Верхний баннер в шапке

Дело о монастыре

В 1930-е годы лавина политических репрессий не обошла стороной и Хакасию
12:1229 октября 2024
Органами ОГПУ-НКВД здесь были «раскрыты» десятки контрреволюционных, повстанческих, буржуазно-националистических, кулацких, троцкистских, белоказачьих и прочих организаций.

Под религиозным флагом

Житель Абакана Сергей Байкалов давно изучает эту тему. В материале, присланном в редакцию «Хакасии», он, в частности, напоминает о печальной судьбе участников одного «заговора».

Из архивно-следственного дела № 15541 (05842) следует, что весной 1931 года областной отдел ОГПУ «раскрыл» антисоветскую организацию, состоящую из священнослужителей и послушниц монастыря в селе Анжуль Таштыпского района. 27 апреля 1931 года были арестованы: епископ Амфилохий (в миру Скворцов Александр Яковлевич, 56 лет от роду), священник Серафим (в миру Берестов Василий Захарович, 70 лет), Смирнов Максим Ефимович, 67 лет. Были арестованы и несколько монахинь и послушниц монастыря: Амзаракова Варвара Самсоновна, 31 года; Амзаракова Вера Самсоновна, 37 лет, Берестова Александра Васильевна, 30 лет, Лысова Анастасия Петровна, 42 лет, Лысова Аполинария Емельяновна, 30 лет, Степанова Матрена Артамоновна, 61 года, и Тюмерекова Евдокия Борисовна, 30 лет от роду.

В деле имеется опись изъятого имущества, составленная представителем областного отдела ОГПУ и подписанная экономкой-монахиней этого же монастыря Степановой. Всё имущество монастыря было передано председателю Кызылсукского сельсовета И.С. Шулбаеву с поручением «хранить всё изъятое у себя вплоть до особого распоряжения органов...»

Выписка из обвинительного заключения: «В апреле 1931 года в Хакасский областной отдел ОГПУ поступили сведения, что на территории Таштыпского района, в деревнях Анжуль и Матур, проживающие там монахини организовали неофициальный монастырь староцерковного течения под руководством епископа Скворцова. Все они совместными усилиями и под религиозным флагом ведут среди остального местного населения антисоветскую агитацию, выступают против коллективизации крестьянского хозяйства, ликвидации кулачества, против всех видов налогов и заготовок, подвергают осмеянию налоговую и иную политику соввласти.

...В процессе следствия также установлено, что в июле 1928 года, после отбытия срока наказания в СЛОНе (Соловецком лагере особого назначения), освободившийся по «зачётам» Скворцов прибыл в Матур и обратился к своим знакомым монахиням в Анжуле, пригласил на встречу монашек бывшего Матурского и Минусинского монастырей… Монахи и монахини распространяли слухи о скором падении соввласти, о возвращении царя на престол и некоторые иные сведения. В том числе и слухи о том, что 19.04.1931 года произойдёт солнечное затмение и состоится страшный суд...»

Келья как домашняя церковь

Захотелось узнать больше о том, что скрывается за жёсткими строками архивно-следственного дела. Ответ нашёлся в монографии кандидата исторических наук Алексея Гладышевского «К истории христианства в Хакасии» (Абакан, 2004).

«В конце 1920-х — начале 1930-х годов церкви повсеместно закрывались. Священников власти обвиняли в антисоветской деятельности и подвергали репрессиям. В первую очередь подверглись гонениям и преследованиям последователи Тихоновского церковного течения.

Одним из первых в 1926 году прекратил своё существование Матурский женский монастырь. Часть монахинь переселилась в Анжуль, у одной из них там имелся дом, где и образовали нелегальный монастырь. Глубокий след в истории этих монастырей оставило пребывание в них одного из наиболее известных священнослужителей того времени — Амфилохия. В течение трёх лет он возглавлял Анжульскую монастырскую общину.

Амфилохий, в миру Александр Яковлевич Скворцов (1885 — 1937), в 1910-м окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен в ней в звании доцента. Ещё на первом курсе учёбы в академии принял монашеский постриг. Гонения на священнослужителей заставили его уехать в Сибирь, в Успенский мужской монастырь под Красноярском. За отказ перейти в обновленчество подвергся увольнению из церкви Белого Яра Курагинской волости. В 1922 году он ушёл в Матурский монастырь. В 1923-м и 1924 годах подвергался арестам. В феврале 1925 года был вызван в Москву для хиротонии*, 8 марта патриарх Московский и всея Руси Тихон рукоположил Амфилохия епископом Красноярской епархии. Прибыв в Красноярск, Амфилохий продолжил борьбу с обновленцами. В июле 1926 года его арестовали и приговорили к трём годам заключения в Соловецком концлагере.
После освобождения в апреле 1928 года местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий назначил Амфилохия епископом Мелекесским. Но из-за того, что Амфилохий выразил своё несогласие с предложением об обязательном поминании властей в церкви, ему предложили подать прошение об увольнении по состоянию здоровья. И он был вынужден подчиниться Сергию как главе Тихоновского церковного течения.

Власти выслали Амфилохия под подписку в Минусинский уезд. В июле 1928 года он прибыл в село Анжуль. Владыка хорошо знал монахинь ещё с того времени, когда служил иеромонахом в Матурском монастыре, и многие из них считались его духовными детьми. Так, в Анжуле образовался монастырь из десяти человек.

Вся жизнь в общине проходила строго по монастырскому уставу. Каждый день монахини приносили исповедания помыслов. Владыка вёл с ними беседы на религиозные темы. Его келья превратилась в домашнюю церковь. Насельницы монастыря вели небольшое хозяйство: засевали четыре загона хлеба, садили один загон картошки, у них имелась пасека в четыре улья и были две лошади и корова. Шили и продавали рукавицы и одеяла. Дополнительный заработок на хлеб давал сбор бадана.

31 апреля 1931 года, после того как насельницы монастыря отказались выехать в тайгу на лесозаготовки, их всех вместе с Амфилохием арестовали и заключили в Минусинскую тюрьму. В постановлении об аресте говорилось: «Образовав нелегальный монастырь, проводили организованную работу по антисоветской агитации против колхозов, лесозаготовок и других мероприятий советской власти». Всё монастырское имущество подверглось конфискации: два дома, две бани, 21 икона, 121 книга религиозного содержания, а ещё пять центнеров сена, пять литовок, самовар, утюг, одна серебряная ложка, 30 монашеских халатов и другие вещи, оценённые на общую сумму в 1461 рубль.

Монахинь на пять лет отправили в ссылку. Амфилохия приговорили к пяти годам лишения свободы. Годы его заключения прошли в нескольких лагерях Сибири, тяжёлый труд на лесоповале и угольных шахтах окончательно подорвал здоровье. В апреле 1937 года закончился срок заключения, но желанная свобода так и не пришла. В официальном документе администрации лагеря говорилось: «Учитывая, что, будучи на воле, снова будет проводить контрреволюционную деятельность, заключённого Скворцова из лагеря не освобождать и немедленно приступить к следствию по его делу». 20 сентября 1937 года тройка УНКВД по Западно-Сибирскому краю приговорила его к расстрелу. Приговор приведён в исполнение 1 октября.

Юбилейным Архиерейским собором Русской Православной церкви в августе 2000 года священномученик Амфилохий причислен к лику святых». А ранее, в 1989 году, постановлением прокурора Красноярского края он реабилитирован.

От беспамятства к возрождению

Алексей Гладышевский в монографии упоминает имена и других жертв репрессий. В 1930 году тройка ОГПУ осудила к пяти годам лишения свободы священника Абаканской церкви Василия Олейникова. В 1933 году арестовали и священника Алексея Скорбелина, обвинённого в том, что якобы по заданию Красноярского архиерея Турского создал в Абакане боевую дружину, а 27 ноября 1937 года тройка УНКВД по Красноярскому краю В. Олейникова, А. Скорбелина и церковного старосту Абаканской церкви Н. Тарабарина приговорила к расстрелу. Репрессиям так же подверглись священники Георгий Шоев (Чебаки), Максим Масюк (Монок), Павел Троицкий (Ново-Марьясово), Ефим Горячев (Бея) и другие. Все церкви опустели.
Местным властям предоставили право самим решать, как использовать церковные здания. В церкви в Бее разместилась пожарная команда, в Синявино — склад, в селе Сон — клуб, в Чебаках — амбулатория. Два добротных дома Матурского монастыря разобрали и на плотах перевезли в Абакан. Один из них, двухэтажный, поставили на месте, где сейчас располагается драмтеатр. В нём несколько лет находился горком партии.

В годы Великой Отечественной войны, когда на нашу страну обрушились тяжёлые испытания, повсеместно произошло оживление религии. Церковь, выполняя свой патриотический долг, внесла в фонд обороны более 150 миллионов рублей и большое количество пожертвований в виде ценных вещей.
Постепенно в стране стали открываться храмы и молельные дома. После десятилетнего перерыва открылась и Никольская церковь в Абакане. Первые богослужения в ней состоялись в Рождество Христово, 7 января 1945 года.

Подготовила
Вера ДМИТРИЕВА

Теги:
Источник фото:из книги А.Н. Гладышевского "К истории христианства в Хакасии"
Комментарии: 0 шт
104
Оставить новый комментарий
0 / 300
Комментарий будет отображен после проверки порталом
Добавить комментарий