4 февраля - Всемирный день борьбы с раковыми заболеваниями
О том, что рак — смертельное заболевание, знали ещё древние египтяне. А название этой болезни придумал знаменитый врач древности Гиппократ, который заметил сходство формы раковой опухоли с крабом. Как сегодня обстоят дела со страшным недугом в Хакасии, рассказал заслуженный врач РХ, главный врач Республиканского клинического онкологического диспансера Олег Борисов.
— Часто говорят и пишут, что статистика по заболеваемости онкологией в Хакасии пугающая. Да, если в 2000 году у нас на учёте состояло 3,5 — 4 тысячи человек, то сейчас речь идёт уже о 11 с лишним тысячах.
Но как раз этого не стоит пугаться: растущая выявляемость означает, что врачи стараются как можно раньше обнаружить проблемы со здоровьем населения. Раннее выявление позволяет успешно лечить такую сложную болезнь, как рак.
Другой статистический показатель — «пятилетняя выживаемость» — сигнализирует, насколько мы правильно лечим, а «одногодичная летальность» — это насколько отвечают пациенты лечению. Вот на последние два показателя действительно стоит обращать внимание.
Раннее выявление напрямую связано с тем, сколько населения мы осмотрим, попытаемся найти, применяя современные технологии, ранние проявления болезни (а они же протекают бессимптомно).
Нужно понимать саму природу злокачественных новообразований. Как только где-то — в лёгких, желудочно-кишечном тракте, почках, молочных железах — появляется «немая зона», там развивается опухоль. Что такое «немая зона»? Это область, лишённая сигнальных симптомов, там нет нервных окончаний.
А как только опухоль вышла за пределы очага, она уже начала распространять метастазы по всему организму, пусть они ещё и не проявили себя. Найти метастазы сложно, но они уже будут сказываться на здоровье.
Сегодня многие наконец начинают понимать, что не зря включают в медосмотр обязательное ультразвуковое исследование. Например, делали УЗИ других органов и случайно нашли опухоли в почках, в яичниках, в матке. А женщина ещё никаких симптомов не испытывает. То есть структурные изменения могут выявить только обследования. Клинические анализы не информативны.
— На какой стадии рак сейчас (в основном) выявляют в Хакасии? Ещё до 2015 года первая и вторая стадии считались ранними, сегодня вторую уже называют запущенной.
— Ситуация с более ранней выявляемостью меняется в лучшую сторону благодаря тому, что мы получаем в рамках нацпроектов современное оборудование, которое позволяет в нашем диспансере проводить уточняющую диагностику.
Без новейшей аппаратуры найти небольшие опухоли практически невозможно. В прошлом году мы получили цифровой маммограф с функцией томосинтеза. Он позволяет обнаружить в молочной железе опухоль размером до одного миллиметра. То есть диагностический ресурс у нас значительно увеличивается.
Сегодня с помощью эндоскопа есть возможность видеть на мониторе картинку, второй момент — брать расширенный анализ, третий, и основной, — можно оперировать эндоскопически. То есть злокачественную опухоль в пределах слоя слизистой в ЖКТ можно удалить, не разрезая больного.
Иммуногистохимические и молекулярно-генетические анализы позволяют конкретизировать, что за опухоль, адресно подобрать лекарство.
Конечно, сильно продвинулась и лекарственная терапия. Раньше от рака лёгкого люди, как правило, умирали в течение года. Сегодня появились препараты, благодаря которым больные с четвёртой стадией рака лёгких живут пять лет и более. А помогают в этом именно современные методы диагностики — вовремя увидеть мутацию раковых клеток и поменять лекарство на то, которое будет эффективно для лечения именно этого мутировавшего гена. Эффективность увеличивается на глазах. Те же лимфомы адресными медикаментами излечиваются до ста процентов.
Есть патологии, при которых нужно обязательно удалить опухоль. Но не все новообразования возможно удалить, не применяя лечение. Почему и говорят, что борьба с онкологией включает несколько составляющих: хирургию, химио-, радио-, иммунотерапию. Сейчас иммунотерапия очень популярна и показывает колоссальную эффективность, но минус один — она очень токсична.
— Какой вид онкологии самый распространённый?
— Рак лёгкого — проблема номер один не только в нашей стране и в нашем регионе, а во всём мире. Лёгкие — это два громадных воздушных мешка. И появление любого «пятнышка» не вызывает заметных симптомов. Определить очаг опухоли практически невозможно. И найти его даже с помощью рентгена, флюорографии, сложно.
От этого вида рака в большей степени страдают мужчины, потому что на вредных производствах работают в основном они. Плюс курят. Но и число женщин с раком лёгких увеличилось, потому что количество курильщиков мужского и женского пола практически сравнялось.
Экологический фактор также влияет. Лет 20 — 30 назад у нас такой загазованности воздуха не было.
По программе «Экология» до 2030 года мы должны радикально изменить ситуацию. И один из основных шагов — избавиться от печного отопления.
— Кто вообще в группе риска?
— По большей части заболевают онкологией те, кто имеет хронические болезни. Никто не говорит, что абсолютно здоровый человек застрахован от рака, но у него риск заболеть отодвинут на долгие годы.
— Но есть же совсем маленькие дети, которым поставлен этот страшный диагноз. И вроде бы и родители здоровые, а вот… Откуда это?
— Раньше такого не было, потому что ели здоровую пищу. Сегодня присутствует и пищевой фактор. Ведь как дышим, так и едим мы каждый день. А экологически чистых продуктов сейчас практически нет.
Рак молодеет. Любой гормональный сбой может запустить развитие нехорошей болезни. Плюс вредные привычки. Отсутствие желания у молодых женщин иметь детей — тоже фактор очень серьёзный. Сама беременность — это приведение организма в состояние гормонального баланса.
Продолжение читайте в газете "Хакасия" от 4 февраля