Верхний баннер в шапке

Корреспондент газеты «Хакасия» добилась создания мемориальной доски Владимиру Капелько

06:3727 апреля

В столице Хакасии торжественно открыта мемориальная доска на доме, в котором жил Владимир Феофанович Капелько – первый заслуженный художник России в Хакасии, создатель всемирно известного метода эстампажного копирования петроглифов на микалентную бумагу («метод Капелько»), археолог и поэт. Это уникальное событие, которое бы не произошло без активного участия сотрудницы газеты «Хакасия». Редактор отдела Елена Абумова искала разные варианты увековечения памяти великого человека, добивалась, привлекала активистов и консолидировала помощь неравнодушных жителей Хакасии.



- Общественная инициатива доказала, что память о людях, создающих культурный код той или иной территории, сохраняется независимо от времени. Владимир Феофанович Капелько ушёл из жизни 24 года назад, но он не забыт, ведь как раз на средства людей, знакомых с его художественным, поэтическим творчеством, с его неоценимым вкладом в историко-культурное наследие России и Хакасии, была создана и установлена мемориальная доска. Это серьёзный шаг, «затесь» на тропе памяти Феофаныча – художника, мыслителя, творца! Капеля жил, Капеля жив, Капеля будет жить, – приветствовал собравшихся Александр Заика, директор музея археологии и этнографии Красноярского государственного университета им. В. П. Астафьева.



В инициативную группу людей, занимающихся увековечением памяти Владимира Капелько вошли журналисты республиканской газеты «Хакасия», экскурсоводы, сотрудники музеев, учёные, археологи, художники, «Волонтёры культуры». При помощи руководителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Дмитрия Левченко и поддержке администрации Абакана удалось сдвинуть дело с «мёртвой точки».


Дмитрий Левченко отметил важность сохранения памяти о гениальных людях, внесших значительный вклад в сохранение культурного наследия не только нашей республики, но и всего мира. Дочери художника, Анна Пономарёва и Ксения Антоненко поблагодарили всех причастных к созданию мемориала, посвящённого их отцу.


Художник и археолог Владимир Капелько посвятил большую часть своей жизни изучению древних петроглифов Сибири. «Методом Капелько» были скопированы многочисленные наскальные изображения в районе рек Мана, Абакан, Туба, Среднего и Верхнего Енисея, выполнены эстампажные копии Сулекских, Оглахтинских, Шалоболинских писаниц.



«Петроглифы — это в первую очередь произведения изобразительного искусства. Я попытался их копировать не для науки, а просто любя и уважая труд художников всех времен и народов», — писал Владимир Капелько.



С 1960-х годов в поисках наскальных изображений художник прошёл километры степей, гор и горных рек. В 1983 году Владимир Капелько поселился в Абакане. Вместе с женой, историком Эрой Севастьяновой он разработал археологическую экспозицию Хакасского краеведческого музея, включая художественную реконструкцию архаического культового пространства. После его пригласили в Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова, где он работал над археологической экспозицией с 1986 по 1989 год.


Владимир Капелько отражал не только исторический, но и художественный аспект сибирских древностей. В 1990 году Капелько участвовал в оформлении экспозиции выставки «Советская Россия» в одном из музеев Швеции. Снятые на микаленте копии сибирских петроглифов имели на выставке большой успех. Впоследствии его коллекция «Петроглифы Древней Хакасии» выставлялась в Красноярске, Алма-Ате, Фрунзе, Новосибирске и Абакане.


Работы Капелько хранятся в музеях Москвы, Томска, Минусинска, Абакана, Красноярска, в частных коллекциях России и за рубежом.

Источник фото:Фото Равиля Дзязько
1838