В Абакане вынесли приговор 27-летнему жителю Тувы. Он признан виновным в гибели человека, угоне транспортного средства и умышленном повреждении чужого имущества. Подробности сообщила начальник уголовно-судебного отдела прокуратуры Хакасии Наталья Машканцева.
В суде установлено, что 10 апреля 2023 года четверо молодых жителей соседнего региона приехали на отдых в Абакан, где сняли квартиру и организовали застолье с выпивкой, принявшись употреблять крепкий алкоголь в больших количествах.
В какой-то момент двое участников посиделок решили помериться силушкой богатырской. Это были 26-летний Ай-Хаан (имена фигурантов изменены. — Авт.), который профессионально занимался национальной борьбой хуреш и неоднократно становился чемпионом республики, и его 28-летний двоюродный брат Мерген — человек гораздо менее подготовленный физически, не имевший никаких спортивных достижений. К слову сказать, именно он привёз компанию в Абакан на своей иномарке.
Сперва родственники устроили между собой армрестлинг (борьбу на руках, в ходе которой необходимо первым прижать к столу руку сидящего напротив соперника). «Рубились» в поединке так, что сломали два столика в арендованной «двушке»: журнальный — в зале и обеденный — на кухне. Затем стали бороться. Перемещаясь по залу, вцепившись друг в друга, упали на кровать, которая тоже сломалась.
Чем больше мерились силами — тем борьба становилась ожесточённее. В ходе схватки Ай-Хаан, находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, произвёл захват и бросил соперника головой вниз. Однако родственник не хотел проигрывать и как мог пытался сопротивляться. Это привело спортсмена в бешенство: он стал бить соперника руками и ногами. В итоге Мерген был повержен окончательно — он неподвижно лежал на полу, изо рта шла кровь.
В первые минуты, поняв, что его брат скончался, Ай-Хаан запаниковал и, плача, пытался привести парня в чувство. Затем решил замести следы и не придумал ничего лучшего, как инсценировать несчастный случай.
Вечером, когда стемнело, молодой человек вытащил из кармана жертвы ключи от машины. На ней отправились в обратный путь и оба собутыльника — невольные свидетели инцидента в квартире. Пока ехали, труп находился на заднем сиденье, рядом с одним из пассажиров, но уже при въезде в Туву Ай-Хаан высадил приятелей неподалёку от поста ГИБДД, а сам инсценировал ДТП: разогнался и врезался в дерево, стоящее на обочине.
Чтобы пустить полицию по ложному следу, злоумышленник пересадил мёртвое тело на водительское сиденье, пытаясь создать впечатление, будто это погибший вёл машину, а сам покинул место аварии. Однако план не сработал. Правоохранители в кратчайшие сроки разобрались, что именно стало причиной смерти владельца автомобиля и кто на самом деле находился за рулём.
В суде обвиняемый уверял, что не предвидел и не желал смерти брату, мол, всё получилось случайно, не рассчитал силу удара. А вину за угон машины и инсценировку ДТП Ай-Хаан попытался переложить на своих собутыльников, проходящих по делу свидетелями. Говорил, что по дороге в Туву приятели поочерёдно управляли автомобилем, а сам он в конце уснул на заднем пассажирском сиденье и даже не догадывался о задуманной ими инсценировке. Тело погибшего брата за рулём якобы увидел уже после аварии. Однако эта версия полностью провалилась.
В итоге Абаканский городской суд по совокупности преступлений назначил обвиняемому наказание в виде лишения свободы на срок 9 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Действия фигуранта квалифицированы как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ), неправомерное завладение автомобилем без цели хищения (ч. 1 ст. 166 УК РФ), умышленное повреждение чужого имущества с причинением значительного ущерба (ч. 1 ст. 167 УК РФ).
Кроме того, частично удовлетворены гражданские иски потерпевшей стороны. С осуждённого в счёт компенсации морального вреда взыскано 600 тысяч рублей в пользу матери и 400 тысяч — в пользу родной сестры погибшего. Также ему предстоит выплатить расходы на похороны, восстановление повреждённой машины и за хранение транспортного средства на платной автостоянке, общая сумма которых составляет около миллиона рублей.
Приговор в законную силу не вступил.
Тамара КИРИЧЕНКО