18:4624 октября 2024
О замысле произведения свидетельствует набросок, сделанный рукой известного художника Дмитрия Каратанова. Рисунок хранится в Абаканской картинной галерее имени Ф.Е. Пронских.
О чём хотел сказать художник?
На потрёпанной временем бумаге с ветхими краями карандашный набросок битвы — напряжённой и беспощадной. Сжатые кулаки, удары наотмашь, раж и злость. Мужики с дубинами против острых сабель. С поля боя живыми и непокалеченными выйдут не все…
— Это эскиз, сделанный Дмитрием Иннокентьевичем Каратановым, — показывает рисунок Эльвира Казанцева, научный сотрудник Абаканской картинной галереи имени Ф.Е. Пронских. — Чувствуется масштабность авторской задумки, к сожалению, ненаписанной картины. Каратанов, так же как и его учитель Василий Иванович Суриков, интересовался историей покорения Сибири. В наших фондах разработке этой темы посвящены несколько набросков.
В запасниках галереи — около 70 эскизов Дмитрия Каратанова. Это бытовые этнографические зарисовки, отобразившие жизнь сибирских крестьян и северных народов (остяков), — у них строгие лица, неспешные движения и трубка во рту, не мешающая во время плетения сетей или лова рыбы. А вот сцены битвы: воины размахивают саблями, лучники прицеливаются, прищурив глаз, лежат тела павших...
Некоторые наброски сохранились, как говорят специалисты, только во фрагментарном состоянии. Но по этим рисункам, сделанным карандашом на ватмане или простой бумаге, что оказалась у Каратанова под рукой, мы имеем возможность познакомиться с его творческой кухней.
— Как художник-реалист Дмитрий Иннокентьевич постоянно делал быстрые рисунки карандашом, фиксируя характерные движения тела, ракурсы, повороты, наклоны. Особенное внимание уделял рукам, которые так много говорят о человеке, — продолжает Эльвира Николаевна. — Внимание к деталям, большая подготовительная работа, многочисленный собранный материал всегда говорят о серьёзном подходе к замыслу, об огромном значении исторической правдивости для живописца реалистической направленности. В набросках идёт разработка композиции, отрабатывается её вариативность, продумывается взаимодействие героев будущей картины. Прослеживая творческую мысль на исходных эскизах, мы можем увидеть, как добавляются или меняются персонажи.
Замысел Дмитрия Иннокентьевича Каратанова по созданию работы исторического жанра, представленный эскизом, исследователям ещё предстоит разгадать. Зато мы выяснили: как эскизы Каратанова появились в фондах галереи.
Новатору нужно всё!
Фёдор Ефимович Пронских, чьё имя носит художественная галерея Абакана, был человеком волевым, обладал строгой военной самодисциплиной.
— Он из семьи раскулаченных крестьян, вынужденных переехать из родного села в Алтайском крае в город Прокопьевск Кемеровской области. В декабре 1944 года 17-летний парень призван на военную службу. Отучился в Ленинградском военном авиационно-техническом училище. Механик по авиавооружению с 1952-го по 1954 год проходил срочную службу в Гродненской области Западной Белоруссии, — знакомит с биографией Эльвира Казанцева. — В 1960 году Фёдор Пронских окончил Витебское художественно-графическое педагогическое училище, а в 1963-м переехал в Абакан, работал учителем рисования и черчения в школе №1. Целеустремлённый Фёдор Ефимович стал инициатором создания и в течение 22 лет руководил Детской художественной школой, которая разместилась в бывшей столярной мастерской средней школы №1. Желающих научиться рисовать было столько, что занятия проводились в четыре смены.
В 1976 году у педагогов возникла идея создать «методическую стенку» с рисунками красноярских художников. Первым её поддержал Борис Ряузов (член-корреспондент Академии художеств СССР, народный художник РСФСР), вручив Пронских свою картину. Художники Красноярска Тойво Ряннель, Яков Еселевич, Владимир Мешков, Антон Довнар, Юрий Дударев тоже откликнулись и подарили произведения. Фёдор Ефимович ни от чего не отказывался. Ему отдавали и рабочий материал — наброски, этюды, которые пылились в мастерских, а выбросить жалко. Нередко эти рисунки выступали на уроках в качестве наглядного материала. Что-то аккуратно раскладывалась по папкам и — на полки. Так в художественной школе формировались фонды для другого учреждения культуры — будущей картинной галереи.
Подлинные наброски мастера
О том, что заветной мечтой директора Абаканской ДХШ Пронских было присвоение основанной им школе имени Дмитрия Иннокентьевича Каратанова, знали, наверное, все красноярские художники. Борис Ряузов и Илья Фирер, признавая высокие достижения школы, считали, что она достойна носить имя Каратанова, старейшины, признанного авторитета сибирской художественной школы, и как могли способствовали этому. Интерес к личности и творчеству художника пробудила книга «Сибирский художник Д. И. Каратанов» (1974), написанная красноярским искусствоведом Николаем Васильевичем Лисовским. За поддержкой своей идеи Фёдор Ефимович едет к автору монографии в Красноярск. Лисовский не только обещает содействие, но и дарит школе рисунки и фотографии Каратанова.
Бесценный дар в дальнейшем перешёл в фонды художественной галереи, которая сегодня обладает подлинными образцами рисовальной графики руки великого мастера.
Родом из Хакасии
Нынешний год, кстати, юбилейный — 150 лет тому назад, 26 февраля 1874 года в селе Аскиз Минусинского уезда Енисейской губернии, в семье мещанина Иннокентия Каратанова после двух дочерей родился долгожданный сын. Подросший мальчик тяготел к рисованию. Иннокентий Иванович сам немного рисовал и был знаком с Василием Суриковым, поощрял у сына интерес к изобразительному искусству. И даже отправил учиться к приехавшему из Малороссии в Красноярск художнику Михаилу Рутченко. В 1888 году 14-летний подросток впервые увидел известного художника Василия Сурикова. Парнишка волновался, показывая свои работы мастеру. Суриков оценил достоинства этюдов, но и указал на недостатки. По его совету в 1892 году Каратанов поступил в Императорскую академию художеств, где учился у знаменитого пейзажиста Архипа Куинджи. Окончить обучение не хватило средств. В 1896 году Дмитрий Каратанов возвратился в Красноярск, много путешествовал по Енисейской губернии. Он побывал в Подкаменной Тунгуске, Курейке, в Верхне-Имбатском, Гольчихе, Туруханске, Дудинке, на Оби, в Нарымском крае. Любимое место работы — красноярские Столбы. Его мастерской стала природа, а излюбленным материалом — бумага, карандаши, акварель, значительно реже — холст и масло.
Итоги поездок на Север отправились в фонды ленинградского Государственного музея этнографии народов СССР.
27 января 1910 года в Красноярске открылась первая в Сибири рисовальная школа, в которой Каратанов стал преподавать.
В 1948 году первым из сибирских художников получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Большая часть картин Дмитрия Каратанова находится в Красноярском государственном художественном музее имени В.И. Сурикова и Красноярском краевом краеведческом музее. А вот наброски и рисунки как завершённых картин, так и неосуществлённых замыслов — в Хакасии, на его родине.
Марина АЛЕХИНА
Материалы по теме
8