18:4703 декабря 2024
Труппа Минусинского театра не в первый раз идёт на эксперимент и предлагает свою сценическую версию классических произведений. На сей раз на суд зрителя представлен почти трагифарс по повести Александра Пушкина.
Кто и не читал «Пиковую даму», всё равно знает её содержание: старая графиня владеет секретом трёх карт, способных принести выигрыш. Чем занималось высшее общество? Собирались в домах знатных семейств, перемывали всем косточки и, делая ставки, играли в карты. Входным билетом в привилегированное собрание служили происхождение и деньги. Стать богатым хотел каждый. В том числе и герой повести Германн. Этакий денди, следящий за игрой друзей, но в ней не участвующий. Человек бережливый, он понимает, что можно выиграть, а можно и проиграть. Пожалуй, жизнь его была предсказуема: женитьба на доброй и хозяйственной девушке, дети, работа, добропорядочная старость. Если бы...
...Если бы один из молодых людей, всю ночь игравших в карты, не рассказал о случае, произошедшем с его бабушкой.
Ах, как хороша была в молодости графиня! При её появлении на сцене все зрители замерли, некоторые даже моргать перестали (постановка для тех, кому 18+). Строго по тексту: «...ездила в Париж и была там в большой моде. Народ бегал за нею, чтоб увидеть la Vénus moscovite (московскую Венеру. — И.С.); Ришелье за нею волочился, и бабушка уверяет, что он чуть было не застрелился от её жестокости. В то время дамы играли в фараон. Однажды при дворе она проиграла на слово герцогу Орлеанскому что-то очень много». Так как муж был не в состоянии выплатить долг, выручил её друг, граф Сен-Жермен. Денег он ей не дал, зато назвал три карты, с помощью которых можно отыграться. Что графиня и сделала. До сих пор бабушка имеет капитал, следит за модой и посещает балы.
Следует отметить, что в то время молодёжь увлекалась мистической литературой, потому рассказ упал на подготовленную почву. И дал ростки. Внешне сдержанный Германн (артист Илья Леонов) в душе был азартный игрок. Только сила воли удерживала его от желания сесть за стол и дать волю своей тайной страсти. И вот он, шанс! Стать любовником графини? Пасть ей в ноги и призвать к жалости? Как узнать эти три роковые карты?
Постановка минусинской труппы отличается от классической подачи. Ни на строчку не отходя от текста, режиссёр Людмила Исмайлова придала содержанию иной смысл, сделав ставку не столько на мистику (хотя без неё не обошлось), сколько на фарс: «Наш герой играет с судьбой, он хочет выиграть всё и сразу. Чем закончится эта игра, предсказать невозможно. В произведении, на мой взгляд, очень много юмора. И мне бы не хотелось, чтобы зрители шли на классический мистический спектакль. Это наша попытка разобраться в истории, лежащей в основе повести, игровая попытка, хулиганская в чём-то. Ведь Пушкин и сам был довольно хулиганистый человек, это Пушкин не из учебника».
Ещё как не из учебника. Алчный Германн использует в своих целях трепетную, наивную и романтичную воспитанницу графини (актриса Валерия Харитонова). Двойную сущность графини мастерски демонстрирует актриса Инга Струльникова. Она моментально перевоплощается из молодой и дерзкой женщины в капризную и вздорную старуху.
А свита? Камердинеры и горничные развлекаются, смотря со стороны на метания Германна, трепещущую в ожидании любви Лизу и наслаждающуюся жизнью графиню.
И всё так узнаваемо в дне сегодняшнем: желание быстрых денег, развлечения золотой молодёжи, обман доверчивых людей.
Богатство, дающееся легко, — от дьявола. Игра в этом случае идёт не на столе, а на поле высших сил, на котором человек однозначно проигрывает.
«Тройка, семёрка, туз…» — Германн уверен, что теперь фортуна всегда на его стороне.
Но зло порождает зло. И за него придётся ответить.
«Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!» — воскликнул Александр Сергеевич, давая оценку своей поэме «Борис Годунов». В отношении всех, кто причастен к постановке «Пиковой дамы», можно сказать то же самое...
Кто и не читал «Пиковую даму», всё равно знает её содержание: старая графиня владеет секретом трёх карт, способных принести выигрыш. Чем занималось высшее общество? Собирались в домах знатных семейств, перемывали всем косточки и, делая ставки, играли в карты. Входным билетом в привилегированное собрание служили происхождение и деньги. Стать богатым хотел каждый. В том числе и герой повести Германн. Этакий денди, следящий за игрой друзей, но в ней не участвующий. Человек бережливый, он понимает, что можно выиграть, а можно и проиграть. Пожалуй, жизнь его была предсказуема: женитьба на доброй и хозяйственной девушке, дети, работа, добропорядочная старость. Если бы...
...Если бы один из молодых людей, всю ночь игравших в карты, не рассказал о случае, произошедшем с его бабушкой.
Ах, как хороша была в молодости графиня! При её появлении на сцене все зрители замерли, некоторые даже моргать перестали (постановка для тех, кому 18+). Строго по тексту: «...ездила в Париж и была там в большой моде. Народ бегал за нею, чтоб увидеть la Vénus moscovite (московскую Венеру. — И.С.); Ришелье за нею волочился, и бабушка уверяет, что он чуть было не застрелился от её жестокости. В то время дамы играли в фараон. Однажды при дворе она проиграла на слово герцогу Орлеанскому что-то очень много». Так как муж был не в состоянии выплатить долг, выручил её друг, граф Сен-Жермен. Денег он ей не дал, зато назвал три карты, с помощью которых можно отыграться. Что графиня и сделала. До сих пор бабушка имеет капитал, следит за модой и посещает балы.
Следует отметить, что в то время молодёжь увлекалась мистической литературой, потому рассказ упал на подготовленную почву. И дал ростки. Внешне сдержанный Германн (артист Илья Леонов) в душе был азартный игрок. Только сила воли удерживала его от желания сесть за стол и дать волю своей тайной страсти. И вот он, шанс! Стать любовником графини? Пасть ей в ноги и призвать к жалости? Как узнать эти три роковые карты?
Постановка минусинской труппы отличается от классической подачи. Ни на строчку не отходя от текста, режиссёр Людмила Исмайлова придала содержанию иной смысл, сделав ставку не столько на мистику (хотя без неё не обошлось), сколько на фарс: «Наш герой играет с судьбой, он хочет выиграть всё и сразу. Чем закончится эта игра, предсказать невозможно. В произведении, на мой взгляд, очень много юмора. И мне бы не хотелось, чтобы зрители шли на классический мистический спектакль. Это наша попытка разобраться в истории, лежащей в основе повести, игровая попытка, хулиганская в чём-то. Ведь Пушкин и сам был довольно хулиганистый человек, это Пушкин не из учебника».
Ещё как не из учебника. Алчный Германн использует в своих целях трепетную, наивную и романтичную воспитанницу графини (актриса Валерия Харитонова). Двойную сущность графини мастерски демонстрирует актриса Инга Струльникова. Она моментально перевоплощается из молодой и дерзкой женщины в капризную и вздорную старуху.
А свита? Камердинеры и горничные развлекаются, смотря со стороны на метания Германна, трепещущую в ожидании любви Лизу и наслаждающуюся жизнью графиню.
И всё так узнаваемо в дне сегодняшнем: желание быстрых денег, развлечения золотой молодёжи, обман доверчивых людей.
Богатство, дающееся легко, — от дьявола. Игра в этом случае идёт не на столе, а на поле высших сил, на котором человек однозначно проигрывает.
«Тройка, семёрка, туз…» — Германн уверен, что теперь фортуна всегда на его стороне.
Но зло порождает зло. И за него придётся ответить.
«Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!» — воскликнул Александр Сергеевич, давая оценку своей поэме «Борис Годунов». В отношении всех, кто причастен к постановке «Пиковой дамы», можно сказать то же самое...
Ирина СТАРЦЕВА
Красноярский край
Материалы по теме
Комментарии: 0 шт
177
Оставить новый комментарий