Верхний баннер в шапке

Валентин Коновалов: Политическую критику мы видим

03:2611 сентября

Руководитель региона дал интервью редакции 19rusinfo.ru. Валентин Коновалов рассказал о том, продолжится ли после выборов противостояние правительства Хакасии и Верховного Совета и стоит ли ждать отставок в правительстве республики. Были https://19rusinfo.ru/politika/77140-valentin-konovalov-rasskazal-o-lichnom-i-ne-tolko";>у наших коллег и другие вопросы.


Об итогах выборной кампании в республике


- Итог, мне кажется, всем ясен. Кандидат, которого поддержали две партии - КПРФ и «Единая Россия» - победил. Это Николай Григорьевич Шульгинов, он набрал более 55%. Это говорит о доверии жителей. Ну и, с другой стороны, это аванс на будущую работу. Вообще, у нас сложилась уникальная ситуация, когда две ведущие партии впервые, наверное, в новейшей истории страны поддержали одного кандидата. Но я уверен, это пойдет на пользу республике, на пользу всем жителям, потому что Николай Григорьевич действительно обладает колоссальным опытом хозяйственной, государственной деятельности. Безусловно, с ним нам будет намного проще работать на федеральном уровне. 


В целом выборы были конкурентными, в отдельных муниципалитетах они были сложные, жители проголосовали, и сегодня это воля избирателей, с которой все должны считаться. А избранным главам я хочу пожелать успехов в воплощении всех планов на благо жителей, на благо сел и городов, где они победили, ну и чтобы программы были реализованы.


Об информации, которая распространялась в соцсетях о том, что Сорску с новым мэром не будет дотаций


- Эта информация не соответствует действительности. Так же как и всем муниципальным образованиям. Сорск у нас моногород и, понятно, хочется, чтобы там больше было участия. Хотя у нас идет очень неплохое взаимодействие. Мы сейчас наметили с ГОКом планы и по кадрам, и по развитию социальной сферы. Я уверен, что Сорск и дальше будет двигаться вперед. Тем более, сегодня ситуация у предприятия улучшилась и на молибден цены выровнялись, и мы поддержали предприятие, чтобы оно имело возможность модернизироваться.


О дотации из федерального центра и работе, которая для этого была проделана 


-  Первое. Действительно, большая работа была проведена в течение года. У нас в прошлом году федерация поддержала дополнительно на полтора миллиарда в конце года. Соответствующее поручение президента. Опять же, в Минфине России была проделана просто колоссальная работа нашим правительством. Это огромное количество встреч с руководством на разном уровне. И, конечно, мы готовили обосновывающие документы. То же самое было сделано и в этой ситуации.


Вы видите, что Хакасия получила практически треть вот этой дополнительной помощи, которую дали всем регионам. Условия такие же, как и для всех. То есть с одной стороны, это работа по расходам, потому что те доходные прогнозы, которые были сформированы на основании бюджетного кодекса, то, что мы получали от налоговой, к сожалению, они в полной мере не сбываются. И мы видим, что доходная часть бюджета в этом году наполняется не так динамично, как прогнозировали. Здесь мы продолжим работать с Минфином над оптимизацией бюджета, продолжим работать с госдолгом. Сегодня у нас еще остается коммерческая часть, это 5 миллиардов рублей. Мы их перекредитовали, но одновременно ведем работу и с Советом Федерации, и с Государственной думой, и с Минфином России над тем, чтобы их можно было заместить на бюджетные кредиты, данные займами. Потому что по бюджетным кредитам и обслуживанию мы потратим намного меньше. И такой опыт у нас уже был, если вы помните, до 2018 года вообще в структуре госдолга у нас преобладали коммерческие кредиты. И вот за этот период совместно с федерацией мы добились того, что нам их заместили. И, конечно, сегодня мы намного меньше тратим на обслуживание, чем это было ранее.


О госдолге Хакасии и данным, которые приводит РИА «Рейтинг»


-  Там, видите, не совсем корректные данные, потому что они брали состояние госдолга на конец полугодия, а доходы брали за год с 1 июля 2023 по 1 июля 2024. Это не совсем правильно. Там еще и динамика будет меняться. И мы среди тех регионов, у которых доходы упали по объективным причинам в силу зависимости от экспортно-ориентированных отраслей, в нашем случае это уголь и алюминий. А там как раз считается соотношение доходной части к госдолгу. Но понятно, что с госдолгом мы продолжим работать, о чем я уже сказал. Понятно, что пока нам не удалось полностью перекрыть тот объем долга, который нам еще достался с 2018 года, хотя структура изменилась уже кардинально.


То есть то преобладание коммерческих кредитов, которое было, мы от него ушли. И есть все предпосылки, есть и поддержка президента, и поддержку мы имеем на уровне Совета Федерации, на уровне Госдумы, чтобы все-таки нам полностью заместить коммерческие кредиты. По крайней мере это сегодня на самом высоком федеральном уровне обсуждается. Ну и еще раз хочу подчеркнуть, что та дополнительная поддержка, которую мы сегодня получаем, - это больше 2,8 миллиардов - это, конечно, большая заслуга президента, и он дал нам очень хорошую резолюцию на последнее письмо, которое было написано в августе.


О квотах на вывоз угля


- Да, эту работу мы ведем совместно с правительством России, с профильными федеральными министерствами Минтрансом, Минэнерго и Министерством экономического развития, и, конечно, РЖД. Там не только просьба увеличения квоты, хотя и здесь мы надеемся в следующем году на прорыв, потому что действительно хочется вывозить больше. Там есть еще ряд других предложений. В частности, это вернуться к тем скидкам на транспортировку, которые были до 2022 года, вернуться к понижающим коэффициентам по западному направлению. То есть если эти скидки и понижающие коэффициенты снова заработают, тогда западное направление станет более привлекательным, потому что сегодня оно фактически убыточно.


Плюс услышали и Хакасию, и другие угледобывающие регионы. Вы знаете, пока у нас так и продолжает действовать отмена по вывозной пошлине. Это тоже плюс. Поэтому мы вот эту большую работу продолжаем. И сегодня избрание Николая Григорьевича депутатом Госдумы, конечно, тоже нам большая поддержка. Мы совместно с ним эту работу продолжим. Ну и, откровенно скажу, конечно, есть определенный оптимизм. Нам в прошлом году дали больше квот на вывоз на Восток на 7%. В этом году мы надеемся подрасти более динамично. Я имею в виду к 2025 году.


Об Индивидуальной программе развития Хакасии


- Мы защищали финально уже эту программу вместе с Николаем Григорьевичем Шульгиновым. Это было совещание Максима Геннадьевича Решетникова (министр экономики — прим. ред.). Если говорить в целом о программе, то там четыре больших пласта, четыре больших направления. С одной стороны, это дополнительная поддержка обрабатывающих производств и реализация той цели, которую мы определили в своей стратегии развития до 2030 года. Это диверсификация экономики и уменьшение нашей сырьевой зависимости, от той же угольной промышленности. И в общем-то вся программа индивидуального развития региона на это и направлена. То есть, с одной стороны, мы планируем докапитализировать Фонд поддержки обрабатывающих производств, Фонд поддержки промышленности, докапитализировать наш Гарантийный фонд. Запланировано создание ряда промзон и развития действующих. Например, Черногорская промзона. Оно действует у нас, но пока не так динамично развивается, как хотелось бы. В программе предусмотрены мероприятия, которые позволят эту динамику придать. Более того, планируется создание еще ряда промпарков, это IT и аграрный промпарк. Опять же, при поддержке, которая предусмотрена в программе. Все это направлено, опять же, на развитие несырьевых секторов экономики.


Далее, другое направление – это поддержка малого и среднего бизнеса дополнительное. Это еще одно направление – поддержка туризма. Это, опять же, субсидии на развитие туристической инфраструктуры, объектов показа, размещения. В том числе наших знаковых туристических зон, таких как озеро Шира, в частности, поселок Жемчужный. Развитие там инфраструктуры, чтобы поселок становился все более и более привлекательным для туристов. 


И четвертое направление – это развитие инфраструктуры. Планируется построить две крупные трансформаторные подстанции и высоковольтную линию. Это у нас Алтайский район - Подсинее и Белый Яр. Там есть большое количество инвесторов, которые уже вложили туда средства, но из-за ограничений с электроснабжением не могут в полной мере запустить свои предприятия. Например, птицефабрика. Или проект по овощехранилищу. Там проектов действительно много. И, кстати говоря, именно в Алтайском районе мы планируем создание агропарка. Если кратко о программе, это все.


О деятельности Абазинского рудника


- На сегодняшний день это предприятие на 60% принадлежит республике. Юридическим собственником является Фонд развития Хакасии. Сегодня задача поставлена как перед руководством фонда, так и перед руководством Минэка: еще раз проанализировать финансово-экономическую деятельность предприятия. Потому что с давних времен, вы знаете, практически 9 лет идет банкротство Абаканского рудника, у которого находится фактически все имущество. И сигналы о том, что есть некоторые попытки захватить госсобственность, действительно есть. Но я уверен, что мы это все сможем пресечь, найти понимание и со вторым собственником, что предприятие все-таки должно развиваться в той конфигурации собственности, которая есть сегодня. И, конечно, мы не планируем отказываться от своей части.


О противостоянии КПРФ и «Единой России»


- Вообще, сегодня страна, не только Хакасия, живет в особенных условиях проведения специальной военной операции и, безусловно, консолидация всех сил общества ради общей цели, общей победы крайне важна. И от этого вектора я лично как губернатор не планирую отказываться. И в общем-то нам действительно в эту избирательную кампанию удалось найти точки соприкосновения. И кандидатура Шульгинова для нас объединила.


Как будет дальше? Я и как губернатор, и как первый секретарь коммунистической партии даю посыл на то, что нужно продолжать конструктивное взаимодействие, совместную работу на благо всех жителей. Понятно, что у КПРФ и «Единой России», как у всех партий, разные программные установки, где-то не совпадает понимание достижения блага жителей и блага для республики. Тем не менее, тот вектор, который задает коммунистическая партия, нацелен на сотрудничество, на общее благо. Я надеюсь, что и противоположная сторона будет придерживаться таких же принципов, не будет уходить в какие-то политические эмоции, тешить какие-то амбиции, уходить в критиканство. И вот такое хорошее рабочее сотрудничество, оно продолжится.


О взаимодействии правительства и Верховного Совета


-  Здесь надо смотреть, в какой плоскости. Если мы говорим о законодательной деятельности, то оно проходит конструктивно, и тому уже большое количество примеров. С новым созывом мы приняли ряд законодательных инициатив, которые действительно служат на благо жителей: повысили социальную поддержку нашим медицинским работникам, сохранили льготы, которые у нас были для отдельных направлений малого и среднего бизнеса. И много-много законов приняли, которые разрабатывались правительством и принимались, соответственно, парламентом. Другой вопрос, что, конечно, политическую критику мы видим. 


Об Экспертных советах при парламенте региона


- Я за общественность, честно. Общественность, конечно, может давать рекомендации. Но все-таки, мне кажется, один управленческий принцип надо всегда соблюдать: критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай, делай, отвечай. Мы готовы это обеспечить. Я со многими общественными и политическими деятелями нашей республики встречал, всегда говорю - пожалуйста, предлагали - давайте, мы готовы вам дать инструменты, даже назначить, чтобы вы это реализовывали. Если по такой схеме готовы работать, я это только приветствую. Потому что, еще раз, надо отделить нужную критику и контроль законодательной власти за исполнительной, который прописан в Конституции. Это правильно. Но не надо уходить в критиканство.


Да, можно сказать, что правительство ведет себя не так, а мы за все хорошее, против всего плохого. Но от этого легче никому жить не станет. Чтобы стало жить легче, депутаты вместе с правительством, вместе с общественностью должны работать засучив рукава на благо жителей Хакасии. И тогда будет результат. Вот если мы по такому пути пойдем и будем друг друга поправлять в этом процессе, указывая на конкретные ошибки и помогая делать - тогда, конечно, ситуация изменится кардинально. Я за такую совместную работу. Если она будет так организована со стороны Верховного Совета, я, конечно, только приветствую.


С другой стороны, я не снимаю ответственность ни с муниципальных чиновников, ни с чиновников, которые работают в правительстве. Если мне объективно покажут, что этот глава или этот министр совершил такие-то и такие-то ошибки, и если он их совершает, это несовместимо с его дальнейшей деятельностью. Я готов таких людей из команды убирать. И мы понимаем, что управленческая команда – это всегда живой организм. И, конечно, он должен совершенствоваться. С одной стороны, никто не должен засиживаться на одних местах. Ну а с другой стороны, за ошибки, тем более, если это действительно фатальные ошибки, за них чиновник должен отвечать.


О новых отставках и назначениях в правительств Хакасии


- Я еще раз хочу подчеркнуть: кабинет министров, правительство - это живой организм. Понятно, будут перестановки. У нас всегда какая-то у людей идея фикс: сформирован кабинет или не сформирован. Кабинет постоянно меняется, правительство постоянно меняется. Мы видим это на федеральном уровне, видим это в других регионах, в других странах. Иногда человека надо переместить с одной позиции на другую. Иногда люди уже просто устают, им надо уйти. Понятно, будут перемены. В зависимости, опять же, от результатов деятельности членов правительства.


О новом статусе Абакана 


- Долгие переговоры велись между правительством, администрацией города Абакана. Когда был внесен этот законопроект, я лично несколько встреч провел с руководством, мы дали четкие предложения, в каком виде этот закон может быть принят, чтобы это устроило и правительство Хакасии, и большинство муниципалитетов, и в том числе федеральный Минфин, потому что мы находимся на казначейском сопровождении.


 


В чем главная проблема того закона, который был в конечном итоге принят и изначально внесен Абаканом? Если вы говорите, что нам надо дать дополнительные деньги, надо четко указывать источники: откуда им взять эти деньги. Потому что да, сегодня у нас есть в целом и в консолидированном бюджете, и в республиканском бюджете по отдельным направлениям, даже по большинству направлениям, рост доходов. Но у нас есть провал, о чем мы говорили с вами в начале интервью, по угольно-алюминиевой отрасли. И этот провал изменяется суммой больше 11 миллиардов рублей. И тот рост, который мы имеем по другим направлениям, а в основном это, опять же, несырьевой сектор - то есть наша стратегия, которая была принята еще в 2020 году, - она работает, по прошлому году это около 15% роста, если не брать, опять же, налог на прибыль от угля и алюминия, в этом году по первому полугодию больше 20% - но это не компенсирует падение по угольщикам и алюминщикам. Поэтому наша позиция была проста: давайте примем программу республиканскую по развитию столицы. В программе должно быть два ключа. Это одобрение города и одобрение республики - какие объекты туда включать.


Потому что город Абакан состоит не только из объектов муниципального образования города. Здесь находятся республиканские музеи, дороги, другие социальные объекты, например, здравоохранение, школы даже у нас есть, нацгимназия, в которую огромный конкурс и планируется строительство нового корпуса. Это все развитие Абакана. Но сегодня планируется, и уже депутаты это приняли - с 1 января 2025 года это станет реальностью - все эти деньги отдать просто в бюджет города Абакана, чтобы они самостоятельно этим распоряжались.


Конечно, это неправильно. Но депутаты приняли практически конституционным большинством, поэтому я подписал. Но опять же, я хочу подчеркнуть, субъект законодательной инициативы в лице администрации Абакана не показал источники, откуда брать эти 300 миллионов. И понятно, что бюджет - это сообщающиеся сосуды. То есть, если дополнительных источников они не указали, значит, придется от кого-то что-то отнимать. А это уже неправильный подход и несправедливо по отношению к другим муниципалитетам. И они абсолютно справедливо забили в колокола на этот счет. И, безусловно, при принятии бюджета, опять же, совместно с парламентом, который принял этот закон, нам придется эту ситуацию балансировать.


А с другой стороны, я хочу сказать, что Абакану-то грех жаловаться. Мы все эти годы уделяли огромное внимание развитию Абакана. Если посмотреть распределение по федеральным и региональным проектам средств (в Абакане треть жителей) - они получали существенно больше трети при этом распределении. Распределяет республика, как вы понимаете.


Я хочу сказать, мы Абакан продолжим развивать. У нас есть проект, я вот уже упомянул, на гимназию. Мы сейчас ведем работу над строительством тысячного корпуса, чтобы удовлетворить ту потребность, которая есть у наших жителей в поступлении в данное учреждение. В планах и строительство Ледового дворца, и целого ряда других объектов. То есть мы продолжим развивать Абакан так же, как и постараемся более динамично развивать наши районы и другие города.

Источник фото:Фото: Станислав Побеляев
739