию Москва? Покажет время. Пока же даже в рамках существующей налоговой системы Хакасия может иметь весьма значительные поступления от добычи криптовалют. Математику этого процесса привёл генеральный директор компании Intelion Data Systems Тимофей Семенов. Это та самая фирма, которая выкупила подстанцию под Черногорском и легально разместила рядом с ней так называемую майнерскую ферму весьма приличных объёмов.
Белое и серое
По словам Семенова, легальный майнинг в объёме 50 МВт может приносить в экономику более 1,3 миллиарда рублей ежегодно. При таком обороте только от налога на прибыль в региональный бюджет поступит 480 миллионов рублей, а в федеральный ещё 84,8 миллиона. И это не всё. Поступления от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) с возросшего энергопотребления составят 372 миллиона рублей в год, ещё 221 миллион принесёт уменьшение нагрузки с перекрёстного субсидирования для других потребителей региона. Серый же майнинг, или бытовой, как его ещё называют, при том же объёме выработки сожрёт 438 миллионов рублей, которые до бюджета не дойдут.
— Легальный майнинг — это не просто бизнес, а мощный инструмент экономической стабилизации регионов. Мы говорим о миллиардах рублей ежегодно, которые могут быть направлены на развитие инфраструктуры и снижение тарифов для всех прочих потребителей в таких регионах, как Хакасия, — считает Семенов.
Майнинг в законе
Перспективы легальной работы перед майнерами открыл федеральный закон, регулирующий их деятельность. Об этом, в частности, рассказал участвовавший в круглом столе заместитель председателя комитета Государственной думы России по финансовому рынку Иван Бабич. Хоть закон разработан в сжатые сроки и ещё имеет белые пятна, его главное достижение — легализация отрасли. Депутат подчеркнул, что новый закон — это не только важный шаг для развития криптовалютной индустрии, но и способ улучшения экономической ситуации в регионах с профицитом электроэнергии, таких как Хакасия. Он же заявил, что майнинг следует рассматривать как обычный технологический процесс.
— Его можно сравнить с любой другой индустрией, такой как металлургия. Это новый сектор экономики, и наша задача — обеспечить справедливые условия для его развития, — сказал Бабич.
Эту позицию разделяют и в федеральном правительстве. Вообще, при анализе синхронных движений власти вокруг майнинга становится очевидно, что она приняла стратегическое решение системно развивать эту сферу на территории нашей страны. Отсюда и принятие соответствующего закона, и планы нефтегазовых компаний по выработке электроэнергии из попутного газа для нужд криптодобычи, и помощь с созданием ассоциации промышленных майнеров.
В России появляется новая технологичная отрасль экономики, способная генерировать значительную прибыль. И создают её под государственным крылом. У Хакасии, как у энергоизбыточного региона, есть все шансы занять в её структуре значимое место. Нужно лишь вовремя приложить усилия. Соблюсти баланс интересов государства, бизнеса и региона. Представители законодательной власти республики это отлично понимают.
Виктор ЛЕБЕДЕВ