Истории о старом ангеле и...
3 июля на главной сцене республики знаменитый театр кукол имени С.В. Образцова показал спектакль «Старый сеньор и...». Можно ручаться, что зрители, которым посчастливилось увидеть эту постановку, до сих пор мысленно возвращаются к ней и прокручивают в воображении красочные фрагменты спектакля.
Постановка рассказывает зрителям три истории по новеллам Габриэля Гарсиа Маркеса, таинственным образом связанные между собой. Тем, кто тексты колумбийского писателя не читал, пожалуй, не все будет понятно с первого раза. Спектакль московского театра полон мистических образов и недосказанности, чем и неповторимо прекрасен.
На землю прилетел ангел. Старый, худой, с потрепанными крыльями, но очень живым и пронзительным взглядом. Зрительный зал замирает с первых секунд — это что, кукла на сцене? Верится с огромным трудом. Настолько живой, человечный ангел. И движения совсем настоящие — артисты надежно скрыты «черным кабинетом». Спустя несколько мгновений напрочь забываешь, что спектакль кукольный и полностью погружаешься в тернистые истории.
К потрепанному ангелу, заключенному жестокими людьми в клетку, приходит ребенок. Та самая девочка, которую он прилетел охранять. Она предлагает ему пищу и воду. Сначала он отказывается. Ребенок уходит, а ангел долго наблюдает за медленным танцем белых перьев, опадающих с его крыльев, словно первые снежинки черной ночью.
Вторая новелла — сатирическая. Колоритная старуха, похожая на цыганку, начинает рассказывать зрителям свою историю на испанском языке. Однажды на берег ее селения вынесло утопленника. Он показался ей невероятно красивым мужчиной, каких она не встречала прежде. Мертвец был так прекрасен, что она почувствовала себя самой счастливой женщиной в мире. Ещё бы — с таким-то утопленником!
Старуха тараторит на испанском, перебирая верткими пальцами в цветных кольцах кукол в корзине, которые изображают односельчан и главного героя ее рассказа. Речь пожилой женщины транслирует бесстрастный невидимый переводчик. Важную роль в параллели двух голосов играет именно интонация речи старухи. Слышится то восхищение, то негодование, то сарказм. А еще счастье. Она ведь действительно была счастлива в момент, когда рядом с ней был прекрасный утопленник. Удивительно, какие странные сюрпризы порой преподносит судьба и какое разное бывает счастье.
Третья история вновь возвращает к старому ангелу. На этот раз он зовет на небо танцующего негритенка Набо. Талантливый мальчишка никак не хочет поверить в то, что он трагически погиб — его лягнула лошадь. Он повторяет это вновь и вновь, словно ожидая, когда же слова наполнятся для него смыслом. Неловкий танец негритенка символизирует его подвешенное состояние — он находится между небом и землей, не желая быстро сдаваться и уходить навсегда.
Великолепная мелодия живого саксофона, под которую на сцене возникают живописные картины, дарит спектаклю особый привкус и словно погружает зрителей в транс. Кажется, что видишь волшебный, странный сон, нашептывающий тебе что-то очень важное, и что ты никак не можешь уловить.
О чем эти истории? О счастье? О судьбе? О людях? Каждый определяет сам.
Ключевые слова произносит чайка под шум моря в начале спектакля: «Боже мой, если бы у меня было немного жизни… Ммм, я не пропустил бы дня, чтобы не говорить любимым людям, что я их люблю. Я бы убеждал каждого дорогого мне человека в моей любви и жил бы влюбленным. Я бы доказал людям, насколько они не правы, думая, что когда они стареют, то перестают любить. Напротив, они стареют, потому что перестают любить…»
Мудрая птица напоминает, какое чудо — быть человеком. Как часто люди забывают о простых, но очень ценных дарах, полученных с самого рождения. Говорить, слушать, ходить, любить... Финал возвращает зрителей к философским размышлениям. После всех трех новелл чайка появляется вновь — история закольцована. Птица, свободно парящая в бесконечном черном пространстве сцены, говорит, что многому научилась от людей: «Набив этими знаниями сундук, я ухожу».
Созданный лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска» Виктором Никоненко спектакль «Старый сеньор и...» - это произведение искусства. Тонкое, метафоричное, поэтичное, может быть, понятное не всем. И все же, после просмотра остается приятное послевкусие, которое смакуешь еще долгое время.