Его роботы вышли из гаража
Сделано! Наземные дроны создают и в самых непростых условиях
В зоне СВО всё более востребованной становится робототехника. Её разработкой занимаются не только заводские конструкторы, имеющие отличные условия для работы, но и, только представьте, военнослужащие подразделений, что выполняют боевые задачи на передовой.
Один из них — наш земляк, 36-летний офицер с позывным Кот. По сути, в гараже создал он производство, названное «лабораторией Котсперского».
Иван, так зовут талантливого конструктора, родом из села Аршаново. В своё время получил специальность инженера радиосвязи в Тихоокеанском военно-морском институте имени С.О. Макарова. За его плечами военная служба по контракту в Сирии, в Таджикистане. В 2022 году потребовалось сменить место службы — на СВО отправился капитан. Причём со своей командой — несколькими контрактниками, служившими в его роте на российской военной базе в предгорьях Памира.
С начала спецоперации Иван на передовой. Служил в разных подразделениях. Осенью 2024 года переведён в мотострелковый полк, сформированный в ходе частичной мобилизации.
— Две недели на полигоне, две — в тылу, — рассказывает Иван. — И вот там, в тыловом лагере, после выхода с линии боевого соприкосновения есть время заняться тем, что тебе интересно. Кому как, а мне хотелось разрабатывать наземные дроны, которые бы помогали нам на СВО. Сделал первую установку — показал командиру батальона, ему понравилось. И шаром покатилось! Задание за заданием. То, что раньше казалось невозможным, на самом деле реально. Теперь всё свободное время уходит на разработку и изготовление роботов. Изучаешь литературу, в голове постоянно что-то крутится, а когда приходит решение — берёшь и переносишь схему на бумагу.
— В одиночку работаешь?
— Нет, целая команда у меня. В лабораторию взял троих ребят. Лис, Матрос и Сева — мобилизованные парни из Костромы, сообразительные, рукастые. Вместе реализуем проекты.
— А что именно делаете?
— Установки разного назначения. Например, для эвакуации раненых. На себе пронести бойца в бронежилете и каске, получившего ранение, даже сто метров тяжело — минимум два человека нужны. А это риск и для их жизни. Другое дело — эвакуация с поля боя на носилках, зафиксированных на гусеничной платформе. Ведут установку несколько операторов: первый с помощью пульта продвигает её по своему участку, затем по радиосвязи передаёт другому, тот — третьему... Получается эстафета пультов дистанционного управления. Таким образом доводят раненого до укрытия, до точки эвакуации.
Роботизированные транспортёры используются также для доставки боекомплектов и провизии на передовую — в труднодоступные места, туда, где не пройти, например, «буханкам» или мотоциклам.
Разработана и установка для дистанционного минирования открытой местности. За один рейс наш робот может установить пять противотанковых мин ТМ-62.
Завершена работа над мини-танком с пулемётом. Управлять им легко. Оператор сидит в блиндаже — перед ним монитор, под рукой джойстик, с помощью которого идёт управление самоходкой. Она едет, стреляет, поражает цели.
— Иван, разработки уже применяются на практике?
— Применяются, но не на сто процентов.
— А кто помогает с комплектующими, деталями для сборки роботов?
— В основном неравнодушные люди, не имеющие отношения к военной службе, гражданские. Плюс командование полка.
В особенности заместитель командира полка по военно-политической работе. А однажды приехал священник отец Павел, заинтересовавшийся нашими разработками, и подарил нам для работы ноутбук.
— Насколько интересны наземные дроны твоей лаборатории тем, кто тоже стремится создать их в «гаражных» условиях?
— Это должно быть и интересно, и полезно. Началось всё с сарафанного радио. Ролики о том, что мы делаем, разлетелись — откликнулись единомышленники. Начали приезжать на обучение те, кто хотел получить себе на вооружение нашего робота. Был случай: кто-то думал, что можно купить разработку. Нет и нет! Я только обучаю. Хочу, чтобы и наш опыт получил распространение в зоне СВО. Чтобы на самых опасных участках всех нас выручала робототехника.
Сохранить и сберечь личный состав, людей — в этом вижу свой главный долг.
По бездорожью
Иван с сослуживцами конструирует и другую технику, необходимую в полевых условиях. Так, буквально за два-три часа они собрали электромотоцикл. Не надо ни бензина, ни масла, ни постоянного техобслуживания. Дешёвая и совершенно неприхотливая вещь. По грязи ездит со скоростью 50 км/ч. Двухчасовой зарядки хватает на 20 километров.
Один из них — наш земляк, 36-летний офицер с позывным Кот. По сути, в гараже создал он производство, названное «лабораторией Котсперского».
Иван, так зовут талантливого конструктора, родом из села Аршаново. В своё время получил специальность инженера радиосвязи в Тихоокеанском военно-морском институте имени С.О. Макарова. За его плечами военная служба по контракту в Сирии, в Таджикистане. В 2022 году потребовалось сменить место службы — на СВО отправился капитан. Причём со своей командой — несколькими контрактниками, служившими в его роте на российской военной базе в предгорьях Памира.
С начала спецоперации Иван на передовой. Служил в разных подразделениях. Осенью 2024 года переведён в мотострелковый полк, сформированный в ходе частичной мобилизации.
— Две недели на полигоне, две — в тылу, — рассказывает Иван. — И вот там, в тыловом лагере, после выхода с линии боевого соприкосновения есть время заняться тем, что тебе интересно. Кому как, а мне хотелось разрабатывать наземные дроны, которые бы помогали нам на СВО. Сделал первую установку — показал командиру батальона, ему понравилось. И шаром покатилось! Задание за заданием. То, что раньше казалось невозможным, на самом деле реально. Теперь всё свободное время уходит на разработку и изготовление роботов. Изучаешь литературу, в голове постоянно что-то крутится, а когда приходит решение — берёшь и переносишь схему на бумагу.
— В одиночку работаешь?
— Нет, целая команда у меня. В лабораторию взял троих ребят. Лис, Матрос и Сева — мобилизованные парни из Костромы, сообразительные, рукастые. Вместе реализуем проекты.
— А что именно делаете?
— Установки разного назначения. Например, для эвакуации раненых. На себе пронести бойца в бронежилете и каске, получившего ранение, даже сто метров тяжело — минимум два человека нужны. А это риск и для их жизни. Другое дело — эвакуация с поля боя на носилках, зафиксированных на гусеничной платформе. Ведут установку несколько операторов: первый с помощью пульта продвигает её по своему участку, затем по радиосвязи передаёт другому, тот — третьему... Получается эстафета пультов дистанционного управления. Таким образом доводят раненого до укрытия, до точки эвакуации.
Роботизированные транспортёры используются также для доставки боекомплектов и провизии на передовую — в труднодоступные места, туда, где не пройти, например, «буханкам» или мотоциклам.
Разработана и установка для дистанционного минирования открытой местности. За один рейс наш робот может установить пять противотанковых мин ТМ-62.
Завершена работа над мини-танком с пулемётом. Управлять им легко. Оператор сидит в блиндаже — перед ним монитор, под рукой джойстик, с помощью которого идёт управление самоходкой. Она едет, стреляет, поражает цели.
— Иван, разработки уже применяются на практике?
— Применяются, но не на сто процентов.
— А кто помогает с комплектующими, деталями для сборки роботов?
— В основном неравнодушные люди, не имеющие отношения к военной службе, гражданские. Плюс командование полка.
В особенности заместитель командира полка по военно-политической работе. А однажды приехал священник отец Павел, заинтересовавшийся нашими разработками, и подарил нам для работы ноутбук.
— Насколько интересны наземные дроны твоей лаборатории тем, кто тоже стремится создать их в «гаражных» условиях?
— Это должно быть и интересно, и полезно. Началось всё с сарафанного радио. Ролики о том, что мы делаем, разлетелись — откликнулись единомышленники. Начали приезжать на обучение те, кто хотел получить себе на вооружение нашего робота. Был случай: кто-то думал, что можно купить разработку. Нет и нет! Я только обучаю. Хочу, чтобы и наш опыт получил распространение в зоне СВО. Чтобы на самых опасных участках всех нас выручала робототехника.
Сохранить и сберечь личный состав, людей — в этом вижу свой главный долг.
По бездорожью
Иван с сослуживцами конструирует и другую технику, необходимую в полевых условиях. Так, буквально за два-три часа они собрали электромотоцикл. Не надо ни бензина, ни масла, ни постоянного техобслуживания. Дешёвая и совершенно неприхотливая вещь. По грязи ездит со скоростью 50 км/ч. Двухчасовой зарядки хватает на 20 километров.
Ульяна Митина
Подпись к фото:Иван из Хакасии нашёл применение своим инженерным знаниям
Источник фото:Фото предоставлено самим военнослужащим
Материалы по теме
Комментарии: 0 шт
760
Оставить новый комментарий