Абаканский городской суд поставил точку в деле об убийстве 32-летней давности. Фигурант громкого процесса Константин Свиридов (фамилия изменена), бывший офицер милиции, служивший в лихие 90-е в дежурной части УВД по Абакану, а ныне одинокий пенсионер, отправится в места лишения свободы.
Об этой истории мы уже подробно рассказывали в статье «Дело «оборотня» вышло из тени», которая была опубликована в № 11 газеты «Хакасия» от 1 февраля 2024 года. Напомним её содержание.
В ночь на 25 февраля 1992 года жители дома на двух хозяев по улице Чехова услышали шум, крики, мужские голоса за стенкой. В окно разглядели, что у ворот стояла легковушка синего цвета. А утром к семейной паре прибежал испуганный 4-летний сынишка соседки. Из сбивчивого рассказа малыша стало понятно, что случилось нечто страшное.
Как оказалось, мать ребёнка убили. 26-летнюю женщину обнаружили на полу кухни. Она лежала на спине, была одета в ночнушку-халат, а сверху накинуто пальто. Рядом — открытый люк погреба, ноги опущены в яму. На шее — петля из пояса халата и чёткая странгуляционная борозда, указывающая на причину смерти. Вокруг всё перевёрнуто, шкафы и диван отодвинуты от стены.
Галина (так звали погибшую) занималась торговлей на рынке и в скором времени собиралась поехать в Польшу за очередной партией товара. У неё уже были приготовлены и деньги для поездки, и золотые украшения (поляки охотно скупали советскую ювелирку), чтобы приобрести за границей оптом ходовую одежду для перепродажи в Абакане.
Из дома исчезли 37 500 неденоминированных рублей, 10 000 долларов США, а также большое количество вещей (золото, обувь, одежда). По оценкам экспертов, на деньги, вырученные от реализации похищенного имущества, включая ювелирные изделия и валюту, можно было приобрести семь или восемь новеньких машин ВАЗ-2101 (легендарная «копейка» в то время считалась лучшим отечественным автомобилем).
Судя по всему, Галина сама впустила убийцу в квартиру (дверной замок не был сломан). Наверняка знала его, так как постороннему человеку, тем более ночью, точно бы дверь не открыла.
Выяснилось, что ранее она встречалась с 25-летним милиционером Костей Свиридовым, даже жила с ним где-то около четырёх месяцев, но потом прогнала. Мало того что кавалер оказался очень ревнивым, без причин устраивал сцены и пытался её контролировать, так ещё не стеснялся клянчить деньги у девушки (мол, состоятельная, не обеднеет). Но главной причиной было плохое отношение к сыну Галины. Сожитель постоянно раздражался, когда видел малыша, бывало, обижал, ломал игрушки. А однажды открытым текстом предложил возлюбленной отдать мальчика на воспитание бабушке, чтобы «пожить для себя». Но любящая мать не смогла предать своего ребёнка и, не раздумывая ни секунды, разорвала отношения с мужчиной.
А в конце февраля Свиридов вместе с сообщником пришли в квартиру Галины. Визит закончился трагедией: несчастную задушили поясом от халата и магнитофонным проводом. Единственным свидетелем оказался маленький ребёнок. Он сообщил родственникам и следователям жуткие вещи: спал в соседней комнате, проснулся от шума, испугавшись, стал звать маму. Видел двух пьяных мужчин. Один из них — дядя Костя (в милицейской форме), который сказал ему оставаться в кровати, отвернуться к стенке и спать.
Несмотря на показания мальчика, убийство, сопряжённое с разбоем, оставалось нераскрытым более 30 лет. Свиридов придумал алиби, которое тогда не смогли опровергнуть, — якобы он ходил в кино с невестой, которую потом проводил домой, и остался у неё. Девушка всё подтвердила, что неудивительно: Константин, как оказалось, подарил ей кое-что из награбленного (в частности, золотые серёжки), а в дальнейшем пара и вовсе поженилась.
Однако в 2023 году следователи повторно изучили материалы и, найдя важные зацепки, смогли раскрыть особо тяжкое преступление. Благодаря комплексу проведённых следственно-оперативных мероприятий, опросу свидетелей и перепроверке уже имеющихся показаний (в том числе с использованием полиграфа) следствию удалось собрать достаточно данных, подтверждающих причастность 58-летнего жителя Абакана к убийству и разбойному нападению. В результате бывший милиционер-любовник оказался в статусе обвиняемого и попал на скамью подсудимых.
— На суде мужчина вину не признал, вёл себя спокойно и был уверен, что скоро будет отпущен на свободу, — рассказала государственный обвинитель по уголовному делу — помощник прокурора Абакана Наталья Ситникова. — Но в последнем слове подсудимый заявил ходатайство и попросил о прекращении уголовного дела за истечением срока давности, в случае, если всё же будет признан виновным.
В рамках судебного разбирательства по видео-конференц-связи был допрошен сын убитой женщины — теперь уже взрослый житель Томска, ныне предприниматель и отец четверых детей. Он рассказал о том, что отчётливо запомнил из своего детства — о событиях той страшной ночи. Свидетель уверенно опознал и изобличил убийцу своей мамы — того самого «дядю Костю», бывшего милиционера.
Алиби, которое Свиридов придумал в ночь трагедии, было опровергнуто следственным путём. Выяснилось, что подсудимый не мог ночевать тогда у невесты, так как она жила в малогабаритной тесной «двушке» не одна, а с родителями, к себе не приглашала. Эта женщина, с которой абаканец создал семью вскоре после убийства, спустя много лет сдала с потрохами бывшего возлюбленного, когда пара уже развелась. Показания свидетельницы (ныне умершей) были озвучены в ходе судебного процесса.
Также допросили бывшего сослуживца подсудимого. Мужчина заверил суд, что не знал обстоятельств убийства, на место преступления не выезжал, поэтому не мог с кем-либо поделиться информацией. При этом Свиридов с ним недавно связывался и уговаривал подтвердить следователям его версию (в которой всё было ложью).
Судебный процесс длился более семи месяцев (с января по август). В зале суда были допрошены 15 свидетелей (жители не только Хакасии, но и других регионов России), некоторых вызывали для того, чтобы подтвердить зафиксированные в деле обстоятельства. Не раз оглашались показания, данные в ходе предварительного следствия, с целью устранения противоречий. В итоге, по совокупности полученных сведений, вина подсудимого была полностью доказана.
Установлено, что мужчина расправился с жертвой ради денег и ценностей. Его действия судом квалифицированы по пункту «а» статьи 102 УК РСФСР (в редакции федерального закона от 27.10.1960 г.) — умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, совершённое из корыстных побуждений.
Несмотря на то, что с момента преступления прошло уже более 30 лет, суд, учитывая тяжесть и общественную опасность деяния, не нашёл оснований для освобождения абаканца от наказания в связи с истечением срока давности. Мужчину приговорили к лишению свободы на срок 9 лет 9 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Также принято решение взыскать с осуждённого в счёт возмещения морального вреда в пользу потерпевшей стороны (сестры погибшей женщины) один миллион рублей. Приговор пока не вступил в законную силу.
Тамара КИРИЧЕНКО