17:4821 ноября 2024
Новый регоператор по обращению с отходами работает в Хакасии уже больше месяца. «Самое время подвести предварительные итоги его работы», — решили в Верховном Совете республики и провели на минувшей неделе экспертный совет по экологии, на котором по косточкам разобрали деятельность Экопарка.
Пост сдал! Пост принял!
Новый регоператор занял место Аэросити-2000. Все отлично помнят, что прежняя организация, отвечавшая за вывоз мусора, не вылезала из скандалов, связанных с качеством своей работы. По причине чего, кстати, и лишилась статуса регоператора сразу в двух крупнейших зонах Хакасии: № 2 и № 5. Теперь Экопарк оказывает услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Абакане, Черногорске, Сорске, Усть-Абаканском районе, части Боградского и Алтайского районов, а также в Абазе и Таштыпском районе. На остальных территориях Аэросити-2000 будет работать до 2028 года. Если, конечно, и там не наломает дров.
Эксперты Верховного Совета сошлись во мнении, что решение правительства Хакасии о замене одной фирмы на другую было верным. С организации, базирующейся на территории республики, проще спросить за качество работ, да и помочь, в случае чего, проще. Так как её учредителем является исполнительная власть республики, есть возможность проверки вложенных в деятельность Экопарка бюджетных средств. А такие вложения, как выяснилось из обсуждения его работы, потребуются.
По прошествии полутора месяцев деятельности новой организации можно констатировать главное: Хакасия избежала мусорного коллапса. А именно им, напомню, представители Аэросити-2000 периодически пугали общественность в случае отлучения их от мусорной кормушки. Катастрофы не случилось.
Транспорт есть? Транспорта нет
Проблемы, впрочем, остались. Одна из них — отсутствие у регоператора собственного автопарка мусоровозов. Для беспроблемной работы в двух терзонах требуется 25 спецмашин, а у Экопарка в наличии есть лишь один мусоровоз. Поэтому отходы продолжают вывозить перевозчики ТКО, работавшие с Аэросити-2000.
— Во второй территориальной зоне задействовано 15 единиц техники, а в пятой три единицы. Этого, конечно, очень мало, самый минимум, который только может быть, — обозначила первую проблему заместитель министра природных ресурсов Хакасии Ольга Лушникова.
При текущем тарифе по обращению с ТКО решать её будут долго. Потому как в идеале регоператор должен иметь собственные машины. А средств на их приобретение у него нет. По словам генерального директора Экопарка Андрея Мерзлякова, компания сможет покупать не более одной-двух машин в год, если, конечно, с приобретением не поможет республиканский бюджет.
Заявки и контейнеры
Второй проблемой при смене одного регоператора на другого стали две тысячи неисполненных заявок на вывоз мусора, доставшихся в наследство Экопарку от Аэросити-2000. Для их отработки пришлось заключать дополнительный договор с одним из перевозчиков. И они ещё выполнены не все. Впрочем, масштабных жалоб на неисполнение обязательств по вывозу мусора уже в отношении нового оператора пока удалось избежать.
Ну а третьим сложным вопросом для власти и Экопарка стали мусорные контейнеры. В двух зонах, куда зашёл новый регоператор, их более 6000, не считая тех, что граждане купили за свои средства. Из них 1396 были собственностью Аэросити-2000. И ушедший регоператор пожелал их забрать.
— Чтобы не допустить дефицита баков, мы выделили Абакану дополнительную дотацию на их приобретение в размере пяти с половиной миллионов рублей. Будет тратить деньги на эти цели и сам город, чтобы полностью перекрыть дефицит контейнерного парка, — сообщила Ольга Лушникова.
В следующем году на организацию площадок для вывоза ТКО республика, по словам Лушниковой, планирует выделить муниципалитетам ещё 15 миллионов рублей.
На практике, однако, всё не так безоблачно. Уже сейчас жильцы некоторых многоэтажек в Абакане и Черногорске бьют тревогу. Контейнеры с их площадок коммунальщики грозятся убрать без гарантии обеспечения новыми. А отдельные управляющие компании так и вовсе предлагают жильцам выкупить контейнеры Аэросити-2000 за свой счёт либо взять их в аренду. То есть хотят переложить возникшую проблему на плечи рядовых горожан. Как будет решаться эта ситуация, пока муниципалитеты не приобретут мусорные баки за бюджетный счёт — вопрос открытый.
К сбору платежей за свои услуги регоператор подключил компанию «АтомЭнергоCбыт». С 1 октября именно она рассылает потребителям платёжки и принимает обращения на вывоз мусора. Оставить заявку на вывоз отходов можно и на сайте регоператора по адресу https://aoekopark.ru/. А вот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для избавления от мусора следует обращаться в диспетчерскую службу организации по номеру 8-800-550-80-19.
— С начала работы Экопарк уже принял 10 603 заявки.
70 процентов из них поступило через кол-центр, 30 процентов подано через сайт компании, — сообщила Ольга Лушникова.
Расценки будут корректировать
Впрочем, всё это детали. Хотя и важные. Ключевой проблемой для нового регоператора являются самые низкие в стране тарифы на обращение с твёрдыми коммунальными отходами. В своё время утверждение именно таких расценок подавалось потребителям как большое достижение действующей власти. Но у этой медальки есть обратная сторона. По утверждённым тарифам не смогло эффективно работать Аэросити-2000. Не сможет и новый региональный оператор. Если, конечно, вести речь о его развитии, а не о выживании.
— Тарифная составляющая должна быть не такой, как сегодня, чтобы иметь полный оборот в этой сфере. Я имею в виду и переработку ТКО, и утилизацию, и вторичное использование отходов. Чтобы такой цикл получить, в него нужно вложиться, — заявил заместитель председателя экспертного совета по экологии при Верховном Совете Владимир Зарецкий.
Его поддержал заместитель главы Хакасии Юрий Курлаев, курирующий в правительстве сферу обращения с отходами.
— Я всем говорю: вы попробуйте у себя в квартире месяц собирать отходы, а потом вывезти их на полигон за те 48 рублей, которые у нас в тарифе заложены, например, для Абакана. В соседнем Минусинске эта услуга стоит от 76 до 80 рублей, — сказал он.
Очевидно, что такие публичные заявления просто так не звучат. Люди, погружённые в тему, начинают готовить жителей республики к повышению тарифов на вывоз ТКО. Огласить новые экономически обоснованные затраты на обращение с ТКО собираются 27 ноября.
А ведь республике ещё предстоит и строительство мусороперерабатывающего комплекса с полигоном ТКО ценой в четыре с половиной миллиарда рублей, который должен перерабатывать ежегодно 155 тысяч тонн отходов. Возвести его обязывает федеральное законодательство. В очередной раз названы сроки запуска — осень 2027 года. Оплатить его строительство и дальнейшую работу должен бюджет, инвестор, ну и сами жители республики. Потянут ли? Вопрос открытый.
В общем, на текущем этапе можно констатировать, что передача дел от одного регоператора к другому состоялась, но и весь шлейф проблем перешёл к новой организации. Сумеет ли она от него избавиться, способно ли руководство Экопарка эффективно решать постоянно возникающие в этой сфере вопросы, покажет только время.
Пост сдал! Пост принял!
Новый регоператор занял место Аэросити-2000. Все отлично помнят, что прежняя организация, отвечавшая за вывоз мусора, не вылезала из скандалов, связанных с качеством своей работы. По причине чего, кстати, и лишилась статуса регоператора сразу в двух крупнейших зонах Хакасии: № 2 и № 5. Теперь Экопарк оказывает услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Абакане, Черногорске, Сорске, Усть-Абаканском районе, части Боградского и Алтайского районов, а также в Абазе и Таштыпском районе. На остальных территориях Аэросити-2000 будет работать до 2028 года. Если, конечно, и там не наломает дров.
Эксперты Верховного Совета сошлись во мнении, что решение правительства Хакасии о замене одной фирмы на другую было верным. С организации, базирующейся на территории республики, проще спросить за качество работ, да и помочь, в случае чего, проще. Так как её учредителем является исполнительная власть республики, есть возможность проверки вложенных в деятельность Экопарка бюджетных средств. А такие вложения, как выяснилось из обсуждения его работы, потребуются.
По прошествии полутора месяцев деятельности новой организации можно констатировать главное: Хакасия избежала мусорного коллапса. А именно им, напомню, представители Аэросити-2000 периодически пугали общественность в случае отлучения их от мусорной кормушки. Катастрофы не случилось.
Транспорт есть? Транспорта нет
Проблемы, впрочем, остались. Одна из них — отсутствие у регоператора собственного автопарка мусоровозов. Для беспроблемной работы в двух терзонах требуется 25 спецмашин, а у Экопарка в наличии есть лишь один мусоровоз. Поэтому отходы продолжают вывозить перевозчики ТКО, работавшие с Аэросити-2000.
— Во второй территориальной зоне задействовано 15 единиц техники, а в пятой три единицы. Этого, конечно, очень мало, самый минимум, который только может быть, — обозначила первую проблему заместитель министра природных ресурсов Хакасии Ольга Лушникова.
При текущем тарифе по обращению с ТКО решать её будут долго. Потому как в идеале регоператор должен иметь собственные машины. А средств на их приобретение у него нет. По словам генерального директора Экопарка Андрея Мерзлякова, компания сможет покупать не более одной-двух машин в год, если, конечно, с приобретением не поможет республиканский бюджет.
Заявки и контейнеры
Второй проблемой при смене одного регоператора на другого стали две тысячи неисполненных заявок на вывоз мусора, доставшихся в наследство Экопарку от Аэросити-2000. Для их отработки пришлось заключать дополнительный договор с одним из перевозчиков. И они ещё выполнены не все. Впрочем, масштабных жалоб на неисполнение обязательств по вывозу мусора уже в отношении нового оператора пока удалось избежать.
Ну а третьим сложным вопросом для власти и Экопарка стали мусорные контейнеры. В двух зонах, куда зашёл новый регоператор, их более 6000, не считая тех, что граждане купили за свои средства. Из них 1396 были собственностью Аэросити-2000. И ушедший регоператор пожелал их забрать.
— Чтобы не допустить дефицита баков, мы выделили Абакану дополнительную дотацию на их приобретение в размере пяти с половиной миллионов рублей. Будет тратить деньги на эти цели и сам город, чтобы полностью перекрыть дефицит контейнерного парка, — сообщила Ольга Лушникова.
В следующем году на организацию площадок для вывоза ТКО республика, по словам Лушниковой, планирует выделить муниципалитетам ещё 15 миллионов рублей.
На практике, однако, всё не так безоблачно. Уже сейчас жильцы некоторых многоэтажек в Абакане и Черногорске бьют тревогу. Контейнеры с их площадок коммунальщики грозятся убрать без гарантии обеспечения новыми. А отдельные управляющие компании так и вовсе предлагают жильцам выкупить контейнеры Аэросити-2000 за свой счёт либо взять их в аренду. То есть хотят переложить возникшую проблему на плечи рядовых горожан. Как будет решаться эта ситуация, пока муниципалитеты не приобретут мусорные баки за бюджетный счёт — вопрос открытый.
К сбору платежей за свои услуги регоператор подключил компанию «АтомЭнергоCбыт». С 1 октября именно она рассылает потребителям платёжки и принимает обращения на вывоз мусора. Оставить заявку на вывоз отходов можно и на сайте регоператора по адресу https://aoekopark.ru/. А вот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для избавления от мусора следует обращаться в диспетчерскую службу организации по номеру 8-800-550-80-19.
— С начала работы Экопарк уже принял 10 603 заявки.
70 процентов из них поступило через кол-центр, 30 процентов подано через сайт компании, — сообщила Ольга Лушникова.
Расценки будут корректировать
Впрочем, всё это детали. Хотя и важные. Ключевой проблемой для нового регоператора являются самые низкие в стране тарифы на обращение с твёрдыми коммунальными отходами. В своё время утверждение именно таких расценок подавалось потребителям как большое достижение действующей власти. Но у этой медальки есть обратная сторона. По утверждённым тарифам не смогло эффективно работать Аэросити-2000. Не сможет и новый региональный оператор. Если, конечно, вести речь о его развитии, а не о выживании.
— Тарифная составляющая должна быть не такой, как сегодня, чтобы иметь полный оборот в этой сфере. Я имею в виду и переработку ТКО, и утилизацию, и вторичное использование отходов. Чтобы такой цикл получить, в него нужно вложиться, — заявил заместитель председателя экспертного совета по экологии при Верховном Совете Владимир Зарецкий.
Его поддержал заместитель главы Хакасии Юрий Курлаев, курирующий в правительстве сферу обращения с отходами.
— Я всем говорю: вы попробуйте у себя в квартире месяц собирать отходы, а потом вывезти их на полигон за те 48 рублей, которые у нас в тарифе заложены, например, для Абакана. В соседнем Минусинске эта услуга стоит от 76 до 80 рублей, — сказал он.
Очевидно, что такие публичные заявления просто так не звучат. Люди, погружённые в тему, начинают готовить жителей республики к повышению тарифов на вывоз ТКО. Огласить новые экономически обоснованные затраты на обращение с ТКО собираются 27 ноября.
А ведь республике ещё предстоит и строительство мусороперерабатывающего комплекса с полигоном ТКО ценой в четыре с половиной миллиарда рублей, который должен перерабатывать ежегодно 155 тысяч тонн отходов. Возвести его обязывает федеральное законодательство. В очередной раз названы сроки запуска — осень 2027 года. Оплатить его строительство и дальнейшую работу должен бюджет, инвестор, ну и сами жители республики. Потянут ли? Вопрос открытый.
В общем, на текущем этапе можно констатировать, что передача дел от одного регоператора к другому состоялась, но и весь шлейф проблем перешёл к новой организации. Сумеет ли она от него избавиться, способно ли руководство Экопарка эффективно решать постоянно возникающие в этой сфере вопросы, покажет только время.
Виктор ЛЕБЕДЕВ
Материалы по теме
5