89% россиян сталкиваются с хамством
Социологическое агентство «Вебер» узнало у россиян, как часто они сталкиваются с хамством, как реагируют на него, и какие качества характеризуют воспитанного человека.
«Веберу» удалось узнать, что 89% россиян так или иначе сталкиваются с хамством. Большинство опрошенных интерпретируют хамство как неуважение, безразличие и высокомерное поведение. А также — оскорбления, грубость и унижения с переходом на личность. При этом 92% респондентов считают себя воспитанными людьми.
Своим мнением о том, как относятся к хамству в России, поделилась руководитель социологического агентства «Вебер», начальник управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова:
— Приятно осознавать, что грубое отношение, или попросту хамство, не является частью нашего менталитета – так считают 66% в России. А вот желание заступиться, помочь, позаботиться, примирить нарастающий конфликт как раз заложено в нормах социальной жизни, что и отразилось в ответах респондентов. Вместе с тем, каждый второй (45%) уверен, что на хамство не нужно отвечать хамством.
Как часто россияне сталкиваются с грубостями:
- Ежедневно — 15%
- Несколько раз в неделю — 21%
- Несколько раз в месяц — 25%
- Несколько раз в год — 29%
- Не сталкиваются — 4%
Участники опроса рассказали, что при столкновении с грубостью они игнорируют ее (48%), но когда с хамством сталкивается другой человек, то стараются его защитить (45%). При этом, большинство опрошенных (74%) считают, что люди терпят и игнорируют грубости, потому что не хотят создать конфликтную ситуацию.
Топ качеств воспитанного человека по мнению россиян:
- Всегда вежлив и доброжелателен — 62%
- Уважает другие культуры и взгляды — 53%
- Соблюдает правила этикета — 32%
- Грамотно разговаривает — 30%
- Опрятен и следит за собой — 24%
- Обладает широким кругозором — 23%
- Не матерится — 20%
- Не опаздывает — 15%
Абсолютное большинство согласны, что грубое поведение не зависит от пола, возраста, образования или уровня достатка. А 45% считают, что государство должно повлиять на это: хамов в общественных местах наказывать штрафами и популяризировать вежливое поведение.
Данные социологического агентства «Вебер» — проекта АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы». Изучение общественного мнения проводилось АНО «Диалог Регионы» 11 марта 2024 года в сети методом River Sampling среди 1400 респондентов старше 18 лет.