Верхний баннер в шапке

Александр Карелин: «Кто мы такие?»

Глазами профи-нциала. В центре внимания — человек-легенда
17:5707 ноября 2024
Нуждается ли он в представлениях? Достаточно, пожалуй, сказать: «Александр Карелин» — и всё сложится: трёхкратный олимпийский чемпион по греко-римской борьбе. При подведении итогов межрегионального конкурса журналистского мастерства «Сибирь ПРО» в Новосибирске Александр Александрович награждал автора этих строк за победу в номинации «Герой нашего времени». Чуть позже человек-легенда согласился дать интервью газете «Хакасия».

Что реет в вышине и зовёт за собой?


— Александр Александрович, хотелось бы начать разговор с Олимпиады, которая этим летом прошла в Париже. Какие впечатления она оставила?
— Олимпиада принесла нам, борцам, замечательную возможность порадоваться за коллегу из Кубы. Михаин Лопес Нуньес стал первым в истории пятикратным олимпийским чемпионом по греко-римской борьбе. Победил в финале в весовой категории до 130 килограммов Ясмани Акосту Фернандеса из Чили со счётом 6:0.
Его наставник Рауль Трухильо, главный тренер сборной Кубы, — воспитанник новосибирского тренера Василия Александровича Иванова, заслуженного тренера РСФСР (светлая ему память). После Олимпиады Михаин Лопес Нуньес приехал в Новосибирск. Для нас он, можно сказать, спортивный внук.
Он заметно превзошёл рекорд первого трёхкратного олимпийского чемпиона Александра Васильевича Медведя, который недавно ушёл из жизни.

— Многие критиковали открытие Олимпиады.
— Я не смотрел.

— Что происходит с олимпийским движением сегодня, на ваш взгляд?
— Оно в моём восприятии утратило свою автономность. Мы видим попытки любой ценой исказить принципы и идеалы, угодить кому-то, кто к олимпийскому движению не имеет никакого отношения. Я думаю, что со временем все те, от кого многое зависит, поймут бесперспективность такого подхода. Волей-неволей рыночные условия и рекламные контракты отрегулируют принципы спортивной состязательности. Станет ясно, что подобное отношение не принесёт ничего для болельщиков. А ведь именно для них всё это делалось, а не для рекламных контрактов. Только в таком случае Олимпийский комитет вернёт уважение как полноценный участник мирового сообщества на уровне ООН и других международных институтов.
Что касается России… Нам нужно достичь тех целей, что поставлены Верховным главнокомандующим по итогам спецоперации. Я одно могу сказать: нас боялись раньше. Боятся нас и сейчас. Не могут простить успехов, достигнутых с 1952 года, когда впервые сборная Советского Союза участвовала в Олимпийских играх в Хельсинки. И не просто участвовала. Возьмите для примера борцов, четыре представителя классической борьбы выиграли золотые награды.
В борьбе классической, напомню, еврей из Киева Яков Пункин, выиграв Олимпийские игры, плакал вместе с судьёй, поднявшим ему руку. А знаете почему? У обоих были набиты на руке лагерные номера. Он через восемь лагерей прошёл в те годы и, тем не менее, выиграл олимпийское золото. Поэтому нам ещё и этого вклада в победу над фашизмом не могут простить.

— Елена Валерьевна Вяльбе однажды сказала, что они не могут нам простить Олимпиаду в Сочи. Сочинские Игры переплюнули всё, что было до этого и после.
— Это кульминационный момент. Мы перестали проявлять растерянность после утраты советской государственности и показали, что Россия способна даже в субтропической зоне проводить зимние Олимпийские игры. Назовите мне ещё хоть одну страну, которая способна на такое.

— Перед многими спортсменами стоял выбор — ехать или не ехать в Париж? Я сейчас не про борцов говорю, а в целом.
— Я высказывал своё мнение до того и повторю сейчас. Сильное государство не должно перекладывать подобное решение на плечи спортсменов. Это должно быть мнение государства, федераций.
Мы терпели, напомню, до последнего. Мы предполагали, что, даже несмотря на тенденциозные суждения, беспочвенные обвинения, начиная от допинговых скандалов, продолжая ещё какими-то домыслами, фантасмагориями, отношение к нам не изменится. Хотя мы участвовали во всех отборочных турнирах, прошли все лицензионные мероприятия, сдавали необходимые допинг-тесты…
Мы через всё прошли и ожидали, что к нам не будет больших претензий, кроме тех, что имели место: выступать без флага и гимна. Но они решили, что и этого мало. И поставили Россию в заведомо неприемлемые, а следовательно, неисполнимые условия. Случилось это в последний момент: тем, кто прошёл отбор, отказали, пожелав допустить других, менее сильных. Мы сочли единственно возможным решение не ехать на Олимпиаду.
Самую прозорливую позицию, на мой взгляд, заняла Федерация тенниса России. Несмотря на ужасные требования, в международных рейтингах до сих пор остаётся почти 670 россиян всех возрастов. Им не запрещают участвовать во всевозможных соревнованиях. Но президент Федерации тенниса России Шамиль Анвярович Тарпищев сделал это загодя, что говорит о силе дипломатии и готовности настаивать на соблюдении наших интересов. Для меня он — образец спортивного руководителя.

— Много разговоров и о допинге. Всё ли в России так плохо, как нам пытаются вменить на Западе?
— У нас нет государственной системы допинговой поддержки, нет юридического сопровождения. В одном из печатных изданий была приведена статистика. Из десяти случаев положительных допинг-проб у американцев доходит до идентификации один, в таких европейских странах, как Германия, Италия, Франция, — два. Восточные страны — семь из десяти. А у нас их девять из десяти. Редкий случай, когда хоть один спортсмен может объяснить, почему в его организме тот или иной след обнаружен. То есть мы к этому не готовились. Мы этим не злоупотребляли никогда. Повторяю, у нас нет на государственном уровне допингового сопровождения. Есть опережающие требования, всегда так было, и в советский период, и в постсоветский, и сейчас. Никогда у нас ребята не выезжают на соревнования, если не соответствуют высоким требованиям допинг-тестирования.
Все наши допинг-лаборатории созданы по лекалам английской антидопинговой службы. Английской! Учитывая все технологии. Но теперь внимание: канадские спортивные юристы — Ричард Макларен и иже с ним — упрекают в том, что у России они плохие.
Упомянули вы Сочинскую Олимпиаду. Напомню, государство вложило огромные деньги в преддверии Игр в Сочи в создание Российского антидопингового агентства (РУСАДА). Были созданы три лаборатории — Дальневосточная, Московская и Сочинская. А это, повторюсь, миллионные затраты. Упрекать нас в том, что в России существует система подготовки спортсменов с применением допинга, несправедливо.

— Но факты дают о себе знать.
— Есть вспышки жадности, потому что премиальные государство платит такие, что некоторые тренеры сдержаться не могут. Так хочется получить приз, что уже пренебрегают здоровьем своих воспитанников и репутационными рисками.

— Про Камилу Валиеву появилась информация в Сети. Оказывается, вины нашей фигуристки нет в том, что её дисквалифицировали.
— По Камиле принято тенденциозное, подлое решение. И возникшая за ним последующая травля — только для того, чтобы сделать больнее.

Герой на все времена


— Вы упомянули Александра Медведя…
— Александр Васильевич — первый, кто показал нам, что один человек может быть трёхкратным. И я рад, что являюсь за ним в очереди следующим.

— Вы же очень хорошо знали Ивана Сергеевича Ярыгина. Каким он вам запомнился?
— Такой же бескрайний, как Сибирь. Сибирский — по своему жизнелюбию. Такой же разухабистый, как наш климат. Такой же разноликий, как населяющие Сибирь народы. Рыжий, по-настоящему солнечный. Бескрайний в дружбе своей, искренний в своей преданности и вере тренеру. И первому тренеру своему — Владимиру Ильичу Чаркову. И тренеру, который вместе с ним достиг этих двух олимпийских высот, — Дмитрию Георгиевичу Миндиашвили. Будучи президентом Федерации спортивной борьбы России, выступил как объединитель. Не дал даже повода задуматься о разделении борцов на классиков и вольников.
Иван Сергеевич уникальный, очень красивый, с обезоруживающей улыбкой на его широком скуластом лице. Там всё сразу, в этих светло-солнечных глазах.
9 ноября в Таштаголе запланировано открытие памятника Ивану Ярыгину. Иван Сергеевич же родился 7 ноября 1948 года в посёлке Усть-Камзас Таштагольского района Кемеровской области. Это потом их семья переехала в Красноярский край. Деревня Сизая Шушенского района стала местом жительства.
Приезжайте 9 ноября. Идея воплощена в жизнь силами борцов, угольных компаний.
В Сибири, куда ни посмотри, всё удивительно.

Стечение совпадений


— Ваш папа был боксёром, тем не менее вы пошли в борьбу. Отец какое оказал на вас влияние?
— Он до сих пор оказывает.

— Это само собой как-то получалось?
— Ничего само собой не происходит. В какой-то момент он сказал, что балбесничать, разгильдяйничать не позволено. Должен быть сильным, дисциплинированным. А для того, чтобы помогать семье, нужно стать ещё сильнее. Для чего они меня с мамой родили? Чтобы их старость была защищена и обеспечена.
Первая тренировка, на которую я пришёл, проходила в зале бокса, это правда. Всё бы ничего, но там били по лицу. Сразу понял, что с разбитым лицом перспектив познакомиться с девчонками у меня вообще не будет.
А потом к назиданиям папы, Александра Ивановича, и уже, к сожалению, почившей мамы Зои Ивановны добавились удивительные изыскания и методики тренера Виктора Михайловича Кузнецова.

— Но ведь залог успеха ещё и характер, я правильно понимаю?
— Нет.

— Трудолюбие?
— Нет, это совпадение. Да, совпадение предков, которые пришли на эту землю по приговору. Совпадение традиций, которые были на этой земле до прихода русских в Сибирь. Совпадение в том, что мы несём на себе сложное определение. Совпадение дедов, один из которых пошёл на советско-финскую, но погиб в первые дни среди 10 тысяч человек, защищавших станцию в Карелии. Совпадение учителей, с которыми мне повезло. И в школе, и в зале, и в целом по жизни.
Поэтому задумайтесь, кто мы такие, кто здесь живёт. У нас бескрайние территории. Спросите у любого терапевта, какие нагрузки на организм приходятся у россиянина. У нас ведь слишком большая разница температур: от минус 40 до плюс 40. А мы здесь живём. И люди, которые были обижены государством, и их потомки, тем не менее, шли защищать Москву. Поэтому это совпадение. Мне просто повезло.

— Сибирь действительно спасла Москву.
— Мы и сейчас спасаем, если вы заметили. Поэтому вы молодец, что о Сибири пишете. И рассказали в своём материале про хирурга Фёдорова, который был дружен с Иваном Сергеевичем Ярыгиным. И то, что Владимир Георгиевич и в Аскизе успел поработать, и в Красноярске, и в Черногорске, и в Саяногорске, очень здорово. Получился хороший портрет человека, сделавшего около 40 тысяч операций. При условии, что в Саяногорске живёт 44 тысячи населения (имеется в виду статья «Дни хирурга Фёдорова» от 14 июня 2024 года, победившая в межрегиональном конкурсе журналистского мастерства «Сибирь.ПРО». — А.Д.).

Когда нужное с детства смотрел и читал


— Александр Александрович, я знаю, вы любите читать, слушать музыку. Какие предпочтения?
— Всё то же самое, что и было. Я старомоден.

— Распутин, Астафьев, если брать литературу?..
— И Распутин, и Астафьев, конечно же. У Распутина больше пессимизма по понятным причинам, особенно в последних его вещах.
Астафьев — более «кирзовый». Есть у кого-то замечательная фраза: «Посмотри на эти кирзовые лица». Он из таких. Замечательный. Сибирский.

— А Шукшин, Высоцкий?
— Прекрасно к ним отношусь. Малые формы Шукшина — просто сказочные. Высоцкий соразмерен Пушкину в умении обращаться с русским словом. Обратите внимание на концентрацию смыслов, заложенных в его стихах, песнях.

— А в кино какие-то предпочтения?
— У меня нет, к сожалению, фильма, который я регулярно пересматриваю. Про актёров что бы сказал… Задумайтесь, откуда Иннокентий Смоктуновский пришёл? Томская область. Откуда пришёл картавый, со сложной ломаной рифмой, но сказочно богатой палитрой Роберт Рождественский? Алтайский край.
Из Тарского округа Сибирского края Михаил Ульянов. Теперь это Омская область. Человек с огромными актёрскими данными. Какой спектр ролей: от Ленина до маршала Жукова. Тот же Шукшин из Сростков. Алтай. Территория наша бескрайняя насыщена разноликими персонажами. И гордо несёт своё имя — Сибирь.

— Вы ведь тоже могли переехать в Москву или Питер, но всё-таки остались здесь.
— Что значит «всё-таки»? Не все рвутся туда, поверьте.
Я прошу вас, тех, кого видите по телевизору, не называть многими. Большинство живёт здесь. Они каждый день ходят на работу, делают своё дело. Кто-то зубы лечит, кто-то людей спасает, как ваш герой Владимир Фёдоров.
Если мы отсюда уедем, то кто здесь останется? К кому поедут в гости в благословенную, бескрайнюю и пугающую своими просторами Сибирь? Уже не к нам. Где вы столько воды увидите живой?! Столько воздуха?! Где? Где вы увидите таких сдержанных в своих проявлениях, но настоящих людей?
Человек, который уехал туда, условно говоря, прокалывает себе ухо и, будучи мужчиной, вставляет серёжку, благодаря которой, как ему кажется, его заметят там быстрее. Мне это непонятно. Покрывать себя нужно славой и репутацией, а не серёжками и татуировками.

Места отдыха изменить нельзя


— А где вы любите отдыхать? Есть у вас какое-то любимое место?
— Республика Алтай среди таких. Красивая природа, замечательные люди. Как и в других регионах, впрочем.
Кемеровская область мне близка. Всё это очень родное.
Одно из последних путешествий на машине без пафоса, как я говорю, было как раз по Хакасии. Озёра Шира, Белё, Тус, Иткуль…Туимский провал. Сундуки. Сразу могу сказать, что далеко не все достопримечательности видел. Но я люблю путешествовать. Россия поражает своей бескрайностью.
Дальний Восток очень привлекает. Касатка, которая на тебя смотрит из-под воды, с плавником в мой рост. Сивучи, каланы!.. Сибирь, Дальний Восток — они же, образно говоря, как братья. Настолько всё красиво и удивительно! И всё это — Россия.
Беда наша в том, что мы плохо знаем свою страну. Благодаря тому, что сейчас произошло, что Запад стал к нам враждебно относиться, мы можем заглянуть в регионы. У меня такая счастливая возможность была в своё время. Я как участник сборной страны ездил и на сборы, и на соревнования. Хорошо, что мы не в одном месте состязались и не только в столицах. А теперь я могу наносить визиты как сенатор. У меня есть замечательный повод чаще приезжать в Беларусь и перенимать их опыт. Потому что вижу там не одно-два предприятия, а гораздо больше. Их удалось сохранить со времён Советского Союза. И, что радует, они в хорошем состоянии, приносят пользу государству.
Чтобы понять, кто мы такие, надо понять, где находимся и почему. Конечно же, к этому ко всему надо знать историю. Тогда остальное будет намного проще, не возникнет глупых вопросов.
Теги:
Источник фото:предоставлено организаторами конкурса «Сибирь.ПРО»
Комментарии: 0 шт
151
Оставить новый комментарий
0 / 300
Комментарий будет отображен после проверки порталом
Добавить комментарий