Верхний баннер в шапке

На переднем крае

Чем запомнился Донбасс депутатам Верховного Совета Хакасии
11:4411 апреля 2025
В копилке Верховного Совета Хакасии есть немало соглашений о межпарламентском взаимодействии с законодательными органами разных регионов нашей страны. Но подписание такого документа с Народным Советом Луганской Народной Республики следует выделить особо. Почему?

Об этом рассказал председатель Верховного Совета Хакасии Сергей СОКОЛ. Недавно он с делегацией республиканского парламента вернулся из Донбасса. Отчёт об этой поездке даже был озвучен на сессии Верховного Совета. И стал, кстати, одним из самых эмоциональных вопросов повестки.

— Сергей Михайлович, почему отчёту о поездке депутатов в Донбасс было уделено столько внимания? Почему высказался каждый депутат, там побывавший?

— Потому что республика должна знать, чем там занимались представители законодательной власти. Трансляция работы сессии ведётся онлайн, и посмотреть отчёт мог любой желающий.

— Давайте поговорим о деталях этой поездки. Насколько сложно попасть в новые регионы?

— Пути могут быть разные. Можно ехать на машине до КПП на границе, а потом добираться до нужной точки. На въезде досмотра нет, а вот на обратном пути транспорт уже досматривают. Можно ехать на поезде до Ростова, как мы сделали. И уже оттуда на двух машинах передвигались по маршруту. Взяли автомобиль представительства Хакасии и машину, которую подарил депутату Анастасии Кочергиной один красноярец. Настя часто бывает в Донбассе с концертами. Машина старая, 2005 года выпуска. Но пока ездит. Правда, свет не работает, поэтому ехали, ориентируясь по фарам впереди идущего автомобиля.

— Какие меры безопасности нужно соблюдать, находясь на этой территории?

— Там важно ориентироваться в участках, которые открыты для проезда. И они постоянно меняются. Где стало безопасно, можно ездить. А где-то передвигаешься с риском для жизни. Я когда служил в этих местах добровольцем, ездил из Горловки в Донецк через Ясиноватую. Это был относительно безопасный маршрут, но два километра из него пролетать следовало на максимально возможной скорости.

Ночью лучше ехать без фар. Но тогда есть риск наткнуться на нашу военную технику. В общем, всегда нужно соблюдать баланс, чтобы тебе было что-то видно и чтобы тебя не засёк дрон противника. И люди там живут так каждый день. Хорошо, что наши коллеги-депутаты увидели всё это своими глазами. То, что там норма жизни, для других может поначалу стать шоком.

— Вы посетили несколько точек. Были в том числе и в Горловке. Её до сих пор обстреливают?

— Да. Туда мы поехали на местной машине, чтобы не выделяться. И одеваться старались соответственно. Всё же официальная делегация регионального парламента для врага — сладкая цель. Мы были там в пятницу, а во вторник дрон атаковал горловский маршрутный автобус. Наш сотрудник пресс-службы Денис Баталов говорил, что нигде и никогда так часто не смотрел на небо.

Но люди в этой обстановке живут. Город развивается. Когда я служил в этих местах, то по центральным улицам можно было только на танке проехать. А теперь там хорошие дороги (Кемеровская область Горловку курирует), но появляются новые воронки от атак дронов.

— Был период, когда некоторые политики в Донбасс ездили для фотосессий. С чем туда приехала делегация из Хакасии?

— Мы привезли гуманитарку. Две фуры, которые отправили комитет семей воинов Отечества и наши депутаты. Груз собирала вся Хакасия. Распределением его на месте занималась депутат Ольга Городкова. В этот раз Хакасия отправила бойцам и адресные посылки. Часть мы отвезли в мотострелковый полк 1307. Там служит много бойцов из Хакасии, есть иркутяне, солдаты из Ханты-Мансийска. И было приятно видеть всех сразу. Выяснилось, что они меня знают и помнят.

— Ещё вы побывали в посёлке Володарск в Свердловском муниципальном округе. Как идёт капитальный ремонт школы, с которым помогает республика?

— Хорошо. Вот только республика не платит подрядчику. Общая стоимость работ — порядка 140 миллионов. Подрядчик зашёл туда в марте, но пока всё делает на свои деньги. На это я обратил внимание главы Хакасии на сессии Верховного Совета, когда мы вернулись. Допускать такого нельзя. Это репутационные издержки для всей республики.

— В то время, когда вы находились в Донбассе, ваши оппоненты подавали это событие чуть ли не как увеселительную поездку. Что можно им сказать?

— Сложно подобрать печатные слова.

— Ваш коллега Михаил Молчанов на сессии в выражениях не стеснялся. Назвал таких людей «интеллектуальными недомерками». Оправданна ли столь жёсткая критика?

— Молчанов в Донбассе с 2022 года. Ездил туда неоднократно волонтёром. В том же Донецке и близлежащих городах и посёлках он ориентируется не хуже, чем в Хакасии. И сейчас туда опять возвращается. Может, тем, кто считает, что мы развлекались, съездить туда? Посмотреть, как в центре Донецка, где мы брали машину, стоит жилая шестнадцатиэтажка, а в ней заплатка из нового кирпича. Снаряд туда прилетел. Вот это, конечно, нужно своими глазами увидеть и прочувствовать.

Когда служил по контракту, обеспечивая аэроразведку, тесно работали с одной бригадой. Общались с комбригом на эту тему. Обсуждали блогеров и диванных аналитиков, которые любят критиковать, не выходя из дома. И комбриг, Герой России, который в Волноваху на броне заходил, сказал:
— А пусть они сюда приедут. Увидят всё своими глазами. Я их со штурмовиками познакомлю.

Он там с 2019 года, четыре дочки у него. И он знает, о чём говорит.

— А по итогам общения с нашими бойцами вы почувствовали, насколько они устали? Вопрос демобилизации стоит остро?

— Ребята, конечно, хотят вернуться домой. Это понятно, и это нормально. Но есть общее понимание, что СВО нужно закончить победой. И победа не за горами. При этом они внимательно следят за тем, как здесь живут их родные и близкие. Как относится к ним наше общество, пока они несут службу. И не всегда их радует то, что они узнают.
Для многих стоит вопрос: что они будут делать, когда вернутся? Кем они будут в мирной жизни? И наша задача как представителей власти сделать так, чтобы они понимали: здесь ждёт работа и достаток для них и их семей, когда всё закончится.

— Депутат Григорий Назаренко, рассказывая об этой встрече на сессии Верховного Совета, сказал: «Мы своих солдат не должны ни предать, ни бросить». Действительно ли есть такой риск?

— Глядя на то, как работу по теме СВО ведёт наша исполнительная власть, риск есть. Поэтому мы в Верховном Совете создали межфракционную группу, которая как раз занимается такими вопросами.

— И какие из них стоят наиболее остро?

— От своевременных выплат до создания реабилитационных центров. Но самое важное: чтобы экономика республики могла принять и дать шанс на достойную жизнь всем, кто вернётся из зоны специальной военной операции.

— Вы были в Донбассе много раз и в разные годы. Как он меняется сейчас?

— Это территория, продолжающая жить возле линии соприкосновения. Каждый остро ощущает это, выезжая через КПП на землю Ростовской области. Сразу всё меняется у человека внутренне, и внешне тоже очень много отличий. В той же Горловке, несмотря на тяжёлую обстановку, которая из-за дронов стала хуже, чем когда я там служил, на улицах оживлённо. Общественный транспорт ходит с РЭБ (средствами радио-электронной борьбы). Город живёт вопреки обстоятельствам. Люди ко всему привыкают.

Мне было приятно на выезде из Горловки показать коллегам своё бывшее расположение. Тот подвал, где мы жили с однополчанами пять месяцев, где был наш командный пункт.

— Насколько там работа муниципальных властей отличается от нашей?

— Они по-военному работают. В Свердловском районе, которому мы оказываем помощь, одноуровневая система муниципальной власти. Единоначалие. Им не до размазывания результата по тарелке. Мэр авторитарный, но иначе управлять невозможно. Всё жёстко и эффективно. То, что город держится и развивается, — это их заслуга. Жизнь и работу там и здесь не сравнить.

— А перенести сюда можно?

— Здесь же все взвоют. Когда я с этими принципами приехал оттуда в 2023 году, то столкнулся с тем, что люди не очень понимают и принимают такой подход. Уклад другой. Но с таким укладом там выжить невозможно.

— Пока наша делегация была в Донбассе, в Хакасии обсуждали, не много ли депутатов туда поехало...

— А много — это сколько? Выехали туда я и мой заместитель Григорий Назаренко. Анастасия Кочергина и Михаил Молчанов присоединись к нам уже там. Ольга Городкова была в числе сопровождавших гуманитарный груз. Но я больше скажу. Хорошо, если бы туда поехало куда больше наших депутатов. Там каждому работа найдётся. Общение с представителями других регионов очень востребовано. Когда мы в ЛНР соглашение подписывали, то нас сразу местные депутаты обступили и стали наперебой приглашать в разные места, чтобы показать, как они живут. Вот приехал бы я один. Подписал документ, пообедал и уехал. Но это не тот регион и не то время, когда такое уместно.

Люди видят, что прибыла целая группа депутатов, что их поддерживает целый регион. Хакасия там сразу по-другому представляется и воспринимается. Есть государственная необходимость, чтобы таких встреч сейчас было как можно больше.

— Какая встреча в этой поездке оставила у вас в душе самый эмоциональный след?

— Мне особенно запомнились глаза и лица наших парней. Как усталость на них сменялась радостью, когда мы вручали посылки из дома.
А ещё встреча с митрополитом Горловским и Славянским Митрофаном. Мы с ним знакомы со времени моей службы по контракту. Хотел с ним увидеться, но встреча могла не состояться. Он собирался ехать бойцов крестить, пошёл дождь, и он нас дождался в храме. А в храм, где он служит, было уже четыре прилёта. Но митрополит продолжает трудиться. Там бойцы массово крестятся. Люди разной судьбы. На переднем крае они принимают православную веру. Вот общение с таким настоящим фронтовым батюшкой, который многое видел, запомнилось очень сильно.
Подпись к фото:Сергей Сокол, Анастасия Кочергина, Григорий Назаренко везут гуманитарный груз участникам СВО
Источник фото:ВС РХ
Комментарии: 1 шт
727
Прохожий
11.04.2025 12:26:42
Очень хорошее представление дат это интервью о том, что на Донбассе происходит.
Ответить

Оставить новый комментарий
0 / 300
Комментарий будет отображен после проверки порталом
Добавить комментарий