Верхний баннер в шапке

Роботы, датчики, благоустройство

Отопительный сезон. Сибирская генерирующая компания отчиталась о готовности к зиме
18:2309 октября 2025
В Хакасии не так много компаний, которые обеспечивают жителей республики коммунальными ресурсами. Ещё меньше тех, кто регулярно и подробно рассказывает о своей работе по подготовке к зиме. Поэтому пресс-конференцию, посвящённую началу отопительного сезона, которую регулярно проводит Сибирская генерирующая компания (СГК) совместно со специалистами республиканского министерства ЖКХ и энергетики, журналисты не пропускают.

И неудивительно. Слишком многих жителей Хакасии касается вопрос подачи тепла в дома, социальные учреждения и на предприятия в преддверии надвигающихся холодов.

Запуск в штатном режиме

— Решение о начале подачи тепла в дома и на соцобъекты каждый муниципалитет принимает самостоятельно. К 1 октября отопительный сезон стартовал на всей территории республики. И, что важно, в штатном режиме, — обрисовал общую ситуацию по этому вопросу начальник отдела по надзору за качеством предоставления коммунальных услуг министерства ЖКХ и энергетики республики Виталий Ольшевский.

Тут следует отметить, что за выражением «стартовал в штатном режиме» стоит огромная предварительная работа всех структур, задействованных в подготовке к старту подачи тепла. В этом году в министерстве ЖКХ фиксируют минимальное количество обращений граждан по вопросам, связанным с началом отопительного сезона.

— Текущий год на обращения спокойный. Я говорю это по опыту прошлых лет. В последние две недели у нас фиксировалось ежедневно порядка 10 — 15 звонков. Это мало. Такое количество обращений позволяет оперативно реагировать на каждую проблемную ситуацию, — говорит Виталий Ольшевский.

А директор филиала Южно-Сибирской теплосетевой компании Андрей Петренко подчеркнул, что на первом этапе подачи тепла очень важно организовать эффективное взаимодействие между специалистами СГК, представителями управляющих компаний и контролирующих структур исполнительной власти.

— В начале отопительного сезона основная работа ложится на управляющие компании, которые открывают запорную арматуру на узлах отопления в домах. В этот момент мы видим прирост потребления горячей воды и сразу же начинаем регулировать её параметры. Процесс идёт постепенно. Это позволяет нам плавно выходить на так называемый осенне-зимний гидравлический режим работы систем отопления, — сообщил детали Петренко.

Основной объём работ по обновлению тепловых сетей к этому моменту уже завершён. А всё потому, что готовиться к будущей зиме энергетики начинают сразу после окончания предыдущей, большое внимание уделяя диагностике трубопроводов. Методы обследования коммуникаций в СГК постоянно совершенствуют. Например, в этом году впервые в тепловые сети Абакана запустили... роботов.

— Они исследуют изнутри трубопроводы большого диаметра (от 400 миллиметров) магнитно-резонансным методом, выявляют дефекты на сложных участках теплотрасс. Например, под дорогами. Это своего рода МРТ для теплосетей. И очень эффективное, — образно пояснил Андрей Петренко действие современного метода исследования.

Ремонт и восстановление

Отдельно стоит остановиться на работе по благоустройству территорий, где специалисты СГК проводили ремонты теплосетей. Таких точек много. Ежегодно по всей Хакасии в плановом порядке СГК перекладывает около семи километров теплосетей. А общая площадь благоустроительных работ после этого превышает девять тысяч квадратных метров.

— Наша задача — после завершения ремонта привести участки над ним в первоначальное состояние. Но на деле, конечно, получается, что большая часть территорий становится лучше, чем до ремонта, — обозначил ключевой принцип работы Петренко.

Там, где благоустройство ещё не завершено, оно будет продолжаться вплоть до того момента, пока в связи с наступлением холодов не прекратят свою работу асфальтовые заводы. Если же вдруг что-то не успеют привести в порядок в этом году, то точно сделают это в следующем. Такого подхода в СГК придерживаются весьма строго. Да и гарантийные обязательства на благоустроенных участках никто не отменял.

— Если в течение двух лет возникают какие-то вопросы к качеству работ и это подтверждает экспертиза, то подрядчик всё исправляет, — подытожил Андрей Петренко.

Температурные вилки

В начале отопительного сезона, когда за окном относительно тепло, некоторые жители интересуются, можно ли хотя бы немного снизить температуру теплоносителя в сети, чтобы не приходилось открывать форточки. Ясность в этот вопрос внесли эксперты министерства ЖКХ и энергетики Хакасии. Они пояснили, что допустимый для отопительного сезона минимум температуры теплоносителя на выходе с ТЭЦ или котельных — не менее +70 градусов. На этом уровне параметры теплоносителя будут оставаться, пока на улице столбик термометра не опустится до -1 градуса.

А всё потому, что в домах нормативы по горячей воде не позволяют опускать её температуру ниже +65. Но и выше +75 она подниматься не должна. Вот в этой температурной вилке и работают все, кто отвечает за бесперебойную подачу горячей воды в краны и трубы батарей. И угодить каждому потребителю, конечно, сложно. Тем не менее определённые корректировки в пределах обозначенной вилки возможны. И заниматься ими должны специалисты управляющих компаний. В первую очередь именно их задача — оперативно реагировать на жалобы жильцов по поводу холодных либо слишком горячих батарей в домах. У них есть два часа с момента поступления жалобы на качество отопления, чтобы прийти к её отправителю и произвести замер тепла в квартире. Так предписывает закон. На практике срок, конечно, может и сдвинуться по согласованию сторон. Самого жильца, например, может не быть дома в нужное время. Но в любом случае управляющая компания должна максимально оперативно согласовать с обратившимся в её адрес гражданином время появления своего представителя в квартире. Об этом рассказала начальник отдела экономического надзора министерства ЖКХ и энергетики Татьяна Хусаинова.

Правильные замеры

— Специалист управляющей компании, который будет производить замер в случае поступления жалобы на жару или холод в квартире, будет руководствоваться не температурой батареи, а показателем температуры воздуха в квартире. Он должен быть не ниже +22 градусов в угловых помещениях и не менее +20 градусов во всех прочих. Ночью допустимо его снижение на три градуса от названных цифр, — озвучила параметры очередной тепловой вилки Хусаинова.

И ещё один важный момент, который обязательно нужно учитывать при замерах. Акт о некачественном предоставлении коммунальной услуги жильцу, недовольному жарой или холодом в квартире, нужно составлять по определённой форме, а замер производить с помощью прибора с неистёкшим сроком годности и обязательно прошедшего поверку достоверности качества его показаний. Делать это нужно строго в центре квартиры, на высоте полуметра от пола. В общем, лучше всего замеры поручить представителям управляющей компании, которым все правила произведения тепловых измерений хорошо известны. Именно составленный по всей форме акт будет являться основанием для перерасчёта платы за услугу.

— На моей практике был только один случай, в Саяногорске, когда жильцы сумели самостоятельно грамотно составить документы о замере и использовать подходящий для этого термометр. Позже по этому акту им сделали перерасчёт, — привела редкий успешный пример Татьяна Хусаинова.

День составления акта и будет датой, от которой позже произведут перерасчёт за некачественно оказанную коммунальную услугу. Ну а чтобы вновь признать её качественной, представитель управляющей компании должен ещё раз появиться в квартире и произвести замеры, которые подтвердят, что температурный режим в жилом помещении вошёл в установленную норму. Об этом тоже должен быть составлен акт. И строго по утверждённой форме. В общем, если с первого раза не разобрались, то лучше перечитать несколько раз. Зимой информация очень пригодится.

А если счётчика нет?

Отдельно на пресс-конференции коснулись темы домов, на которых нет общедомовых приборов учёта потребления коммунальных услуг. В Абакане таких около пяти процентов, в Черногорске — более трети. Таким домам начисления за потреблённое тепло в этом году производятся по-новому.

— Методика начислений изменилась. Она прописана в постановлении правительства Российской Федерации № 1176 от 29 августа 2024 года. Суть нововведения в том, что в домах без общедомовых счётчиков плата определяется исходя из утверждённого норматива и с учётом продолжительности отопительного периода, — сообщила Татьяна Хусаинова.

Иными словами, теперь счета за тепло в такие дома будут приходить не ежемесячно в течение года, как раньше, а исключительно в отопительный период, когда тепло поступает в дома. Очевидно, что счета в платёжках за месяц в этом случае возрастут, но общегодовая сумма начислений останется на прежнем уровне, изменится только её распределение. К этому жильцам таких многоквартирных домов нужно быть готовыми.

Впрочем, знать об этом нужно всем горожанам, проживающим в многоэтажках, потому как любой дом может иногда оказываться без работающих общих приборов учёта потребления коммунальных ресурсов.

— Счётчики каждые четыре года должны проходить поверку. Некоторые из них нужно ремонтировать или менять. Такова жизнь. И если ремонт идёт не более трёх месяцев, то расчёт потреблённых ресурсов в таких домах будет производиться по средним показаниям счётчика, зафиксированным до начала ремонта. А если ремонт затянулся надолго, тогда дом переводится на расчёт потребления по нормативу, — пояснила руководитель управления по реализации Абаканского филиала Сибирской теплосбытовой компании Татьяна Баютова.

Отметила она и ещё один важный момент, связанный с выставлением счетов жильцам во время ремонта общедомового прибора учёта тепла. При расчёте начислений теперь учитывается среднемесячная температура воздуха в период, когда прибор не работал, а не только усреднённый годовой норматив, как раньше. В этом, конечно, больше справедливости при начислениях за услуги ЖКХ.

— За счёт нововведения, а оно действует с марта этого года, от потребителей теперь гораздо меньше вопросов по начислениям в тех домах, где прибор на время был выведен из работы, — сообщила Баютова.

Из крана кипяток

Ещё одна очень важная проблема, которая может обостриться, как только в Хакасию придут морозы, — люди будут жаловаться на кипяток из крана. Об этом по опыту прошлых лет говорят специалисты СГК. С такими обращениями люди в первую очередь идут в свои управляющие компании. А там отвечают так, как максимально выгодно для «управляшек», но не так, как дела обстоят в действительности: «ТЭЦ так топит».

Возможно, и вы, уважаемые читатели, слышали такое. Так вот знайте: температуру воды в кране приводит в соответствие нормативу терморегулятор. А за исправность этого прибора целиком и полностью несёт ответственность управляющая компания.

— Только она отвечает за функционирование общедомового оборудования. Либо, если дом находится на непосредственном управлении и у него нет управляющей компании, за его работу отвечает организация, привлечённая для его обслуживания по договору, — уверенно заявил Виталий Ольшевский.

Справочно

Куда обратиться, если к качеству отопления в квартире есть вопросы?

- Министерство ЖКХ и энергетики. Общественная приёмная работает каждый вторник и четверг с 10 до 13 часов (приём ведут все специалисты министерства), тел. 22-54-21.

- Сибирская генерирующая компания. Связаться с СГК по вопросам работы приборов учёта и начислений можно по телефону контакт-центра 8-800-300-55-55 и электронной почте vopros-abk@sibgenco.ru.
Теги:
Подпись к фото:Инженер внутритрубной диагностики Григорий Кулагин помогает роботу перейти на новый участок обследования трубопровода
Источник фото:СГК
Комментарии: 0 шт
972
Оставить новый комментарий
0 / 300
Комментарий будет отображен после проверки порталом
Добавить комментарий