17:3303 июня 2025
Под таким названием в Абаканской картинной галерее имени Ф.Е. Пронских открылся межрегиональный выставочный проект [0+]. Он объединил семь талантливых художниц из республик Хакасия, Алтай, Калмыкия и Бурятия.
— Организаторы и кураторы экспозиции — уроженки нашей республики Дарья Субракова-Чучунова и Виолетта Кичеева, — рассказала методист картинной галереи Наталья Бабенко. — Дарья живёт в Москве, Виолетта — в Стамбуле. Также представлены произведения Гэрэлмы Аюрзанаевой, Аруны Амургашевой, Чылансаар Сагалаковой, Намчины Чудутовой, Александры Цыреновой. С одной стороны, проект объединяет в себе творчество представительниц республик, имеющих общие тюркские корни. С другой — мы видим картины представительниц современного поколения. Им в силу возраста (участницам от 22 до 28 лет) и пола довольно непросто найти своё место под солнцем, быть принятым состоявшимися мэтрами. Между тем каждая участница имеет свой неповторимый стиль, жизненный и профессиональный багаж. У большинства за плечами профильное образование, но есть и такие, кто просто любит рисовать, обладая при этом несомненным художественным вкусом.
Девушки-художницы использовали для создания работ современные технологии. Об искусственном интеллекте речь не идёт. Картины написаны в технике диджитал-арт (цифровое, компьютерное искусство) и отражают природу различных краёв, народные обычаи, традиции, легенды, элементы национальных костюмов, орнаментов и быта. Прорисовка ведётся на планшете, поэтому запаха красок мы не почувствуем. Однако в мастерстве молодых новаторов сомневаться не приходится, достаточно подробнее познакомиться с их творчеством и биографиями, последние размещены на отдельном стенде.
— Мои картины, а их здесь 11, выполнены в стиле цифровой графики, — рассказала Дарья Субракова-Чучунова (объединила фамилии родителей). — Направление диджитал-арт позволяет использовать разные техники. Это может быть графика, живопись, разные виды иллюстраций. Часть моих работ связана с людьми и тем, что с ними происходит. Так, на картине «История будущего» изобразила современницу, сидящую на горе Хызыл Хая, одно из моих любимейших мест в Бейском районе. Взгляд девушки устремлён на голограмму в виде погребальной маски таштыкской культуры. Так она изучает историю родного края. Символ ушедших эпох (маска) написан нежно-розовыми и золотистыми цветами. Фоном служит традиционный хакасский орнамент. Да и в одежде и украшениях девушки хакасская классика сочетается с современными модными тенденциями. Мне нравится соединять прошлое, настоящее и будущее.
Серия работ Александры Цыреновой — это иллюстрации к бурятским сказкам. Уроженку этой республики с детства вдохновляли природа родного края, буддистские мотивы, народный эпос. «Хотела через сюжеты сказаний передать суровый стиль нашей земли, вдохновлённый петроглифами, и в то же время каллиграфичный, рифмующийся с монгольской вязью. Мне нравится эта смесь — древнего и простого, изящного и живого», — отметила в аннотации художница.
Иначе, другими стилистическими приёмами, передаёт уникальность и красоту бурятской культуры Гэрэлма Аюрзанаева. Её триптих «Три большие реки» — изящная аллегория. Представьте трёх русоволосых дев, в национальных одеждах, олицетворяющих духов воды. В нашем случае умиротворённых и сосредоточенных на окружающем пространстве. А есть на выставке произведения, где духи водной стихии в человеческом обличье искушают и заманивают юношей-путников. Женская суть многогранна и не всегда укладывается в каноны добра и света.
— Люблю чёрно-белую графику. По образованию я архитектор, сейчас в Турции изучаю культурное наследие этой страны, но не забываю про родной Абакан, — рассказала Виолетта Кичеева. — В своих работах вдохновляюсь женскими архетипами, традиционными хакасскими обрядами и обычаями, а также наскальной живописью, антропоморфными личинами, менгирами. Одно из знаковых для меня полотен — «Солнечная богатырша». Эта гордая девушка сама вершила свою судьбу, решала как, с кем ей жить, за что бороться. Она не просто воительница, но и ханша, глава народа. Как все облачённые властью, совершала ошибки, но находила в себе мужество их признавать и, по возможности, исправлять. Такие героини вызывают уважение во все времена. На них хочется равняться.
Цифровой формат даёт мне возможность постоянно заниматься творчеством, делиться своими мыслями с близкими по духу людьми. Именно с такими свела меня судьба в проекте «Под вечным синим небом». И это огромное счастье.
Выставка будет работать до 22 июня.
— Организаторы и кураторы экспозиции — уроженки нашей республики Дарья Субракова-Чучунова и Виолетта Кичеева, — рассказала методист картинной галереи Наталья Бабенко. — Дарья живёт в Москве, Виолетта — в Стамбуле. Также представлены произведения Гэрэлмы Аюрзанаевой, Аруны Амургашевой, Чылансаар Сагалаковой, Намчины Чудутовой, Александры Цыреновой. С одной стороны, проект объединяет в себе творчество представительниц республик, имеющих общие тюркские корни. С другой — мы видим картины представительниц современного поколения. Им в силу возраста (участницам от 22 до 28 лет) и пола довольно непросто найти своё место под солнцем, быть принятым состоявшимися мэтрами. Между тем каждая участница имеет свой неповторимый стиль, жизненный и профессиональный багаж. У большинства за плечами профильное образование, но есть и такие, кто просто любит рисовать, обладая при этом несомненным художественным вкусом.
Девушки-художницы использовали для создания работ современные технологии. Об искусственном интеллекте речь не идёт. Картины написаны в технике диджитал-арт (цифровое, компьютерное искусство) и отражают природу различных краёв, народные обычаи, традиции, легенды, элементы национальных костюмов, орнаментов и быта. Прорисовка ведётся на планшете, поэтому запаха красок мы не почувствуем. Однако в мастерстве молодых новаторов сомневаться не приходится, достаточно подробнее познакомиться с их творчеством и биографиями, последние размещены на отдельном стенде.
— Мои картины, а их здесь 11, выполнены в стиле цифровой графики, — рассказала Дарья Субракова-Чучунова (объединила фамилии родителей). — Направление диджитал-арт позволяет использовать разные техники. Это может быть графика, живопись, разные виды иллюстраций. Часть моих работ связана с людьми и тем, что с ними происходит. Так, на картине «История будущего» изобразила современницу, сидящую на горе Хызыл Хая, одно из моих любимейших мест в Бейском районе. Взгляд девушки устремлён на голограмму в виде погребальной маски таштыкской культуры. Так она изучает историю родного края. Символ ушедших эпох (маска) написан нежно-розовыми и золотистыми цветами. Фоном служит традиционный хакасский орнамент. Да и в одежде и украшениях девушки хакасская классика сочетается с современными модными тенденциями. Мне нравится соединять прошлое, настоящее и будущее.
Серия работ Александры Цыреновой — это иллюстрации к бурятским сказкам. Уроженку этой республики с детства вдохновляли природа родного края, буддистские мотивы, народный эпос. «Хотела через сюжеты сказаний передать суровый стиль нашей земли, вдохновлённый петроглифами, и в то же время каллиграфичный, рифмующийся с монгольской вязью. Мне нравится эта смесь — древнего и простого, изящного и живого», — отметила в аннотации художница.
Иначе, другими стилистическими приёмами, передаёт уникальность и красоту бурятской культуры Гэрэлма Аюрзанаева. Её триптих «Три большие реки» — изящная аллегория. Представьте трёх русоволосых дев, в национальных одеждах, олицетворяющих духов воды. В нашем случае умиротворённых и сосредоточенных на окружающем пространстве. А есть на выставке произведения, где духи водной стихии в человеческом обличье искушают и заманивают юношей-путников. Женская суть многогранна и не всегда укладывается в каноны добра и света.
— Люблю чёрно-белую графику. По образованию я архитектор, сейчас в Турции изучаю культурное наследие этой страны, но не забываю про родной Абакан, — рассказала Виолетта Кичеева. — В своих работах вдохновляюсь женскими архетипами, традиционными хакасскими обрядами и обычаями, а также наскальной живописью, антропоморфными личинами, менгирами. Одно из знаковых для меня полотен — «Солнечная богатырша». Эта гордая девушка сама вершила свою судьбу, решала как, с кем ей жить, за что бороться. Она не просто воительница, но и ханша, глава народа. Как все облачённые властью, совершала ошибки, но находила в себе мужество их признавать и, по возможности, исправлять. Такие героини вызывают уважение во все времена. На них хочется равняться.
Цифровой формат даёт мне возможность постоянно заниматься творчеством, делиться своими мыслями с близкими по духу людьми. Именно с такими свела меня судьба в проекте «Под вечным синим небом». И это огромное счастье.
Выставка будет работать до 22 июня.
Елена ЛЕОНЧЕНКО
Подпись к фото:Дарья Субракова-Чучунова у картины «Сарын» (с хакасского переводится как «Песня»). По словам художницы, она пишет о том, что её волнует и вызывает сильные чувства, а прототипом героинь становится сама или близкие ей по духу люди.
Источник фото:Лариса Баканова, «Хакасия»
Материалы по теме
Комментарии: 0 шт
70
Оставить новый комментарий