17:4421 ноября 2024
Если уж убегать от реальности в книжные миры, то почему бы не в самые странные, завораживающие своей непохожестью на наше окружение?
Певец тлена и разложения, поэт гнили и ржавчины, миннезингер нищеты и упадка.
В городе Нью-Кробюзон мы знакомимся с Айзеком Гримнебулином, учёным-отщепенцем, который порвал с официальной наукой и занимается собственными исследованиями. У него есть возлюбленная — скульптор Лин, они из расы хепри, жукоголовых. У обоих появляются заказчики. Лин предстоит ваять статую с ужасающего главы криминального мира. А Айзеку нужно найти способ вернуть способность летать гаруде Ягареку, чьи крылья отрезали за преступление. В своих исследованиях всего летающего он допускает серьёзную небрежность — и вот уже городу угрожает смертельная опасность, а за Айзеком и его друзьями начинается охота.
Сюжет в первой половине книги разворачивается неспешно, течёт лениво, как мазутная река, по пути постоянно сталкиваясь с описаниями городских задворок. Мне вообще порой казалось, что автор живописует мир через грязь, а красоты его игнорирует. Что говорить, если даже полёт дирижаблей меж облаков он сравнивает с переползанием слизней с кабачка на кабачок! И это, и обилие подробностей в описаниях меня немного тормозили, перенасыщали.
Но при этом я не могла не позавидовать богатой, буйной даже фантазии автора. Его мир густо населён странными созданиями, город тщательно продуман, есть и технологии, и магия, и удивительная наука, а ещё их пограничные состояния (переделанные — это ваще!). Он окунается в темы глубоко, если уж Гримнебулин совершает открытие, то и читателю объясняет его во всех умозаворачивающих подробностях. За каждым углом здания, за каждым поворотом сюжета мы знакомимся с чем-то удивительным. Приятно, что герои в книге живые, в чём-то даже обычные. Они рыдают от горя, терзаются муками совести, им больно и страшно — но все они со стержнем, за который невозможно не уважать. Мой ван лав в этой книге — Ткач, непостижимый и жутковатый «поэт». И, конечно, город.
Фабрика грёз и крови.
На Венере произошла трагедия — разрушен Адонис, город сборщиков мальцового молока, все жители, за исключением одного мальчика, пропали. На планету прибывает съёмочная группа, чтобы разобраться в истории и создать великий фильм. Но что-то идёт не так — часть людей гибнет при странных обстоятельствах, а всемирная знаменитость, актриса и режиссёр Северин Анк, исчезает. Что же случилось на Венере?
Эта книга пахнет старым плюшем и попкорном, эта книга стрекочет и шелестит, наматывая плёнку на бобину, эта книга похожа сразу на все ленты безнадёжно устаревших блокбастеров — и не похожа ни на одну. Это песнь любви к старому кинематографу, давней, чуть увядшей, как цветы с позавчерашней вечеринки, побледневшей, будто давнишние фотографии, но всё ещё сильной. Автор берёт безнадёжно вторичные сюжетные ходы и типажи и заворачивает их в прекрасный текучий слог, в сугубо личные переживания. И это новьё с запахом нафталина меня заворожило!
Было ли чтение лёгким? Ни в коем случае! Кто в здравом уме назовёт лёгким чтивом компиляцию из киносценариев, отрывков рекламных роликов, стенограмм производственных совещаний и заметок из жёлтых журнальчиков. Было ли оно увлекательным? До последней строчки! Тайна Адониса вышелушивается очень постепенно, как и тайны главных героев книги — Северин, её отца, спасшегося мальчика. И я читала с жадностью, как будто смотрела детективный сериальчик, каждая серия которого заканчивается интригующей загадкой.
Однако это не мешало мне в полной мере наслаждаться слогом, витиеватым и интеллектуальным, и авторским миром. Они совсем как наш — он вообще не похож на наш. В этом мире колонизированы все планеты — и каждая полна как собственной, так и завезённой жизни. И каждая прекрасна в своей индивидуальности! Красные моря Венеры, в которых дремлют громадные туши мальцовых китов, пыльные прерии Марса, где разводят стада кенгуру, бескрайний океан Нептуна с рассекающими бурные воды городами-кораблями, светящиеся лилии-переростки Плутона и прочее, прочее. Он настолько невозможный, что в него нестерпимо хочется верить.
Лишь один страх мучил меня, пока я читала: что главную загадку автор нам не откроет или откроет, но таким иносказательным и зашифрованным языком, что я ничего не пойму (этим часто грешат современные авторы). И я ошиблась в противоположную сторону: автор не только объясняет своё видение, он ещё и тщательно его разжёвывает и скармливает читателю по ложечке. Мне бы, наверное, подошла и более грубая пища — но это уже придирки. О которых и говорить-то стыдно, учитывая, насколько увлёк меня этот мир грёз и камер, мир правды и лжи, мир с тысячей лиц.
Стоп, снято! Спасибо за внимание.
Чайна Мьевиль. «Вокзал потерянных снов» [18+]
Певец тлена и разложения, поэт гнили и ржавчины, миннезингер нищеты и упадка.
В городе Нью-Кробюзон мы знакомимся с Айзеком Гримнебулином, учёным-отщепенцем, который порвал с официальной наукой и занимается собственными исследованиями. У него есть возлюбленная — скульптор Лин, они из расы хепри, жукоголовых. У обоих появляются заказчики. Лин предстоит ваять статую с ужасающего главы криминального мира. А Айзеку нужно найти способ вернуть способность летать гаруде Ягареку, чьи крылья отрезали за преступление. В своих исследованиях всего летающего он допускает серьёзную небрежность — и вот уже городу угрожает смертельная опасность, а за Айзеком и его друзьями начинается охота.
Сюжет в первой половине книги разворачивается неспешно, течёт лениво, как мазутная река, по пути постоянно сталкиваясь с описаниями городских задворок. Мне вообще порой казалось, что автор живописует мир через грязь, а красоты его игнорирует. Что говорить, если даже полёт дирижаблей меж облаков он сравнивает с переползанием слизней с кабачка на кабачок! И это, и обилие подробностей в описаниях меня немного тормозили, перенасыщали.
Но при этом я не могла не позавидовать богатой, буйной даже фантазии автора. Его мир густо населён странными созданиями, город тщательно продуман, есть и технологии, и магия, и удивительная наука, а ещё их пограничные состояния (переделанные — это ваще!). Он окунается в темы глубоко, если уж Гримнебулин совершает открытие, то и читателю объясняет его во всех умозаворачивающих подробностях. За каждым углом здания, за каждым поворотом сюжета мы знакомимся с чем-то удивительным. Приятно, что герои в книге живые, в чём-то даже обычные. Они рыдают от горя, терзаются муками совести, им больно и страшно — но все они со стержнем, за который невозможно не уважать. Мой ван лав в этой книге — Ткач, непостижимый и жутковатый «поэт». И, конечно, город.
Кэтрин М. Валенте. «Сияние» [16+]
Фабрика грёз и крови.
На Венере произошла трагедия — разрушен Адонис, город сборщиков мальцового молока, все жители, за исключением одного мальчика, пропали. На планету прибывает съёмочная группа, чтобы разобраться в истории и создать великий фильм. Но что-то идёт не так — часть людей гибнет при странных обстоятельствах, а всемирная знаменитость, актриса и режиссёр Северин Анк, исчезает. Что же случилось на Венере?
Эта книга пахнет старым плюшем и попкорном, эта книга стрекочет и шелестит, наматывая плёнку на бобину, эта книга похожа сразу на все ленты безнадёжно устаревших блокбастеров — и не похожа ни на одну. Это песнь любви к старому кинематографу, давней, чуть увядшей, как цветы с позавчерашней вечеринки, побледневшей, будто давнишние фотографии, но всё ещё сильной. Автор берёт безнадёжно вторичные сюжетные ходы и типажи и заворачивает их в прекрасный текучий слог, в сугубо личные переживания. И это новьё с запахом нафталина меня заворожило!
Было ли чтение лёгким? Ни в коем случае! Кто в здравом уме назовёт лёгким чтивом компиляцию из киносценариев, отрывков рекламных роликов, стенограмм производственных совещаний и заметок из жёлтых журнальчиков. Было ли оно увлекательным? До последней строчки! Тайна Адониса вышелушивается очень постепенно, как и тайны главных героев книги — Северин, её отца, спасшегося мальчика. И я читала с жадностью, как будто смотрела детективный сериальчик, каждая серия которого заканчивается интригующей загадкой.
Однако это не мешало мне в полной мере наслаждаться слогом, витиеватым и интеллектуальным, и авторским миром. Они совсем как наш — он вообще не похож на наш. В этом мире колонизированы все планеты — и каждая полна как собственной, так и завезённой жизни. И каждая прекрасна в своей индивидуальности! Красные моря Венеры, в которых дремлют громадные туши мальцовых китов, пыльные прерии Марса, где разводят стада кенгуру, бескрайний океан Нептуна с рассекающими бурные воды городами-кораблями, светящиеся лилии-переростки Плутона и прочее, прочее. Он настолько невозможный, что в него нестерпимо хочется верить.
Лишь один страх мучил меня, пока я читала: что главную загадку автор нам не откроет или откроет, но таким иносказательным и зашифрованным языком, что я ничего не пойму (этим часто грешат современные авторы). И я ошиблась в противоположную сторону: автор не только объясняет своё видение, он ещё и тщательно его разжёвывает и скармливает читателю по ложечке. Мне бы, наверное, подошла и более грубая пища — но это уже придирки. О которых и говорить-то стыдно, учитывая, насколько увлёк меня этот мир грёз и камер, мир правды и лжи, мир с тысячей лиц.
Стоп, снято! Спасибо за внимание.
Вера ДОРОШЕВА
Материалы по теме
4