Чем и как кормят детей в абаканских школах
Выезды специалистов управления образования Абакана на минувшей неделе были организованы в школы, откуда поступили обращения родителей обучающихся: в школы № 1 и № 9. Об этом сообщают в администрации столицы Хакасии. Итог проверки: в школах – достаточно высокий уровень организации питания школьников, есть постоянный контроль за качеством питания со стороны руководства учреждений. Все блюда попадают на линию раздачи только после снятия пробы ответственными лицами; двухнедельное меню сбалансировано и соответствует принципам оздоровительного питания школьников.
Комиссией отмечено также хорошее санитарно-гигиеническое состояние школьных столовых. Напомним, что любой родитель (законный представитель) может стать участником проверки качества питания, и таким образом получить ответы на свои вопросы по данному направлению, а также внести предложения по улучшению системы питания в школе.
Большая часть обращений родителей (законных представителей) обучающихся касается формирования меню. Например, почему в школьное меню нельзя включить любимые детьми домашние блюда (жареный картофель, пельмени, блинчики)?
Во-первых, школьное меню составляется по принципу сбалансированности. Решающее значение имеет правильное соотношение в каждом приёме пищи белков, жиров и углеводов. Должна выдерживаться рекомендованная калорийность. Кроме того, существуют требования к суммарному наличию в двухнедельном рационе витаминов и минералов. Каждое меню проходит проверку при помощи специального «кулинарного калькулятора». Именно поэтому заменить в нем какую-либо позицию без обоснования невозможно. А вот наличие как минимум раз в неделю блюд из рыбы и молочных продуктов – обязательное условие.
Во-вторых, выбор блюд для составления меню ограничен с одной стороны – существующими рецептурными сборниками, а с другой стороны – списком продуктов, запрещённых для детского питания в учреждениях. Так, например, действующие санитарные правила запрещают вводить в школьное меню холодные супы (окрошку), блюда из грибов, яичницу-глазунью и многое другое (подробнее: Приложение N 6 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Но даже из списка разрешённых блюд можно выбрать только такое, на которое уже разработаны очень подробная рецептура и технологическая карта для приготовления в условиях детских учреждений. Рецепт должен обязательно учитывать, что допустимыми способами приготовления еды в школьной столовой могут быть только так называемые «щадящие» способы: варка, тушение, запекание на пару.
Учёт всех этих требований и ограничений приводят к тому, что школьное питание чаще всего не похоже на домашнее. Однако это совсем не значит, что школьное питание, призванное привнести оздоровительный эффект, невкусное и пресное. Техническое оснащение наших школьных столовых позволяет довести блюда до идеального состояния. Основу питания абаканских школьников составляют рассыпчатые крупяные гарниры, томлёные молочные каши и супы, сочные котлеты и биточки из нежирного мяса, разнообразные витаминизированные напитки.