Верхний баннер в шапке

Загадки драконьих пряжек

Занимательная археология. О чём может поведать древняя бронза?
08:5207 февраля 2025
Существуют особые артефакты, тайна которых уже никогда не будет раскрыта. Прошедшие тысячелетия надёжно скрыли ответы на многие вопросы. Рассеять туман неизвестности теперь уже не удастся никому. Даже науке остаётся лишь строить гипотезы. Сегодня есть повод рассказать об одном из таких случаев.

Как известно, по восточному календарю символом наступившего года является Змея. Прошлый год «возглавлял» Дракон. А вы знаете, что в Китае с незапамятных времён змей называют маленькими драконами? И что существуют уникальные археологические предметы с изображениями змеевидных китайских драконов. Причём найдены они не там, откуда этот художественный образ ведёт своё начало, а у нас в Хакасии.

Родом из Поднебесной

Прообраз драконов встречается в мифах и преданиях практически во всех древних культурах. Но самые ранние его изображения, по мнению учёных, появились в Китае. Там рисунками этого фантастического существа украшали керамические изделия ещё в эпоху неолита. Изначально образ чудища передавался довольно примитивно, но узнаваемо. С течением времени художники становились более искушёнными. И уже в конце I тысячелетия до нашей эры восточный дракон стал примерно таким, каким мы представляем его себе сегодня: похожим на извивающуюся ящерицу с треугольной ушастой и рогатой головой. Именно таким более двух тысяч лет назад он впервые и предстал перед древними обитателями Хакасско-Минусинской котловины (ХМК). Конечно, не в реальности, а в виде украшения — бронзовых ажурных пряжек. В наши дни несколько десятков таких артефактов хранятся в различных музеях страны. Их история во многом неясна, поэтому будет интересно попытаться в ней разобраться.

Отголоски былого величия

В III веке до нашей эры на территории Центральной Азии образовалась первое кочевое государство, возглавляемое легендарным народом хунну (гунны). Их родина — пустынное плато Ордос на севере Китая, в излучине реки Хуанхэ. Оттуда они начали завоевания соседних кочевых племён, распространяя своё влияние в западном и северном направлении. Постепенно под их властью оказались все древние номады (кочевники) Монголии, Забайкалья и Саяно-Алтая. Расширение хуннской державы спровоцировало череду жестоких войн, массовое переселение народов, падение старых и рождение новых государств.

Большое культурное влияние на хунну оказал Ханьский Китай. На протяжении всей истории «варварской» империи, вплоть до её конца в I веке нашей эры, китайцы и хунну между собой постоянно воевали и торговали. Вещи, изготовленные китайскими мастерами либо сделанные самими кочевниками, но в которые органично вплетены не характерные для них традиционные китайские художественные образы, археологи находят даже в самых отдалённых уголках бывшего хуннского государства.

Наиболее известным примером материальной культуры и искусства хунну считаются отлитые из бронзы поясные пряжки прямоугольной и округлой формы. Эти высокохудожественные изделия украшены сценами борьбы реальных и мифических животных, а также одиночными либо парными представителями фауны степей и гор Центральной Азии — лошадей, верблюдов, яков. На некоторых присутствуют змеи и драконы. Центром их распространения является Ордос (сейчас это — автономная провинция Внутренняя Монголия, входящая в состав КНР). После него наибольшее количество подобных пряжек было найдено в ХМК, за которой следуют Тува и Забайкалье. Известны также единичные экземпляры с Горного Алтая. С точки зрения хронологии все обнаруженные артефакты относятся к одному периоду: II — I века до нашей эры — к времени становления и укрепления державы хунну.

Знаки завоевателей

Учёные уверены, что эти пряжки являются своеобразным маркером обширной территории, некогда входившей в состав государства хунну. Общепризнанным фактом также является то, что носились эти предметы как на мужских, так и на женских поясах в качестве престижного украшения, скорее всего, игравшего ту же роль, что знаки различия у современных военных. Однако кем на самом деле были хозяева таких особенных пряжек, науке до сих пор не известно.

Существует мнение, что люди, которые ими обладали, имели прямое отношение к завоевательным походам хунну. Возможно, они входили в хуннский этнополитический племенной союз. Представляли военную администрацию на покорённых землях. Как бы ни было на самом деле, но переселяясь в новые земли из областей, явно близких к центральной ставке кочевой империи, безымянные пришельцы несли с собою жизненный уклад и культуру хунну. Этим они отличались от местного населения, которое с их прибытием начинало кардинально меняться. При этом археологи полагают, что владельцы престижных поясных пряжек не были самими хунну. И вот почему.

Во-первых, у тех и у других был совершенно разный похоронный обряд. Во-вторых, за столетие археологических раскопок княжеских и рядовых хуннских погребений в них ни разу не удалось обнаружить ни одной бронзовой ажурной пряжки с вышеупомянутыми художественными сюжетами. Похожие вещи хунну изготовлялись не из бронзы, а исключительно из благородных металлов. Причём самые редкие их них — это пряжки с одиночными драконами. Объяснимо это может быть, видимо, только тем, что в Ханьском Китае этот образ связывался исключительно с императором. Хуннские верховные правители считали себя равными китайским императорам, поэтому могли тоже позволить себе богатые украшения в виде дракона. Рядовым же воинам это, видимо, не позволялось. Как и иноплеменникам. Впрочем, с одним- единственным исключением.

Под тенью времён

Историки считают, что ХМК входила с состав империи хунну. Вместе с тем многие учёные говорят, что самих хуннов тут не было, так как в наших краях до сих пор не найдено ни одного их погребения (хотя последние известны по археологическим раскопкам в Туве). Это время отмечено закатом тагарской археологической культуры (VIII — III века до н.э.). Новое население, пришедшее на Средний Енисей из Центральной Азии, в науке сейчас принято называть носителями тесинской археологической культуры (II — I века до н.э.). Вместе с ними здесь появились: новый похоронный обряд, производство железа, свиноводство, китайские монеты «у-шу» и «Ташебинский дворец» (памятник архитектуры в ханьском стиле, раскопанный археологами в 40-е года XX века возле Абакана).

Как раз у тесинцев и были в обиходе разнообразные ажурные поясные пряжки хуннского типа. Некоторые из них идентичны аналогичным изделиям из Ордоса, Забайкалья и Тувы. Но самое интересное состоит в том, что нигде из перечисленных территорий, и даже в Китае, ещё никогда не было найдено бронзовых пряжек, украшенных фигурами свернувшегося одиночного дракона. Такими пользовались только тесинцы. В этом и заключается их главная тайна.

Исследователи отмечают, что изображение дракона не связано ни с одной археологической культурой ХМК, предшествующих тесинской. Престижный статус уникальные драконьи пряжки потеряли перед распадом хуннского государства. Тогда на историческую арену Центральной Азии в качестве нового гегемона вместо хунну вышел племенной союз сяньби. Наступила новая эпоха. На Среднем Енисее тесинская археологическая культура сменилась таштыкской (I — V век нашей эры). В ней художественный образ дракона по каким-то причинам уже не использовался. Однако что это были за причины, науке, к сожалению, неведомо. Как и то, кто же на самом деле были те самые тесинцы, которым разрешалось то, что могли себе позволить только могущественные китайские императоры и вожди хунну?
Комментарии: 0 шт
782
Оставить новый комментарий
0 / 300
Комментарий будет отображен после проверки порталом
Добавить комментарий