15:2028 октября 2025
28 октября 1980 года знаменитую оперу впервые представили зрителю. Своими воспоминаниями об этом знаменательном событии в культурной жизни региона поделился один из его участников: наш коллега, фотокорреспондент «Хакасии» Равиль Дзязько.
Либретто оперы «Чанар Хус» («Сын орла») было создано на основе национального героического эпоса и народных сказаний прославленным советским и российским писателем, поэтом, сибирским журналистом Анатолием Чмыхало. Случилось это в период его жизни в Абакане (1947 — 1962 годы). Тогда он работал собственным корреспондентом газеты «Красноярский рабочий» по Хакасской автономной области, сотрудничал с областной газетой «Советская Хакасия». Тексты оперных партий были написаны им по просьбе композитора Александра Кенеля, который является основоположником профессиональной музыкальной культуры Хакасии. И автором музыки первой хакасской оперы «Чанар Хус».
В это грандиозное произведение его знаменитыми создателями заложено две основные идеи: прославление верности в любви и вечная борьба добра и зла, готовность к битве с врагом за свою независимость. Развязка истории — трагическая. Препятствия, возникающие на пути главного героя Чанар Хуса и похищенной им ханской дочери Ах Чибек («Белая шелковинка»), в конечном итоге приводят обоих к гибели. Богатырь превращается в скалу — хранителя живительного родника, которым стала его избранница. Но их драматичная любовь — вечна: она остаётся навсегда в памяти людей.
Два акта оперы, изначально называвшейся «Чанар Хус и Ах Чибек», были поставлены в 1966 году. Однако полностью это произведение во всех трёх актах и пяти картинах зрители смогли увидеть и оценить только в 1980-м.
Её постановкой занимался коллектив Абаканского музыкального училища и режиссёр Александр Тугужеков. Вот как об этом рассказывает Равиль Дзязько:
«Постановка оперы была приурочена к 50-летию образования Хакасской автономной области. Хорошо, что в газете «Хакас чирi» сохранились фотоархивы премьеры.
15 января 1980 года меня вызвали в кабинет директора Абаканского музыкального училища Леопольда Спивака. Тогда я учился на втором курсе. Директор имел огромный авторитет у студентов училища, и меня волновал вопрос: по какому поводу пригласили «на ковёр»? Выяснилось, что меня ожидало шикарное предложение стать ассистентом режиссёра оперы «Чанар Хус» у знаменитой Эльзы Коковой. Мне выдали телефоны солистов и концертмейстера, поставив задачу собирать всех участников на репетиции, проходившие в большом зале нынешнего Национального центра народного творчества имени С.П. Кадышева. 1 сентября 1980 года Эльзу Михайловну перевели на другой мощный проект. Новым режиссёром «Чанар Хус» назначили Александра Тугужекова — режиссёра театра имени М.Ю. Лермонтова. Ему удалось собрать постановку всего за два месяца.
Конечно, не обошлось без курьёзов. Певшие в опере девушки хорового отделения, где готовили специалистов для ДК, были молодыми и очень весёлыми. Для того, чтобы попасть в тональность одной из грустной сцен, Александр Васильевич рассказал историю о прощании со Сталиным весной 1953 года: как все плакали и сколько людей погибло во время похорон, какая эта была тяжёлая утрата. В результате девчонки присмирели, и сцена пошла.
Всю мою группу студентов, учившихся на режиссёров клубных мероприятий, сделали ассистентами Александра Тугужекова. Работы хватало всем: кто-то занимался костюмами, как Валя Дувакина и Лариса Кадакина, кто-то гримом актёров. А у меня появился новый руководитель — Александр Котожеков. Он показал декорации, как они будут собираться и крепиться. Мы загорелись выполнить эту работу как можно быстрее. Мне дали в помощники первокурсника Игоря Зиберева (после выпуска, кстати, он работал телеоператором и главным режиссёром Абаканской студии телевидения, а затем и в газете «Хакасия»). За один день он научился держать в руках молоток, топор и пилу. Успели к сроку.
Всего спектакль показывали четырежды: три в 1980 году и один в 1981-м. Прошло 45 лет, а как будто это было вчера! Я помню каждого исполнителя: Владимира Чаптыкова и Веру Топоеву (Чанар Хус и Ах Чибек), Клару Сунчугашеву (Кюмюс-Арыг — «Блестящее серебро», мать Чанар Хуса), Владимира Терешкова (хан), Надежду Кадочникову (Чал Хара — «Чёрный вихрь»), Валерия Августина (Хара Мос — «Чёрные рога»), Валерия Азанова (воин и слуга хана). О, как Азанов пел! «Ещё заря играла в небе, уехал он один в тайгу, с тех пор не появлялся больше. О нет, мой хан, не мог он знать, что дочь твоя пропала...» У всех мурашки по коже бегали.
Художник-постановщик оперы Александр Котожеков на выделенный скромный бюджет смог создать замечательные декорации и костюмы. Во втором акте был удивительный танец, придуманный Александром Мотиным — преподавателем хореографии Абаканского музучилища. Его исполняли два брата — Олег и Игорь Поповы, а также Сергей Брем, Владимир Морозов и Юрий Киштеев. Как они управлялись с мечами, которые я сделал для них из металлических уголков! Искры сыпались во все стороны!..
И, конечно, вспоминаю замечательного художественного руководителя и дирижёра Сергея Булгакова и музыкантов оркестра.
Практически все арии из оперы я до сих пор помню наизусть. По прошествии стольких лет думаю о том, как мне повезло принять участие в таком удивительном проекте. Я рад, что девять лет назад опера «Чанар Хус» возродилась и была исполнена на новом профессиональном уровне замечательными артистами».
Триумфальное возвращение легендарного произведения состоялось 15 декабря 2016 года в Хакасской республиканской филармонии в постановке московского режиссёра Михаила Борисова. Ценители самого сложного, прекрасного и захватывающего певческого искусства — оперного — смогли насладиться академической музыкой, вдохновлённой хакасскими народными мелодиями. Хочется надеяться, что в ближайшее время появится очередная сценическая версия «Чанар Хуса», и опера снова украсит репертуар республиканской филармонии.
Либретто оперы «Чанар Хус» («Сын орла») было создано на основе национального героического эпоса и народных сказаний прославленным советским и российским писателем, поэтом, сибирским журналистом Анатолием Чмыхало. Случилось это в период его жизни в Абакане (1947 — 1962 годы). Тогда он работал собственным корреспондентом газеты «Красноярский рабочий» по Хакасской автономной области, сотрудничал с областной газетой «Советская Хакасия». Тексты оперных партий были написаны им по просьбе композитора Александра Кенеля, который является основоположником профессиональной музыкальной культуры Хакасии. И автором музыки первой хакасской оперы «Чанар Хус».
В это грандиозное произведение его знаменитыми создателями заложено две основные идеи: прославление верности в любви и вечная борьба добра и зла, готовность к битве с врагом за свою независимость. Развязка истории — трагическая. Препятствия, возникающие на пути главного героя Чанар Хуса и похищенной им ханской дочери Ах Чибек («Белая шелковинка»), в конечном итоге приводят обоих к гибели. Богатырь превращается в скалу — хранителя живительного родника, которым стала его избранница. Но их драматичная любовь — вечна: она остаётся навсегда в памяти людей.
Два акта оперы, изначально называвшейся «Чанар Хус и Ах Чибек», были поставлены в 1966 году. Однако полностью это произведение во всех трёх актах и пяти картинах зрители смогли увидеть и оценить только в 1980-м.
Её постановкой занимался коллектив Абаканского музыкального училища и режиссёр Александр Тугужеков. Вот как об этом рассказывает Равиль Дзязько:
«Постановка оперы была приурочена к 50-летию образования Хакасской автономной области. Хорошо, что в газете «Хакас чирi» сохранились фотоархивы премьеры.
15 января 1980 года меня вызвали в кабинет директора Абаканского музыкального училища Леопольда Спивака. Тогда я учился на втором курсе. Директор имел огромный авторитет у студентов училища, и меня волновал вопрос: по какому поводу пригласили «на ковёр»? Выяснилось, что меня ожидало шикарное предложение стать ассистентом режиссёра оперы «Чанар Хус» у знаменитой Эльзы Коковой. Мне выдали телефоны солистов и концертмейстера, поставив задачу собирать всех участников на репетиции, проходившие в большом зале нынешнего Национального центра народного творчества имени С.П. Кадышева. 1 сентября 1980 года Эльзу Михайловну перевели на другой мощный проект. Новым режиссёром «Чанар Хус» назначили Александра Тугужекова — режиссёра театра имени М.Ю. Лермонтова. Ему удалось собрать постановку всего за два месяца.
Конечно, не обошлось без курьёзов. Певшие в опере девушки хорового отделения, где готовили специалистов для ДК, были молодыми и очень весёлыми. Для того, чтобы попасть в тональность одной из грустной сцен, Александр Васильевич рассказал историю о прощании со Сталиным весной 1953 года: как все плакали и сколько людей погибло во время похорон, какая эта была тяжёлая утрата. В результате девчонки присмирели, и сцена пошла.
Всю мою группу студентов, учившихся на режиссёров клубных мероприятий, сделали ассистентами Александра Тугужекова. Работы хватало всем: кто-то занимался костюмами, как Валя Дувакина и Лариса Кадакина, кто-то гримом актёров. А у меня появился новый руководитель — Александр Котожеков. Он показал декорации, как они будут собираться и крепиться. Мы загорелись выполнить эту работу как можно быстрее. Мне дали в помощники первокурсника Игоря Зиберева (после выпуска, кстати, он работал телеоператором и главным режиссёром Абаканской студии телевидения, а затем и в газете «Хакасия»). За один день он научился держать в руках молоток, топор и пилу. Успели к сроку.
Всего спектакль показывали четырежды: три в 1980 году и один в 1981-м. Прошло 45 лет, а как будто это было вчера! Я помню каждого исполнителя: Владимира Чаптыкова и Веру Топоеву (Чанар Хус и Ах Чибек), Клару Сунчугашеву (Кюмюс-Арыг — «Блестящее серебро», мать Чанар Хуса), Владимира Терешкова (хан), Надежду Кадочникову (Чал Хара — «Чёрный вихрь»), Валерия Августина (Хара Мос — «Чёрные рога»), Валерия Азанова (воин и слуга хана). О, как Азанов пел! «Ещё заря играла в небе, уехал он один в тайгу, с тех пор не появлялся больше. О нет, мой хан, не мог он знать, что дочь твоя пропала...» У всех мурашки по коже бегали.
Художник-постановщик оперы Александр Котожеков на выделенный скромный бюджет смог создать замечательные декорации и костюмы. Во втором акте был удивительный танец, придуманный Александром Мотиным — преподавателем хореографии Абаканского музучилища. Его исполняли два брата — Олег и Игорь Поповы, а также Сергей Брем, Владимир Морозов и Юрий Киштеев. Как они управлялись с мечами, которые я сделал для них из металлических уголков! Искры сыпались во все стороны!..
И, конечно, вспоминаю замечательного художественного руководителя и дирижёра Сергея Булгакова и музыкантов оркестра.
Практически все арии из оперы я до сих пор помню наизусть. По прошествии стольких лет думаю о том, как мне повезло принять участие в таком удивительном проекте. Я рад, что девять лет назад опера «Чанар Хус» возродилась и была исполнена на новом профессиональном уровне замечательными артистами».
Триумфальное возвращение легендарного произведения состоялось 15 декабря 2016 года в Хакасской республиканской филармонии в постановке московского режиссёра Михаила Борисова. Ценители самого сложного, прекрасного и захватывающего певческого искусства — оперного — смогли насладиться академической музыкой, вдохновлённой хакасскими народными мелодиями. Хочется надеяться, что в ближайшее время появится очередная сценическая версия «Чанар Хуса», и опера снова украсит репертуар республиканской филармонии.
Андрей ПЕТРОВ
Подпись к фото:Чанар Хус (Владимир Чаптыков) и Ах Чибек (Вера Топоева). Премьера оперы «Чанар Хус и Ах Чибек», 28 октября 1980 года.
Источник фото:Фото: Г.П. Бурнаков, «Ленин чолы», из фонда Хакасского Национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова
Материалы по теме
Комментарии: 0 шт
71
Оставить новый комментарий