В поисках тайных знаков древних курганов
Путешествие во времени
Конец октября. Сильный ветер гонит по небу стада плотных свинцовых туч. Пробрасывает снежная крупа. В степи по бездорожью движется одинокий уазик, оставляя за собой в пожухлой траве тёмную колею.
В машине два человека. Это не фермеры, не рыбаки и не охотники. Хотя в этой безлюдной местности появились они неслучайно. С целью совсем не праздной, заставляющей отодвинуть на второй план комфорт и свободу личного времени. Но с какой?
Чтобы снизить накал интриги, объявлю тех, о ком идёт речь. Первый — автор этих строк: журналист и краевед. Второй — научный сотрудник сектора археологии Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Владислав Семашкевич. А главной целью нашей поездки был поиск интересного и пока неизвестного науке древнего памятника — рисунка оленя, выбитого на стеле кургана тагарской археологической культуры (VIII — III века до нашей эры).
Тысячелетиями люди наносили разнообразные изображения на скалы, создав удивительные памятники первобытного искусства, коих в Минусинской котловине немало. Но ещё больше тут древних курганов, каменные плиты которых хорошо заметны на поверхности земли. «Все равнины усыпаны древними могилами и болванами грубой работы, частию из гранита, частию из песчаника», — сообщал побывавший здесь в XIX веке писатель-краевед Николай Семёнович Щукин. Бесчисленное множество курганных камней, немых свидетелей ушедших эпох, стоят в местных степях и сегодня. И на некоторых из них, так же как и на скальных писаницах, нанесены различные изображения. Причём в общей массе их гораздо больше, чем петроглифов на всех известных средне-енисейских писаницах. Научный интерес к этим изображениям насчитывает уже три сотни лет. И, вне всякого сомнения, будет проявляться дальше.
Для чего делались рисунки на курганных камнях? Учёные считают, что иногда они наносились специально для конкретного погребения, а значит, являлись частью древнего ритуала. В других случаях для возведения кургана строители могли использовать плиты с уже имеющимися на них изображениями, изъяв их из конструкции более древних гробниц или переместив понравившиеся камни с чужих святилищ. Кроме того, для строительства курганов могли использоваться скальные блоки, выломанные с ближайших местонахождений наскального искусства. И только тогда, когда уже не существовало тех, кто оставил эти курганы, их наземные конструкции становились «полотнами» для художников более поздних эпох. Благо развернуться их творческому гению было где.
Целенаправленным поиском и фотофиксацией петроглифов на скалах и рисунков на курганных камнях я занимаюсь с начала нулевых. Обнаруженное мной ещё в 2011 году изображение оленя далеко не единственное. Но именно найденное тогда, вне всякого сомнения, является совершенно замечательным образчиком древнего искусства. Оно большое (более полутора метров) и, несмотря на возраст, прекрасно сохранившееся. Художник, создавший его примерно 2,5 тысячи лет назад, с особенной тщательностью проработал оленьи рога. Стиль рисунка и внешние конструктивные особенности кургана позволяют предполагать, что появились они в одно время. Само погребальное сооружение, судя по размерам, явно не рядовое. Возможно, в нём покоится семья племенного вождя, воина. На высокий статус погребённого, видимо, как раз и указывает это достаточно крупное, изящно выполненное изображение благородного оленя. Древние люди никогда не рисовали и не делали фигурки оленей просто так, забавы ради. Известно, что с незапамятных времён это животное являлось символом мужественности, силы и могущества. А его рога — знаком роста, обновления и возрождения.
13 лет назад рисунок был мной сфотографирован. Но место, где расположен древний курган, на карте, увы, не отметил. Посчитал, что в следующий раз легко снова его разыщу. Снимки показал учёным. Памятником заинтересовалась признанный специалист в области изучения наскального искусства, научный сотрудник Института археологии РАН (Москва), старший научный сотрудник музея-заповедника «Томская писаница» (Кемерово) Елена Миклашевич. Недавно она попросила дать точные координаты местонахождения находки для полноценного исследования. Необходимо было их установить, а заодно сделать новые фотографии объекта в более высоком цифровом разрешении.
Археолог Владислав Семашкевич согласился мне в этом помочь. И мы отправились на его автомобиле в степь. Прибыли на нужное место. И... ничего не нашли! Курган был. Тоже тагарский, довольно внушительный. Однако не тот. Безусловно, была и стела. Но без оленя. Несколько часов кряду мы обследовали близлежащие окрестности. И всё без толку. Странно, но факт.
Поиски артефакта однозначно будут продолжены. Сомнений в том, что в конечном итоге его всё-таки вновь обнаружат, нет.
В машине два человека. Это не фермеры, не рыбаки и не охотники. Хотя в этой безлюдной местности появились они неслучайно. С целью совсем не праздной, заставляющей отодвинуть на второй план комфорт и свободу личного времени. Но с какой?
Чтобы снизить накал интриги, объявлю тех, о ком идёт речь. Первый — автор этих строк: журналист и краевед. Второй — научный сотрудник сектора археологии Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Владислав Семашкевич. А главной целью нашей поездки был поиск интересного и пока неизвестного науке древнего памятника — рисунка оленя, выбитого на стеле кургана тагарской археологической культуры (VIII — III века до нашей эры).
Тысячелетиями люди наносили разнообразные изображения на скалы, создав удивительные памятники первобытного искусства, коих в Минусинской котловине немало. Но ещё больше тут древних курганов, каменные плиты которых хорошо заметны на поверхности земли. «Все равнины усыпаны древними могилами и болванами грубой работы, частию из гранита, частию из песчаника», — сообщал побывавший здесь в XIX веке писатель-краевед Николай Семёнович Щукин. Бесчисленное множество курганных камней, немых свидетелей ушедших эпох, стоят в местных степях и сегодня. И на некоторых из них, так же как и на скальных писаницах, нанесены различные изображения. Причём в общей массе их гораздо больше, чем петроглифов на всех известных средне-енисейских писаницах. Научный интерес к этим изображениям насчитывает уже три сотни лет. И, вне всякого сомнения, будет проявляться дальше.
Для чего делались рисунки на курганных камнях? Учёные считают, что иногда они наносились специально для конкретного погребения, а значит, являлись частью древнего ритуала. В других случаях для возведения кургана строители могли использовать плиты с уже имеющимися на них изображениями, изъяв их из конструкции более древних гробниц или переместив понравившиеся камни с чужих святилищ. Кроме того, для строительства курганов могли использоваться скальные блоки, выломанные с ближайших местонахождений наскального искусства. И только тогда, когда уже не существовало тех, кто оставил эти курганы, их наземные конструкции становились «полотнами» для художников более поздних эпох. Благо развернуться их творческому гению было где.
Целенаправленным поиском и фотофиксацией петроглифов на скалах и рисунков на курганных камнях я занимаюсь с начала нулевых. Обнаруженное мной ещё в 2011 году изображение оленя далеко не единственное. Но именно найденное тогда, вне всякого сомнения, является совершенно замечательным образчиком древнего искусства. Оно большое (более полутора метров) и, несмотря на возраст, прекрасно сохранившееся. Художник, создавший его примерно 2,5 тысячи лет назад, с особенной тщательностью проработал оленьи рога. Стиль рисунка и внешние конструктивные особенности кургана позволяют предполагать, что появились они в одно время. Само погребальное сооружение, судя по размерам, явно не рядовое. Возможно, в нём покоится семья племенного вождя, воина. На высокий статус погребённого, видимо, как раз и указывает это достаточно крупное, изящно выполненное изображение благородного оленя. Древние люди никогда не рисовали и не делали фигурки оленей просто так, забавы ради. Известно, что с незапамятных времён это животное являлось символом мужественности, силы и могущества. А его рога — знаком роста, обновления и возрождения.
13 лет назад рисунок был мной сфотографирован. Но место, где расположен древний курган, на карте, увы, не отметил. Посчитал, что в следующий раз легко снова его разыщу. Снимки показал учёным. Памятником заинтересовалась признанный специалист в области изучения наскального искусства, научный сотрудник Института археологии РАН (Москва), старший научный сотрудник музея-заповедника «Томская писаница» (Кемерово) Елена Миклашевич. Недавно она попросила дать точные координаты местонахождения находки для полноценного исследования. Необходимо было их установить, а заодно сделать новые фотографии объекта в более высоком цифровом разрешении.
Археолог Владислав Семашкевич согласился мне в этом помочь. И мы отправились на его автомобиле в степь. Прибыли на нужное место. И... ничего не нашли! Курган был. Тоже тагарский, довольно внушительный. Однако не тот. Безусловно, была и стела. Но без оленя. Несколько часов кряду мы обследовали близлежащие окрестности. И всё без толку. Странно, но факт.
Поиски артефакта однозначно будут продолжены. Сомнений в том, что в конечном итоге его всё-таки вновь обнаружат, нет.
Материалы по теме
Комментарии: 0 шт
155
Оставить новый комментарий