Верхний баннер в шапке

И это всё о нём

Наследие. Сыну своего народа важно было связать воедино прошлое и настоящее
10:2024 марта 2025
Нам с вами посчастливилось жить в одно время со многими яркими, неординарными людьми — писателями и художниками, чей многогранный талант есть отражение божьей искры в человеческом сознании. Один из них — автор государственного герба Хакасии Александр Иванович Котожеков (Чапрай). Его уход из жизни больно ранил всех, кому он был дорог и кого роднило с ним творчество.

Художник

3 марта в театре «Читiген», где последние годы жизни работал Александр Котожеков, открылась выставка его картин.

Говорят, любая картина (если она не откровенно бездарна) — распахнутое окно во внутренний мир художника. И чем сложнее этот внутренний мир, тем более заинтересован вдумчивый зритель.

Полотно Чапрая «Забытый бог» — композиционное совершенство. Искусству расстановки акцентов он обучился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, который окончил в 1977 году по специальности «художник-технолог сцены».

Александр Котожеков работал в драмтеатре города Златоуста, на киностудии «Казахфильм», в театрах Иркутска, Горно-Алтайска, Абакана. Оформил более 100 спектаклей, в том числе первую хакасскую оперу «Чанар Хус».

Печатью профессионализма отмечены все работы Чапрая — от графических иллюстраций к книгам и эскизов для театральных подмостков до произведений живописи.

Кто скажет, где же на картине «Забытый бог» отвергнутая людьми божественная сущность? Глаза узрят лишь древний камень с петроглифами, но вот душа! Душа почувствует (а может быть, вспомнит) и шелест высокой травы, и рокот шаманского бубна, и первобытный трепет перед непознанной силой.

Поражает полотно Котожекова, поднимающее вопрос о человеке как о явлении вселенского масштаба, — автопортрет 2016 года. Существует расхожее мнение: мол, люди носят на лицах «маски», надевая их одну поверх другой по разным поводам и в разных ситуациях. Но что, если сорвать последнюю личину? Чапрай это делает бесстрашно, и перед нами открывается космос, уводящий из повседневности в вечность.

Философ

Одна из моих настольных книг — философское эссе Александра Котожекова «Астория». Издание в мягком переплёте, не единожды прочитанное от корки до корки, испещрённое карандашными пометками на полях, — настоящий кладезь археологических и фольклорных данных, интерпретированных в рамках философии тенгрианства.

Обожествлённому небу — Тенгри — столетиями поклонялись тюрки и монголы. Это магистральное верование органично вплетало в себя шаманизм, а также местечковое поклонение стихиям и предкам.

И всё же, в чистом виде тенгрианство не очень-то похоже на религию. Речь, скорее, о методе познания единства и борьбы противоположностей.

Как верно отметил в своей монографии Котожеков (Чапрай), гениальные догадки о мироздании, изложенные в сказаниях и мифах, сегодня подтверждаются научными открытиями:

«Основы мира в тенгрианстве составляют два начала, различающихся как женское и мужское. Их разность не есть антагонистическое противостояние, приводящее к аннигиляции (трансформации одной формы материи в другую — Е.Л.), это противостояние бинарное: как свет и тень в объёме, как внутреннее и внешнее в форме, как левая и правая ладонь в хлопке. Их взаимодействие и есть вечный процесс — движение».

В мире квантов движение проявляет себя как собственный вращательный момент частицы, то есть импульс, а уже затем как волна. В макромире оно рождает торсионные поля и фракталы (природные объекты, совпадающие с частью себя самого. — Е.Л.), а обществу даёт разумное устройство. Справедливость, по Котожекову, — это свойство общественных отношений, без которого невозможен прогресс. В туранской традиции, которую исследователь противопоставляет иранской (или мардукской) деспотии, справедливость выражается принципом «равный над равным не имеет власти».

Драматург

Первую пьесу «Абахай Пахта» («Прекрасная Пахта») Александр Котожеков написал в конце 1980-х. Этой исторической драмой он открыл серию пьес, основанных на фольклорных сюжетах: «Белый бык», «Чанар Хус на сиво-игреневом коне», «Ведьма — горная дева», «Сон Белой осенью», «У седла два изголовья»... Всего Александр Иванович написал около 20 пьес, семь из них поставлены.

В 1991 году трагедия «Абахай Пахта» удостоена Государственной премии министерства культуры РСФСР и награждена дипломом I степени фестиваля тюркоязычных театров в Уфе. Спектакль «Доблестный предок, подобный барсу» в 2006 году стал явлением на международном театральном фестивале «Арт-Ордо» в Бишкеке.

В отличие от многих современных авторов, зацикленных на поиске новаторских решений, Чапрай не стеснялся приёмов, понятных широкой публике со времён Софокла. Трагедия и фарс соседствуют в его пьесах, как свет и тень, создавая фактуры, полные жизни.

Хорошей попыткой восстановить героический эпос Хакасии в хронологическом порядке можно считать календарь с иллюстрациями Чапрая, изданный Домом литераторов в 2013 году. Он изобразил героев народных легенд и сказаний от Хубай Хуса и Хайджи до создателя животного цикла Немет-хана. По легенде, когда первые послы хакасов прибыли в Китай в 611 году, китайский хронист удивился, что год под названием «цин» означает у хакасов год коровы, а год под названием «инь» — год собаки и так другие годы. Уже во второй половине VII века не только Китай, но и Корея, и Япония жили по хакасскому календарю.

Мастер

С театром драмы и этнической музыки «Читiген» Александр Котожеков сотрудничал более десяти лет. Коллеги высоко ценили его дар сценографа. По словам режиссёра театра Каскара Чаптыкова, Котожеков щепетильно подходил к эскизам костюмов и декораций для национальных постановок.

— Костюмы, в которых актёры выходили на сцену, выглядели как музейные экспонаты, — рассказывает режиссёр. — Историческая достоверность и культурный код хакасов для него были крайне важны. Новое прочтение мифов и легенд он видел не в чрезмерном осовременивании, а в подборе сюжетов, актуальных во все эпохи. Это вечные темы — о долге и любви, верности и предательстве. Ещё одна характерная черта Александра Ивановича — он никогда не отстаивал собственную точку зрения в лоб. Сначала выслушивал мнение собеседника, а затем спокойно и логично доказывал своё.

При всех своих неоспоримых талантах в летопись современной Хакасии Александр Котожеков (Чапрай) войдёт как создатель государственного герба республики. На нём изображён окаймлённый зеленью щит амазонок. Однако любой, кто знаком с культурой хакасов, видит не щит, а национальное женское украшение — поғо. Двойная символика гениально и просто отражает характер народа.

Вместо эпилога

Помните, у Булгакова: «Ну что же, они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…»?

В Чапрае всегда присутствовала едва уловимая отстранённость. Не безразличие — он никогда не был равнодушным к людям или событиям. Но трудно не заметить взгляд философа.

Целую жизнь он потратил на то, чтобы связать воедино прошлое и настоящее — как корни и ветви родового дерева. В этом отношении Александр Котожеков — гражданин мира. Он первым назвал Хакасско-Минусинскую котловину колыбелью цивилизации. Прошло совсем немного лет, а некоторые историки уже всерьёз рассматривают вероятность зарождения государственности в Хакасско-Минусинской котловине раньше, чем в Шумере.

Бесконечно жаль, что Александр Иванович не станет свидетелем триумфа своей революционной догадки. Но хочется думать, что тайны ему раскрывает сейчас сама Вселенная. Или же она уготовила для него обитель покоя — вечный дом, каким он его себе представлял, и круг друзей, с которыми его больше не разделяет время.

Елена Лобанова

Теги:
Подпись к фото:Таким запомнят Чапрая современники. Его доброжелательность не знала границ, а энциклопедические знания по истории родного края впечатляли любого, кто соприкасался с его научным творчеством
Источник фото:Равиль Дзязько
Комментарии: 0 шт
914
Оставить новый комментарий
0 / 300
Комментарий будет отображен после проверки порталом
Добавить комментарий