Полёт в иную реальность, туда, где рождается горний мир
Юбилей. Серебряная мелодия золотого симфонического оркестра
Социальная, политическая ситуации, повседневная работа и даже открытия, соответственно, наши мысли об этом лежат в одной плоскости. Но есть и другая, летящая над прозой жизни выше, гораздо выше, — музыка.
Кто-то из композиторов образно сказал, что века наполняет, связывает между собой океан музыки. И до чего же радостно, что 1 февраля, 25 лет назад, в Хакасии родился долгожданный симфонический оркестр. Каждый исполнитель заслужил приз зрительских симпатий, да что уж скромничать — любовь. И у каждого из них своя дорога в таинственный мир звуков. В то же время — это всё о нас, но в эмоциональной системе координат.
Дорога к волшебной палочке
Сегодня директор, художественный руководитель и дирижёр симфонического оркестра Хакасской республиканской филармонии имени В.Г. Чаптыкова Вячеслав Инкижеков — народный артист РХ, заслуженный деятель искусств нашей республики, лауреат премии правительства России в области культуры 2016 года. Началось же дело жизни с подготовительного класса в абаканском музучилище со Славиных пяти-шести лет. Из тех детских годков запомнился мальчику Леопольд Абрамович Спивак, играющий на скрипке. Наш герой заявил ошарашенным родителям: «Хочу играть на скрипке!» А в выпускном классе музыкальной школы известный скрипач Александр Кноблох сказал: «Надумаешь, приходи в училище».
— В музыкальной школе не скажу, что скрипкой болел, — рассказывает Вячеслав Геннадьевич, — но всё же думал-думал и надумал... Ведь мне очень нравилось играть в ансамбле скрипачей Лилии Антоновны Спивак. Помню, мы аккомпанировали Владимиру Герасимовичу Чаптыкову, когда он пел серенаду Шуберта «Песнь моя летит с мольбою». Меня эта музыка потрясла до глубины души.
Красноярский институт искусств. Но через год Вячеслава призвали в армию, служил в Теджене (Киргизия), да так и остался в Средней Азии, поступив в консерваторию Киргизии. Там Инкижеков с товарищами решили создать молодёжный камерный оркестр. Тяжкие 90-е... Но студентов поддержал глава Чуйской области: «Оркестр будет!» К исполнительскому мастерству парня добавился и опыт дирижирования: «Интересно стало! Так что окончил и факультатив по дирижированию. Вот так и занесло меня на эту стезю», — улыбается Вячеслав Геннадьевич.
В Абакан Вячеслав Инкижеков вернулся по семейным обстоятельствам. Преподавал в музыкальной школе имени А.А. Кенеля. Аспирантуру он закончил в Бишкеке. Занимался любимым делом и со студентами музколледжа — камерным ансамблем. Скромно отметил: «Мы хорошо отыграли отчётный концерт». (Не могу не сказать, до чего наш маэстро приятен в общении: никакой «звёздности», интеллигент высокой пробы.) И неожиданно в 1999 году его пригласил министр культуры Владимир Чаптыков: мол, попробуй создать симфонический оркестр.
— Помню, был жуткий мороз, я в тулупе и в валенках (не люблю стужу!) пошёл за советом к Александру Александровичу Кноблоху, — вспоминает Вячеслав Инкижеков. — Он заметил, что идея эта уже лет 20 витает в культурных кругах. Очередная попытка?
Оказалось, на этот раз — в яблочко. И вот уже министр обозначил для Вячеслава Инкижекова (дирижёра) и Светланы Решетниковой (директора оркестра) сроки: создать коллектив к 1 февраля 2000 года. «Сложно, но мы энергично взялись за дело, и к этой дате оркестр был сформирован», — рассказал Вячеслав Геннадьевич.
В составе традиционного симфонического оркестра должно быть не менее 70 музыкантов, а у нас на ту пору — 35. Маэстро смеётся: «Скрипка, бубен и утюг». Тем не менее собрали всех исполнителей. И, подчёркиваю, профессионалов высокого класса. Александр Кноблох отвечал за струнную группу оркестра, Александр Глухов — за духовую. С самого начала здесь играли Андрей и Александр Штарк, Владимир Адьянов, Григорий Жульмин, Анатолий Спирин...
— Так сложилось, что музыканты работают во всех оркестрах, какие есть, — поясняет Вячеслав Геннадьевич. — В первые годы трудно было: ни базы, ни помещений. Как бродячие музыканты — то в «Победе» репетировали, то в колледже, то в фойе Центра культуры и народного творчества.
Но оркестр, как дитя, рос все эти четверть века. И сегодня ему по плечу многие симфонические произведения как классиков, так и современников. И по-прежнему от маэстро с его волшебной дирижёрской палочкой требуются предельная внимательность и предельная же отдача. Трудно, тем более что Вячеслав Геннадьевич ещё и директор филармонии. Физически тяжело, но любые состояния и переживания тонут в океане музыки. (Слава богу, сегодня маэстро помогает и второй дирижёр — Сергей Бурмаков.) Но главное, по словам нашего героя, увлечь оркестрантов музыкой, «иначе кто её будет слушать». Да ещё множество новых проектов, в частности перспективная задумка 2024-го: поиск детей, способных петь оперу или играть с симфоническим оркестром. «Для детей это стресс, — убедился на опыте Вячеслав Геннадьевич, — ребёнок на сцене на пределе своих возможностей. За них волнуюсь — устаю ужасно». Но и приласкает, и по голове погладит...
Особая гордость дирижёра и педагога Инкижекова — свои, выращенные звёзды и звёздочки: Анастасия Субракова, известная в России скрипачка, Аня Комарова, солистка сразу двух знаменитых оркестров — MusicAeterna под руководством Теодора Курентзиса и оркестра Михайловского театра в Санкт-Петербурге, обладательница Гран-при престижных международных конкурсов. Кстати, Анна, когда ещё училась в музыкальной школе, играла в программе нашего симфонического как первая флейта.
— Помню она, маленькая ещё, жаловалась маме, что заставляю её паузы считать, — смеётся маэстро Инкижеков, — а это трудно. За что её, девочку из Сибири, не в пример местным, очень хвалили уже в музыкальной школе-лицее при Санкт-Петербургской консерватории.
К сожалению, рассказать обо всём не представляется возможным... Например, о взаимопонимании нашего дирижёра с мировыми звёздами: с полувзгляда, полутона — как профессионала с профессионалами. «К тому же гордость, — уточняет Вячеслав Геннадьевич, — стоять на одной сцене с Татьяной Павловской, Юлей Маточкиной... Жаль, что Лучано Паваротти умер — его мы бы сюда тоже заманили».
Дирижёр с благодарностью отметил: руководство нашей республики продолжает работы по комплектованию штата оркестра, увеличению ставок для музыкантов.
Мама оркестра
Марина Шутова вот уже 20 лет — директор симфонического оркестра. Образование позволяет: музколледж, институт искусств ХГУ имени Н.Ф. Катанова. Плюс второе высшее по управлению финансами, так что ей все карты в руки. А работы у бойца невидимого на сцене фронта выше крыши: творческие планы, организация концертов, репетиций, гастролей, кадровые вопросы и многое, возникающее по ходу дела, да та же дисциплина.
— Иногда меня в своём кругу зовут мамой оркестра, ведь любые ситуации приходится разруливать, — смеётся Марина и продолжает, — каждые гастроли в какой-то мере аврал. К примеру, привезли мы в Санкт-Петербург уже легендарную оперу «Зори здесь тихие» и столкнулись с проблемой, когда по техническим характеристикам оркестр наш нельзя было разместить ни на сцене, ни в оркестровой яме. Нашли после множества хлопот и согласований выход: музыкантов разместили на первом ряду зрительного зала... А в районах Хакасии чаще всего сцены не соответствуют требованиям оркестра (кроме Черёмушек). Вот и ищем варианты. Сокращать количество инструментов или нет — зависит от конкретной программы концерта или постановки. Но, несмотря ни на что, оркестр всегда обеспечивает полноценное звучание произведений, о чём говорит и тёплая, даже горячая реакция зрителей.
— Особенно запомнился такой вот эпизод, — продолжила Марина Шутова, — когда мы первый раз привезли «Симфонию в джинсах» в Красноярск, коллеги спрашивали (а их сцена повидала множество звёзд): откуда эти музыканты и певцы? Живая музыка, великолепное звучание! Из Абакана? Удивлялись: да что вы? Думали, Москва или Питер...
Словно крылья за спиной
Многолетнее и плодотворное сотрудничество с симфоническим оркестром, конечно же, у заслуженного работника культуры Хакасии, создателя и бессменного руководителя знаменитого хора «Каданс» Марины Штарк.
— Профессиональный симфонический оркестр — счастье для региона! — говорит Марина Геннадьевна. — Наши профессиональные музыканты, получившие великолепное классическое образование, дают людям возможность погружаться в серьёзную музыку. Сколько радости подарил нам оркестр: совместные оперные постановки, мюзиклы, концерты! Старинная музыка, оперная, симфоническая, от рока до высочайшей классики — всё по плечу этому коллективу.
Вячеслав Инкижеков возглавил оркестр, когда ещё был, можно сказать, мальчиком. А что такое молодость? Это бесстрашие, пытливость, радость от встречи с чем-то новым. Может, более опытный дирижёр где-то и испугался бы... Но нам, безусловно, повезло. Благодаря даже рисковым экспериментам оркестр рос профессионально, и у нас всех, повторю, была и есть возможность погружений в высочайшую, красивейшую музыку. В совместной работе бывают и несогласия, и перекрещивание интересов, разные точки зрения. Но это как раз интересно, в спорах и размышлениях рождается очень хороший результат. К примеру, оперы и мюзиклы, в частности: «Под первой звездой», «Алиса в Зазеркалье», «Зори здесь тихие» — это невероятно сложные и амбициозные проекты, но мы с ними справились, потому что было молодое бесстрашие нашего дирижёра. Мне кажется, у Вячеслава Геннадьевича до сих пор сохранился юношеский энтузиазм: вот это интересно, значит, хочу попробовать. Очень ценное качество.
— К тому же оркестр, — продолжила Марина Штарк, — это коллектив единомышленников, люди столько лет на одной сцене: от репетиции к репетиции, от концерта к концерту; все друг в друга проросли... 25 лет — ещё молодость, оркестр всё время создаёт новые программы, проекты, новую музыку. Тем самым привлекая людей, расширяя аудиторию профессиональных слушателей. К примеру, сегодня зритель впервые придёт на «Симфонию в джинсах», завтра — уже на «Щелкунчика», а послезавтра — на симфонию Малера. Взращивать публику — одна из приоритетных задач любого творческого коллектива. У нашего симфонического оркестра это получается здорово.
Возникнет музыка моя
Сегодня наш собеседник — концертмейстер симфонического оркестра, руководитель группы скрипок народная артистка Хакасии Елена Штарк. Она вправе говорить от лица всего творческого коллектива, ведь здесь каждый исполнитель — мастер, и практически у всех схожий путь в музыку. Родители Елены — Владимир и Валентина Адьяновы, которых даже не надо представлять публике — имена эти на слуху. А музыкальную школу имени А.А. Кенеля Елена окончила по классу скрипки у Лилии Антоновны Спивак.
— Она меня поставила главным человеком в ансамбле «Поющие скрипки», я была ответственна за настройку инструментов и сдачу партий у одноклассников, — рассказывает Елена Владимировна. — Она воспитала во мне лидерские качества, которые помогают сегодня в работе концертмейстером. В музучилище моим педагогом был Александр Александрович Кноблох, замечательный преподаватель — наша струнная группа его обожает! Кстати, он и был первым концертмейстером симфонического оркестра, как говорят, создал задел, а палочку управления передал мне. (К этому времени Елена получила и высшее музыкальное образование.)
— Я с 2000 года в оркестре, да и не могло сложится иначе, - уверена Елена. – в группе первых скрипок нас семеро, и трое – с создания симфонического оркестра: кроме меня - Айгуль Черпакова и Анна Аржаных (она моя выпускница Института искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова). Какой климат в коллективе, спрашиваете? Мы живём очень дружно и весело. Наши артисты с замечательным чувством юмора. Если в процессе выучивания произведений бывают какие-то проблемы, то с помощью шуток, прибауток мы быстро выходим из этих ситуаций.
Конечно, всякое бывает, и хорошее в жизни каждого из нас, и не очень... Считаю, в последнем случае только музыка и спасает, и лечит. Бывает, устаём, ведь на концерте все оркестранты выкладываются на сто процентов, потому что мы должны убедить слушателей своей искренностью, чистотой исполнения произведений. Но это приятная усталость, момент очищения души, удовлетворения. На юбилейном концерте будем играть замечательную Четвёртую симфонию Брамса — завещание композитора, как говорит наш дирижёр. Эту музыку он адресовал уже потомкам: яркую, разнообразную — и грустную, и очень подвижную. Приглашаем музыкантов из Красноярска и Новосибирска — для баланса оркестра: у нас много медных духовых, а струнных для исполнения симфонии Брамса не хватает, хотим, чтобы друзья помогли (в такой мощи) должному звучанию струнных. Да, приезжающие артисты именно друзья, мы уже более 10 лет сотрудничаем с ними, они едут в Абакан с удовольствием, заряжены позитивно, глаза горят. Мы их очень любим.
И подобно тому, как многие наши оркестранты выбрали родительскую музыкальную стезю, так и их дети, в свою очередь, сидят в зрительном зале, когда их папы-мамы на концерте или репетиции. Как сказала Елена Штарк: «Мы несём миссию добра, тепла, душевного очищения, открывая ворота в некую яркую реальность, словно портал».
Кто-то из композиторов образно сказал, что века наполняет, связывает между собой океан музыки. И до чего же радостно, что 1 февраля, 25 лет назад, в Хакасии родился долгожданный симфонический оркестр. Каждый исполнитель заслужил приз зрительских симпатий, да что уж скромничать — любовь. И у каждого из них своя дорога в таинственный мир звуков. В то же время — это всё о нас, но в эмоциональной системе координат.
Дорога к волшебной палочке
Сегодня директор, художественный руководитель и дирижёр симфонического оркестра Хакасской республиканской филармонии имени В.Г. Чаптыкова Вячеслав Инкижеков — народный артист РХ, заслуженный деятель искусств нашей республики, лауреат премии правительства России в области культуры 2016 года. Началось же дело жизни с подготовительного класса в абаканском музучилище со Славиных пяти-шести лет. Из тех детских годков запомнился мальчику Леопольд Абрамович Спивак, играющий на скрипке. Наш герой заявил ошарашенным родителям: «Хочу играть на скрипке!» А в выпускном классе музыкальной школы известный скрипач Александр Кноблох сказал: «Надумаешь, приходи в училище».
— В музыкальной школе не скажу, что скрипкой болел, — рассказывает Вячеслав Геннадьевич, — но всё же думал-думал и надумал... Ведь мне очень нравилось играть в ансамбле скрипачей Лилии Антоновны Спивак. Помню, мы аккомпанировали Владимиру Герасимовичу Чаптыкову, когда он пел серенаду Шуберта «Песнь моя летит с мольбою». Меня эта музыка потрясла до глубины души.
Красноярский институт искусств. Но через год Вячеслава призвали в армию, служил в Теджене (Киргизия), да так и остался в Средней Азии, поступив в консерваторию Киргизии. Там Инкижеков с товарищами решили создать молодёжный камерный оркестр. Тяжкие 90-е... Но студентов поддержал глава Чуйской области: «Оркестр будет!» К исполнительскому мастерству парня добавился и опыт дирижирования: «Интересно стало! Так что окончил и факультатив по дирижированию. Вот так и занесло меня на эту стезю», — улыбается Вячеслав Геннадьевич.
В Абакан Вячеслав Инкижеков вернулся по семейным обстоятельствам. Преподавал в музыкальной школе имени А.А. Кенеля. Аспирантуру он закончил в Бишкеке. Занимался любимым делом и со студентами музколледжа — камерным ансамблем. Скромно отметил: «Мы хорошо отыграли отчётный концерт». (Не могу не сказать, до чего наш маэстро приятен в общении: никакой «звёздности», интеллигент высокой пробы.) И неожиданно в 1999 году его пригласил министр культуры Владимир Чаптыков: мол, попробуй создать симфонический оркестр.
— Помню, был жуткий мороз, я в тулупе и в валенках (не люблю стужу!) пошёл за советом к Александру Александровичу Кноблоху, — вспоминает Вячеслав Инкижеков. — Он заметил, что идея эта уже лет 20 витает в культурных кругах. Очередная попытка?
Оказалось, на этот раз — в яблочко. И вот уже министр обозначил для Вячеслава Инкижекова (дирижёра) и Светланы Решетниковой (директора оркестра) сроки: создать коллектив к 1 февраля 2000 года. «Сложно, но мы энергично взялись за дело, и к этой дате оркестр был сформирован», — рассказал Вячеслав Геннадьевич.
В составе традиционного симфонического оркестра должно быть не менее 70 музыкантов, а у нас на ту пору — 35. Маэстро смеётся: «Скрипка, бубен и утюг». Тем не менее собрали всех исполнителей. И, подчёркиваю, профессионалов высокого класса. Александр Кноблох отвечал за струнную группу оркестра, Александр Глухов — за духовую. С самого начала здесь играли Андрей и Александр Штарк, Владимир Адьянов, Григорий Жульмин, Анатолий Спирин...
— Так сложилось, что музыканты работают во всех оркестрах, какие есть, — поясняет Вячеслав Геннадьевич. — В первые годы трудно было: ни базы, ни помещений. Как бродячие музыканты — то в «Победе» репетировали, то в колледже, то в фойе Центра культуры и народного творчества.
Но оркестр, как дитя, рос все эти четверть века. И сегодня ему по плечу многие симфонические произведения как классиков, так и современников. И по-прежнему от маэстро с его волшебной дирижёрской палочкой требуются предельная внимательность и предельная же отдача. Трудно, тем более что Вячеслав Геннадьевич ещё и директор филармонии. Физически тяжело, но любые состояния и переживания тонут в океане музыки. (Слава богу, сегодня маэстро помогает и второй дирижёр — Сергей Бурмаков.) Но главное, по словам нашего героя, увлечь оркестрантов музыкой, «иначе кто её будет слушать». Да ещё множество новых проектов, в частности перспективная задумка 2024-го: поиск детей, способных петь оперу или играть с симфоническим оркестром. «Для детей это стресс, — убедился на опыте Вячеслав Геннадьевич, — ребёнок на сцене на пределе своих возможностей. За них волнуюсь — устаю ужасно». Но и приласкает, и по голове погладит...
Особая гордость дирижёра и педагога Инкижекова — свои, выращенные звёзды и звёздочки: Анастасия Субракова, известная в России скрипачка, Аня Комарова, солистка сразу двух знаменитых оркестров — MusicAeterna под руководством Теодора Курентзиса и оркестра Михайловского театра в Санкт-Петербурге, обладательница Гран-при престижных международных конкурсов. Кстати, Анна, когда ещё училась в музыкальной школе, играла в программе нашего симфонического как первая флейта.
— Помню она, маленькая ещё, жаловалась маме, что заставляю её паузы считать, — смеётся маэстро Инкижеков, — а это трудно. За что её, девочку из Сибири, не в пример местным, очень хвалили уже в музыкальной школе-лицее при Санкт-Петербургской консерватории.
К сожалению, рассказать обо всём не представляется возможным... Например, о взаимопонимании нашего дирижёра с мировыми звёздами: с полувзгляда, полутона — как профессионала с профессионалами. «К тому же гордость, — уточняет Вячеслав Геннадьевич, — стоять на одной сцене с Татьяной Павловской, Юлей Маточкиной... Жаль, что Лучано Паваротти умер — его мы бы сюда тоже заманили».
Дирижёр с благодарностью отметил: руководство нашей республики продолжает работы по комплектованию штата оркестра, увеличению ставок для музыкантов.
Мама оркестра
Марина Шутова вот уже 20 лет — директор симфонического оркестра. Образование позволяет: музколледж, институт искусств ХГУ имени Н.Ф. Катанова. Плюс второе высшее по управлению финансами, так что ей все карты в руки. А работы у бойца невидимого на сцене фронта выше крыши: творческие планы, организация концертов, репетиций, гастролей, кадровые вопросы и многое, возникающее по ходу дела, да та же дисциплина.
— Иногда меня в своём кругу зовут мамой оркестра, ведь любые ситуации приходится разруливать, — смеётся Марина и продолжает, — каждые гастроли в какой-то мере аврал. К примеру, привезли мы в Санкт-Петербург уже легендарную оперу «Зори здесь тихие» и столкнулись с проблемой, когда по техническим характеристикам оркестр наш нельзя было разместить ни на сцене, ни в оркестровой яме. Нашли после множества хлопот и согласований выход: музыкантов разместили на первом ряду зрительного зала... А в районах Хакасии чаще всего сцены не соответствуют требованиям оркестра (кроме Черёмушек). Вот и ищем варианты. Сокращать количество инструментов или нет — зависит от конкретной программы концерта или постановки. Но, несмотря ни на что, оркестр всегда обеспечивает полноценное звучание произведений, о чём говорит и тёплая, даже горячая реакция зрителей.
— Особенно запомнился такой вот эпизод, — продолжила Марина Шутова, — когда мы первый раз привезли «Симфонию в джинсах» в Красноярск, коллеги спрашивали (а их сцена повидала множество звёзд): откуда эти музыканты и певцы? Живая музыка, великолепное звучание! Из Абакана? Удивлялись: да что вы? Думали, Москва или Питер...
Словно крылья за спиной
Многолетнее и плодотворное сотрудничество с симфоническим оркестром, конечно же, у заслуженного работника культуры Хакасии, создателя и бессменного руководителя знаменитого хора «Каданс» Марины Штарк.
— Профессиональный симфонический оркестр — счастье для региона! — говорит Марина Геннадьевна. — Наши профессиональные музыканты, получившие великолепное классическое образование, дают людям возможность погружаться в серьёзную музыку. Сколько радости подарил нам оркестр: совместные оперные постановки, мюзиклы, концерты! Старинная музыка, оперная, симфоническая, от рока до высочайшей классики — всё по плечу этому коллективу.
Вячеслав Инкижеков возглавил оркестр, когда ещё был, можно сказать, мальчиком. А что такое молодость? Это бесстрашие, пытливость, радость от встречи с чем-то новым. Может, более опытный дирижёр где-то и испугался бы... Но нам, безусловно, повезло. Благодаря даже рисковым экспериментам оркестр рос профессионально, и у нас всех, повторю, была и есть возможность погружений в высочайшую, красивейшую музыку. В совместной работе бывают и несогласия, и перекрещивание интересов, разные точки зрения. Но это как раз интересно, в спорах и размышлениях рождается очень хороший результат. К примеру, оперы и мюзиклы, в частности: «Под первой звездой», «Алиса в Зазеркалье», «Зори здесь тихие» — это невероятно сложные и амбициозные проекты, но мы с ними справились, потому что было молодое бесстрашие нашего дирижёра. Мне кажется, у Вячеслава Геннадьевича до сих пор сохранился юношеский энтузиазм: вот это интересно, значит, хочу попробовать. Очень ценное качество.
— К тому же оркестр, — продолжила Марина Штарк, — это коллектив единомышленников, люди столько лет на одной сцене: от репетиции к репетиции, от концерта к концерту; все друг в друга проросли... 25 лет — ещё молодость, оркестр всё время создаёт новые программы, проекты, новую музыку. Тем самым привлекая людей, расширяя аудиторию профессиональных слушателей. К примеру, сегодня зритель впервые придёт на «Симфонию в джинсах», завтра — уже на «Щелкунчика», а послезавтра — на симфонию Малера. Взращивать публику — одна из приоритетных задач любого творческого коллектива. У нашего симфонического оркестра это получается здорово.
Возникнет музыка моя
Сегодня наш собеседник — концертмейстер симфонического оркестра, руководитель группы скрипок народная артистка Хакасии Елена Штарк. Она вправе говорить от лица всего творческого коллектива, ведь здесь каждый исполнитель — мастер, и практически у всех схожий путь в музыку. Родители Елены — Владимир и Валентина Адьяновы, которых даже не надо представлять публике — имена эти на слуху. А музыкальную школу имени А.А. Кенеля Елена окончила по классу скрипки у Лилии Антоновны Спивак.
— Она меня поставила главным человеком в ансамбле «Поющие скрипки», я была ответственна за настройку инструментов и сдачу партий у одноклассников, — рассказывает Елена Владимировна. — Она воспитала во мне лидерские качества, которые помогают сегодня в работе концертмейстером. В музучилище моим педагогом был Александр Александрович Кноблох, замечательный преподаватель — наша струнная группа его обожает! Кстати, он и был первым концертмейстером симфонического оркестра, как говорят, создал задел, а палочку управления передал мне. (К этому времени Елена получила и высшее музыкальное образование.)
— Я с 2000 года в оркестре, да и не могло сложится иначе, - уверена Елена. – в группе первых скрипок нас семеро, и трое – с создания симфонического оркестра: кроме меня - Айгуль Черпакова и Анна Аржаных (она моя выпускница Института искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова). Какой климат в коллективе, спрашиваете? Мы живём очень дружно и весело. Наши артисты с замечательным чувством юмора. Если в процессе выучивания произведений бывают какие-то проблемы, то с помощью шуток, прибауток мы быстро выходим из этих ситуаций.
Конечно, всякое бывает, и хорошее в жизни каждого из нас, и не очень... Считаю, в последнем случае только музыка и спасает, и лечит. Бывает, устаём, ведь на концерте все оркестранты выкладываются на сто процентов, потому что мы должны убедить слушателей своей искренностью, чистотой исполнения произведений. Но это приятная усталость, момент очищения души, удовлетворения. На юбилейном концерте будем играть замечательную Четвёртую симфонию Брамса — завещание композитора, как говорит наш дирижёр. Эту музыку он адресовал уже потомкам: яркую, разнообразную — и грустную, и очень подвижную. Приглашаем музыкантов из Красноярска и Новосибирска — для баланса оркестра: у нас много медных духовых, а струнных для исполнения симфонии Брамса не хватает, хотим, чтобы друзья помогли (в такой мощи) должному звучанию струнных. Да, приезжающие артисты именно друзья, мы уже более 10 лет сотрудничаем с ними, они едут в Абакан с удовольствием, заряжены позитивно, глаза горят. Мы их очень любим.
И подобно тому, как многие наши оркестранты выбрали родительскую музыкальную стезю, так и их дети, в свою очередь, сидят в зрительном зале, когда их папы-мамы на концерте или репетиции. Как сказала Елена Штарк: «Мы несём миссию добра, тепла, душевного очищения, открывая ворота в некую яркую реальность, словно портал».
Источник фото:Равиль Дзязько
Материалы по теме
Комментарии: 0 шт
767
Оставить новый комментарий