Верхний баннер в шапке

Мы аукнули — дети откликнулись

Новый проект. Это не призрак оперы, а фестиваль с прицелом на будущее
16:1905 ноября 2024
— Мы очень любим оперу, — сказала одна из организаторов нового проекта «Фестиваль детского оперного искусства» в Хакасии, заслуженный работник культуры РХ Марина Штарк. — Любят уже занимавшиеся этим видом искусства дети, но надо расширять круг влюблённых в классику.

Подобное рождает подобное


Марине Геннадиевне в этом жанре таланта и опыта не занимать: её хор «Каданс» знает вся страна. В его репертуаре много оперных постановок, например, «Зори здесь тихие», «Дидона и Эней», «Алиса в Зазеркалье» и другие, а также концертные номера. И идея — расширять круг влюблённых — просто не могла не вырасти уже в конкретном практическом плане.

— Мысль о проведении в Хакасии оперного фестиваля для детей — коллективная, — уточнила пресс-атташе Хакасской республиканской филармонии имени В.Г. Чаптыкова Марина Грибкова. — И возникла она, ориентируясь на традиционный фестиваль для взрослых. Уже несколько лет филармония ездит по территориям Хакасии с популярной классической музыкой: ариями из опер, партиями из оперетт. Правда, особенно поначалу мы не рассчитывали, что академический вокал, да ещё с симфоническим оркестром настолько понравится жителям городов и сёл нашей республики. Но везде слышали: «Приезжайте чаще, мы очень просим, нам таких концертов не хватает!» В проекте «Мастера оперной сцены» не было задачи выявить на территориях Хакасии новых оперных вокалистов. Но на детском фестивале такие цели уже поставили: воспитать слушателей и найти талантливых детей, способных петь классический репертуар, возможно, и воспитать артистов на смену нашим вокальным аксакалам.

— Вплоть до идеи открытия в Хакасии оперного театра?

— Это наша пока лишь мечтательная цель, — улыбается Марина Штарк.

Но первый детский оперный фестиваль — событие всё же грандиозное. Проект реализуется фондом поддержки и развития музыкального искусства Хакасии на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив. И задействован в нём почти весь состав филармонии — от симфонического оркестра и ведущих вокалистов до костюмеров и бухгалтерии.

«Алло, мы ищем таланты!»


Так называлась когда-то популярная передача на советском телевидении. С такой же целью начались и музыкальные путешествия организаторов фестиваля.

— Наш проект включает несколько этапов, — продолжила разговор Марина Геннадиевна. — Первый: в Абакан из Санкт-Петербурга приехали заслуженная артистка России, прима Мариинского театра Татьяна Павловская и заведующая кафедрой сольного пения, почётный профессор Российского государственного педагогического университета имени Герцена Татьяна Смелкова. Они давали нам, педагогам, мастер-классы по оперному пению. Не только нам, но и юным вокалистам Хакасии, уже подготовленным, которые не один год занимаются этим видом искусства. (Они сразу стали участниками второго этапа фестиваля.)

Затем организаторы составили концертную программу. С ней и поехали по городам и сёлам Хакасии, уже на местах отбирая ребят на второй этап. В поездки отправились и педагоги, и солисты филармонии, и представители симфонического оркестра. Кроме прослушивания на концерте, наши профессионалы давали мастер-классы для детей музыкальных школ, подающих надежды в избранном направлении.

— С ними мы и работали, выбирали одарённых ребят, которых могли бы включить в третий этап фестиваля, — рассказывает Марина Штарк. — Их немного, но они всё-таки есть. На сегодняшний день мы объехали практически все намеченные пункты путешествия. Повторю, что одна из целей — как можно больше детей заинтересовать оперным жанром. Кто-то станет слушателем, а это немало: разовьётся вкус, понимание серьёзной музыки, общая культура. А кто-то — и артистом оперного театра, всё возможно.

— Тяжело было работать с юными вокалистами?

— По-всякому, и чем дальше от Абакана с его филармонией, тем больше не то чтобы проблем, а непонимания, — отвечает Марина Геннадиевна. — В Абазе я поняла, что мне тяжело этих детей «вытащить». Я увидела у каждого хориста глубинное недоумение, они даже со звуками не успевали, потому что шёл внутренний процесс осмысления действа. Но в конце концов ребята поняли, что я хочу от них услышать.

Музыканты из республиканской филармонии давали также мастер-классы для педагогов Хакасии, чтобы помочь им приобрести более крепкие знания и навыки.

— Иначе говоря, наша помощь заключалась не в том, чтобы научить их петь, — объясняет Марина Штарк, — это они и сами прекрасно умеют, а направлять их работу в нужное русло. Мы, получив уроки от больших питерских мастеров, делились ими с педагогами городов и сёл республики.

Сцена? Сцена... Сцена!


— Ребятам, которых мы выбрали для третьего этапа фестиваля, посчастливится спеть с полным составом симфонического оркестра (что удаётся очень немногим даже в Москве), — говорит маэстро, народный артист Хакасии Вячеслав Инкижеков. — И в этом ещё ценность нашего первого такого проекта. Мы, конечно, видим, кто способен петь оперу, но это сложно, очень сложно для детей. Ко всему прочему — и большой стресс. Поэтому учитываем не только вокальные способности. Бывает, ребёнок талантлив, но выйти на сцену категорически не может — теряется.

— Взрослые робеют перед оркестром, не только дети, — уточняет народный артист Хакасии Артур Марлужоков, готовящий юных вокалистов именно к существованию на сцене.

— Я сам боюсь! — смеётся Вячеслав Геннадьевич. — Но не волноваться нельзя, потому что по-настоящему переживаешь за результат, за возможность чего-то добиться.

— Если уж мэтры сцены волнуются, — подхватывает полушутку Артур Викторович, — то чего говорить о ребятишках, особенно из сёл. С ними упорно занимаешься, их приходится раскрепощать.

— Как раскрепощаете? — спрашиваю.

— Это секретики, дорогого стоят! — смеётся Марина Штарк.

— Наша задача, — особо не раскрывая секретики, говорит Вячеслав Инкижеков, — создать благожелательную атмосферу, дети ведь очень тонко чувствуют настроение и отношение к ним.

— Есть специальные приёмы, беседы, — уточняет Артур Марлужоков. — Опера сложна: это и вокал, и актёрские данные, и самообладание.

— А на нашем фестивале ещё и лавина новой информации, — замечает Марина Штарк. — Девочка из села, к примеру, и названий инструментов не знает, а ей с этим оркестром петь. Но Вячеслав Геннадьевич каждому находит что сказать, кого по головке погладить...

Вот примерно такое закулисье. А третий этап — уже итог оперного фестиваля, в гала-концерте 24 ноября. Выступления юных оперных певцов совмещены с уже традиционным фестивалем «Музыка детских сердец», который проходит в республике 16-й раз (одарённые юные музыканты играют и поют с симфоническим оркестром). А ребята первого детского оперного фестиваля попадут на сцену, считай, нежданно-негаданно. «Сегодня же они с интересом разучивают свои арии в том направлении, о котором мы договорились с их педагогами», — подводит итог беседы Марина Штарк.
Теги:
Комментарии: 1 шт
95
Привет2
10.12.2024 17:08:38
Ещ коммент нужен
Ответить

Оставить новый комментарий
0 / 300
Комментарий будет отображен после проверки порталом
Добавить комментарий