Я в весеннем лесу пил берёзовый сок
День в календаре. О празднике всех времён и народов
11 апреля отмечается славянский праздник Берещенье — День берёзы.
Разница только в дате, ведь практически все народы планеты (минус Северный полюс и Африка) так или иначе посвящают этому дереву если не определённый день, то ритуалы безусловно (даже корень имени её один — из праиндоевропейского языка). Но главная тема, общая для всех времён и народов, — неразрывная связь человека с природой, зависимость от её сил.
Сегодня и здесь нам ближе две берёзовые традиции — славянская и хакасская: и там, и там это священное дерево. Но хакасы, пожалуй, копнули поглубже, подведя под это дело позицию мировоззренческую. Берёза — хазың — олицетворяет мировое дерево, где крона символизирует Верхний мир, корни — Нижний, а ствол — Средний, где и обитаем мы с вами. С именем берёзы-матери хакасы связывали жизнь первопредков как отдельного рода, так и всего народа. Но конкретный ритуал почитания берёзы проводили в Чыл пазы — Новый год: повязывали чалама на ветки с пожеланиями всего самого хорошего, что символизировали три цвета ленточек. А самые старые берёзы почитались особенно: считалось, что эти деревья впитали в себя силу неба и космоса, взяли в полной мере жизненные соки земли и потому постигли мудрость веков.
Славяне же днём почитания берёзы объявили именно 11 апреля, причём из соображений, скорее, практического характера. В этот день предки русичей выходили в берёзовую рощу — слушать деревья, чтобы определить, не началось ли движение сока. В берёзкины именины сок обладал мощной живительной силой. Насчёт такой силы не сомневались и хакасы: берёзовый сок выгоняет из организма больного человека слабость и придаёт сил (шли в лечебное дело у всех народов и разнообразные припарки из уже распустившихся листьев). Кстати, чтобы отогнать недуг от детей, 11 апреля их несильно хлестали берёзовыми прутьями... Славяне верили, что если обнять берёзу как родную да поделиться с ней своими горестями, то вскоре из сложной ситуации выход найдётся.
Почтительное отношение к берёзе как дереву жизни, здоровья и света с приходом христианства получило у предков русичей ещё одно немаловажное основание. По преданию, именно под этим деревом спрятались во время грозы Богородица с младенцем Иисусом по пути в Египет, избежав разящих молний. Божия Матерь благословила дерево, потому считается, что именно берёза может защитить от зла и молний.
Интересную удалось откопать параллель этой истории у хакасов. Случалось, в незапамятные времена их женщины, в силу разных обстоятельств убегая от врагов, прятали детей под берёзами — и ребятишки оставались живы! Так или иначе, но практически у всех народов это нарядное дерево символизирует женское начало. Беременные славянские женщины ходили к берёзе с просьбой лёгких родов, а для будущего малыша — здоровья и счастья. Девушки же водили в берёзовых рощах хороводы — очень подходящая ситуация для встречи суженого.
О прямом доказательстве женской души берёзы поведала мне подруга Галина из села Бондарево. Многие сочтут её рассказ мистикой или галлюцинацией. Но я точно знаю, что Галя абсолютно честный человек и совсем не склонна ценить свои способности такого рода... Однажды Галина Степановна тихо сидела под старой берёзой у крыльца дома. И вдруг — неожиданно — увидела, как к ней по стволу, словно белка, спускается девочка-девушка, размером с куклу, в сарафанчике и повязанном под подбородком платочке. Галина радостно удивилась (но не испугалась), поняв, что это душа берёзы. Всё живое! А красавица-куколка поиграла с ней немножко. «Была очень благодарна, что я её увидела!» — радовалась Галя. Вспомним, что Россию называли берёзовым краем, да ещё в малиновой заре.
11 апреля нельзя было рубить деревья, причинять им хоть малейший вред, ругаться и скандалить. Ослушавшихся ждала кара. А вот попариться в баньке берёзовым веником — святое дело! Такой пар очистит, обновит и оздоровит кровь.
У славян, к слову, отношение к берёзе было не без подтекста. Её считали очень своенравным деревом. (Настоящая женщина, однако...) Если ей человек понравится, то она подарит ему удачу и счастье. Нет — не обессудьте. Но часто просить её о помощи нельзя: может обидеться и «запутать» жизнь настойчиво просящего. А плакучую берёзу вообще считали деревом мёртвых, использовали только в магии, не лечении; по поверью, она связана с загробным миром. Но по той или иной причине на её ветвях любили сиживать русалки и утопленницы. Но подойти к плакучей берёзе всё же можно, чтобы, в зависимости от ситуации, заручиться поддержкой умерших предков. За такой помощью обращались к берёзе и предки хакасов.
Как бы то ни было, а в мире магии и поверий народ жил много веков — до нашего сравнительно молодого рационального времени. Есть ли дым без огня? Под каким углом взглянуть. Считалось, что 11 апреля открываются врата в мир духов природы: они готовы исполнить любое доброе пожелание. Достаточно подойти к берёзе, обнять её и подумать о том, чего нам хочется больше всего. Тем более если это желание общее для народа.
Разница только в дате, ведь практически все народы планеты (минус Северный полюс и Африка) так или иначе посвящают этому дереву если не определённый день, то ритуалы безусловно (даже корень имени её один — из праиндоевропейского языка). Но главная тема, общая для всех времён и народов, — неразрывная связь человека с природой, зависимость от её сил.
Сегодня и здесь нам ближе две берёзовые традиции — славянская и хакасская: и там, и там это священное дерево. Но хакасы, пожалуй, копнули поглубже, подведя под это дело позицию мировоззренческую. Берёза — хазың — олицетворяет мировое дерево, где крона символизирует Верхний мир, корни — Нижний, а ствол — Средний, где и обитаем мы с вами. С именем берёзы-матери хакасы связывали жизнь первопредков как отдельного рода, так и всего народа. Но конкретный ритуал почитания берёзы проводили в Чыл пазы — Новый год: повязывали чалама на ветки с пожеланиями всего самого хорошего, что символизировали три цвета ленточек. А самые старые берёзы почитались особенно: считалось, что эти деревья впитали в себя силу неба и космоса, взяли в полной мере жизненные соки земли и потому постигли мудрость веков.
Славяне же днём почитания берёзы объявили именно 11 апреля, причём из соображений, скорее, практического характера. В этот день предки русичей выходили в берёзовую рощу — слушать деревья, чтобы определить, не началось ли движение сока. В берёзкины именины сок обладал мощной живительной силой. Насчёт такой силы не сомневались и хакасы: берёзовый сок выгоняет из организма больного человека слабость и придаёт сил (шли в лечебное дело у всех народов и разнообразные припарки из уже распустившихся листьев). Кстати, чтобы отогнать недуг от детей, 11 апреля их несильно хлестали берёзовыми прутьями... Славяне верили, что если обнять берёзу как родную да поделиться с ней своими горестями, то вскоре из сложной ситуации выход найдётся.
Почтительное отношение к берёзе как дереву жизни, здоровья и света с приходом христианства получило у предков русичей ещё одно немаловажное основание. По преданию, именно под этим деревом спрятались во время грозы Богородица с младенцем Иисусом по пути в Египет, избежав разящих молний. Божия Матерь благословила дерево, потому считается, что именно берёза может защитить от зла и молний.
Интересную удалось откопать параллель этой истории у хакасов. Случалось, в незапамятные времена их женщины, в силу разных обстоятельств убегая от врагов, прятали детей под берёзами — и ребятишки оставались живы! Так или иначе, но практически у всех народов это нарядное дерево символизирует женское начало. Беременные славянские женщины ходили к берёзе с просьбой лёгких родов, а для будущего малыша — здоровья и счастья. Девушки же водили в берёзовых рощах хороводы — очень подходящая ситуация для встречи суженого.
О прямом доказательстве женской души берёзы поведала мне подруга Галина из села Бондарево. Многие сочтут её рассказ мистикой или галлюцинацией. Но я точно знаю, что Галя абсолютно честный человек и совсем не склонна ценить свои способности такого рода... Однажды Галина Степановна тихо сидела под старой берёзой у крыльца дома. И вдруг — неожиданно — увидела, как к ней по стволу, словно белка, спускается девочка-девушка, размером с куклу, в сарафанчике и повязанном под подбородком платочке. Галина радостно удивилась (но не испугалась), поняв, что это душа берёзы. Всё живое! А красавица-куколка поиграла с ней немножко. «Была очень благодарна, что я её увидела!» — радовалась Галя. Вспомним, что Россию называли берёзовым краем, да ещё в малиновой заре.
11 апреля нельзя было рубить деревья, причинять им хоть малейший вред, ругаться и скандалить. Ослушавшихся ждала кара. А вот попариться в баньке берёзовым веником — святое дело! Такой пар очистит, обновит и оздоровит кровь.
У славян, к слову, отношение к берёзе было не без подтекста. Её считали очень своенравным деревом. (Настоящая женщина, однако...) Если ей человек понравится, то она подарит ему удачу и счастье. Нет — не обессудьте. Но часто просить её о помощи нельзя: может обидеться и «запутать» жизнь настойчиво просящего. А плакучую берёзу вообще считали деревом мёртвых, использовали только в магии, не лечении; по поверью, она связана с загробным миром. Но по той или иной причине на её ветвях любили сиживать русалки и утопленницы. Но подойти к плакучей берёзе всё же можно, чтобы, в зависимости от ситуации, заручиться поддержкой умерших предков. За такой помощью обращались к берёзе и предки хакасов.
Как бы то ни было, а в мире магии и поверий народ жил много веков — до нашего сравнительно молодого рационального времени. Есть ли дым без огня? Под каким углом взглянуть. Считалось, что 11 апреля открываются врата в мир духов природы: они готовы исполнить любое доброе пожелание. Достаточно подойти к берёзе, обнять её и подумать о том, чего нам хочется больше всего. Тем более если это желание общее для народа.
Источник фото:Александр Колбасов
Материалы по теме
Комментарии: 0 шт
739
Оставить новый комментарий