Верхний баннер в шапке

Движение в кино

№ 72 (24429) от 27 мая

При входе в кинозал мой 15-летний сын не смог скрыть волнения — навстречу нам шёл Кирилл Зайцев.
— Какой он высокий!
— На то он и баскетболист, — улыбнулся я. — Сергей Белов!



Кирилл.
Дневник режиссёра


Роль Сергея Белова гостю Сибирского молодёжного кинофорума, проходившего в Хакасии с 14 по 17 мая, досталась в картине «Движение вверх». За неё он и получил премию «Золотой орёл» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». В Абакане Кирилл Зайцев как продюсер, режиссёр, актёр представлял на суд зрителей свой короткометражный фильм «Сашка. Дневник солдата».
— В кино главное — найти сценарий. Если у вас будет история, которую вы хотите рассказать, то вам дадут любые деньги. Важно, чтобы она действительно чего-то стоила. Мы были неравнодушны к повести Вячеслава Кондратьева и нашли таких же неравнодушных людей, — объяснил он. — Средства на съёмки мы начали искать с замечательным продюсером Дмитрием Якуниным. Имея сценарий и наше огромное желание снять кино, отправились в Архангельск, где действительно встретили на удивление неравнодушных к нашей истории людей. Нам помогли власти Архангельской области — губернатор, министерство культуры — продюсер студии «Инфильм» Анатолий Конычев и центр «Патриот». Получили мы деньги от Фонда президентских грантов, от Росмолодёжи. На форуме «Таврида» в прошлом году наш проект взял главный приз в номинации «Народное голосование».
Съёмки проходили в Архангельской области. Есть в Каргопольском районе деревня Кучепалда. А точнее говоря, был такой населённый пункт. И домов там насчитывали тогда больше ста, и количество жителей переваливало за 600, сейчас, спустя 30 лет, тишина — и только дома опустевшие стоят. Да ещё котлован огромный — от озера, которое, говорят, со временем высохло. В кадр оно не попало, а вот дома все как на ладони. Некоторые из них, можно сказать, загримировали для большей убедительности. Время-то, о котором идёт речь в фильме, военное. Появилась в картине и полуразрушенная церковь.
— Нам показалось, что образ разрушенной церкви — это образ страдающей веры. Люди в советские годы в большинстве своём были верующие. И неважно, ходили они в церковь или не ходили, я считаю, что человек должен хранить Бога в себе, — прокомментировал кадры фильма Кирилл.
Кино, по его словам, — тот самый случай, когда ты долго-долго готовишься («в нашем случае порядка двух лет»), а сам процесс съёмки пролетает быстро («пять дней в Архангельской области, ещё один — в Москве»). После этого на длительный период растягивается постпродакшн, когда и появляется на свет кинодитя.
— Мне здесь повезло… — говорил он. — Есть отрицательные стороны карантина, а есть положительные: я сидел в деревне в Подмосковье и монтировал кино, которое вы только что видели. Сейчас мы стараемся донести его до зрителей. Бюджет картины составил приблизительно 10 миллионов рублей. Все актёры работали бесплатно. Одна из больших частей бюджета, кстати, — это зарплата актёров. Хотя если бы у нас играли звёзды, цена была бы другой. Как говорят в таких случаях, все деньги видны на экране.



Познавая цвет войны


— У Вячеслава Кондратьева, писателя-фронтовика, прошедшего Ржев, в повести показаны распутица, грязь. История к какой-то конкретной местности не привязана, — объяснил Кирилл Зайцев. — Мы решили перенести героев в холод — русского солдата, который взял в плен немецкого. Мне показалось, что на фоне зимних пейзажей всё должно получиться. Тем более что к проекту подключились люди, с которыми я встречался в большом кино. На съёмках фильма «Движение вверх» я познакомился с легендарным оператором Вадимом Михайловичем Климовым, с художником по костюмам Сергеем Стручёвым, который работал чуть ли не на всех известных в последнее время картинах: «Утомлённые солнцем-2», «Сибирский цирюльник», «Турецкий гамбит», «Солнечный удар», «Батальон», «Легенда №17», «Экипаж», «Брестская крепость». И они согласились помочь нам снять «Сашку».
Как выяснилось, повесть «Сашка» Кирилл Зайцев прочитал гораздо раньше. К тому времени он уже окончил государственную морскую Академию имени адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге, успел поплавать по морям и океанам, окончательно поняв, что не его это стихия. Он хотел стать актёром, и в 2011 году будущий Финист — Ясный сокол (сыграл он его в фильме «Последний богатырь. Корень зла») переехал в Ригу — поступил в Латвийскую академию культуры на курс Игоря Григорьевича Коняева и Елены Игоревны Чёрной. Именно там его наставник поставил спектакль по повести «Сашка». В снятой картине, кстати, Игорь Григорьевич выступает как художественный руководитель.
— Идея этого фильма принадлежит не мне, а Ивану Клочко, сыгравшему роль Сашки. Он же написал сценарий по одному из сюжетов повести. И когда Иван обратился ко мне, я в какой-то момент понял, что не могу этого не сделать. Кино — это всё-таки кино. Оно, если хорошо снято, более понятно передаёт мир. А от театральной постановки остаются внутренние переживания, впечатления и, как правило, плохая запись спектакля. Поэтому решил, что стоит взяться.
Говоря о кинопроцессе, Кирилл не мог не упомянуть о проблеме, которая сопровождала съёмочную группу. Особенно в последний день съёмки. Это солнце.
— Мы с ним боролись как могли, даже на два часа сделали перерыв, потому что расстреливать человека в солнечный день, когда вокруг голубое небо… А кино всё-таки большую роль играет окружающая героев атмосфера. Если вы внимательно смотрели, цвет тут тоже выбран… Он как бы выцветший. Но не чёрно-белый. Пепельный. Голубого неба в нашем фильме не должно было быть. Серое, свинцовое.
Это моя дебютная режиссёрская работа. Скажете, почему так мало — 40 минут? Обещаю, следующий фильм будет полнометражным и постараюсь, чтобы вышел в широкий прокат. Он будет точно не военный. Мне сейчас хочется взять другую тему. И объясню почему. Первый фильм, который я спродюсировал (и сам в нём снялся) — документальный. Он назывался «Познавая цвет войны». И мне хочется чуть-чуть передохнуть, отойти от военной тематики. Тяжело каждый день пропускать через себя ужасы войны… Время от времени надо всё-таки переключаться. Потом я к этому вернусь.



Когда не ходишь, а летаешь


Надо отметить, что собравшихся в кинозале в излишней скромности и нежелании задавать вопросы трудно было обвинить. Гостю из Москвы приходилось вводить ограничения по принципу «давайте дадим возможность тем, кто ещё не спрашивал». И показанный фильм, надо сказать, ещё долго не отпускал. Один из зрителей поинтересовался:
— Тяжело совмещать в себе актёра, режиссёра и продюсера?
— Мне казалось, что работа режиссёра будет труднее, — раздался ответ. — Но если бы у меня не было опыта съёмок в большом кино, я бы ни за что не справился. Как вы знаете, успешно с этим справлялись не многие — Чарли Чаплин, Никита Сергеевич Михалков… Это такое состояние, когда ты не ходишь, а летаешь. Надо быть и там, и сям. Камера где стоит? Сняли-не сняли. Посмотреть плейбек. Я собираюсь продолжить снимать кино со своим участием и дальше.
— Как вы собираетесь продвигать ваш фильм? — интересовались собравшиеся. — Можно ли заработать деньги на короткометражных фильмах?
— Нельзя! — прозвучало практически ультимативно. — А продвигать… Сегодня, по сути дела, третий показ фильма. Мы ведём работу по поводу участия в российских и международных фестивалях. Скорее всего, будут некоммерческие показы. Всё только начинается. Начинается и для меня… Сложно идти в большое кино, не сняв ничего.
Следующий вопрос стал вполне логичным:
— О чём будет новый проект?
— Работа над новым проектом ведётся, но какой именно проект — не скажу. Я человек суеверный. Мне кажется, это энергия, которую нужно сохранять в себе. Всё очень хрупко. Никто не знал, что будет такая история с коронавирусом. Никто не мог предугадать финансовый кризис. Давайте подождём. Как только появится повод о чём-то говорить, будет и пост в соцсетях, и всё остальное.



Вверх по киношной лестнице


Обойти вниманием фильм «Движение вверх» в этот день вряд ли бы получилось. Самый кассовый фильм за всю историю российского кинопроката, конечно же, оказался в центре особого внимания. А началось всё с вопроса о театре.
— Как я попал в театр? — на секунду задумался Кирилл Зайцев. — Рижский русский театр имени Михаила Чехова искал дипломированных актёров, чтобы обновить труппу. Я был довольно самоуверенным в себе человеком. Что я, отбор какой-то там не пройду? Позвонил, спросил. Мне объяснили: нужно прочитать что-нибудь из прозы, поэзии, исполнить танец и… принести диплом. Я сказал, что и без диплома будет всё в порядке. Пришёл, но мой будущий мастер сказал: всё очень мило, только в театр я тебя не возьму, могу предложить поучиться. Всему требуется учиться, даже если имеются задатки актёра.
И вот тут-то возникло: как вы пришли к съёмкам в большое кино?
— Мне повезло. Но, как говорится, чудо необходимо уметь организовать. Я снялся в двух картинах в Латвии. А когда узнал про кастинг фильма, который известен теперь, как «Движение вверх» пошёл и туда на пробы. Искали парня с акцентом, который мог бы исполнить роль Модестаса Паулаускаса. Его потом сыграл Джеймс Тратас. А мне, сделав пробу на Модестаса, предложили пройти ещё одну — на Сергея Белова. Восемь месяцев меня утверждали. А я всё это время проводил на баскетбольной площадке. Сами понимаете, сыграть Сергея Александровича — большая ответственность. Те, кто занимается баскетболом, думаю, понимают, о чём я говорю. А для меня это в какой-то степени роль-мечта. Самая значимая на сегодняшний день. Она значима и в моём движении вверх по киношной лестнице (в скором времени я переехал в Москву). А в театре — «Княжна Мэри» по Лермонтову, где я сыграл Григория Печорина.
Михаил Юрьевич Лермонтов, кстати, — мой любимый поэт. Совсем скоро пройдёт в Москве моноспектакль по его творчеству. Поэзия, проза. Я буду петь романсы. Это всё — не отпускающие меня темы, признание в любви к Михаилу Юрьевичу.


— Читали ли вы книгу Сергея Белова?
— Читал. И до съёмок, и на съёмках. Но самое первое, что я сделал, — пересмотрел матч, принёсший нам золото Олимпийских игр в 1972 году. Выиграть за три (!) секунды до окончания финальной встречи — это чудо, которое совершили наши баскетболисты. Я понимал, насколько матч был драматичный. Понимал, насколько это интересная история, которую можно воплотить в жизнь. Но от идеи до воплощения возникает столько обстоятельств, и с ними со всеми нужно бороться. Это напоминает сражение, как говорил Джеймс Кэмерон.
Когда снимается фильм, никто не может сказать, какой будет хронометраж. Получается, допустим, 3 часа 20 минут. Никто такое кино смотреть не станет, его ужимают до 2 часов 10 минут. Конечно, приходится чем-то жертвовать. И чтобы усилить эффект от предлагаемой истории, какие-то реальные события в кино передвигают по времени. Например, те же самые колени болеть начали у Сергея Белова позже. Зрение у Алжана Жармухамедова ухудшилось тоже спустя годы. Но для драматургии это было важно, поэтому и пишется: основано на реальных событиях. И что бы там кто ни говорил, если кино вызывает какие-то эмоции — значит, задача его создателями выполнена.
И что ещё очень важно: после показа фильма в Москве увеличилось количество желающих играть в баскетбол. Вот это для меня показатель. А то, что у кого-то есть претензии к картине… Можно разбирать всё, что угодно. Сергей Александрович Белов говорил, что самое красивое в игре и спорте — счёт. Посмотрите на сборы после проката фильма, они сами за себя говорят.



Выносить под сердцем


По ходу разговора рамки беседы, что называется, расширялись и углублялись. И уместить всё, о чём шла речь, в одной статье вряд ли бы удалось. Главное, что зачастую немудрёные вопросы давали толчок интересным ответам.


— Как вы вживаетесь в роли?
— Существует техника, которой необходимо учиться. Всё зависит от того, какое количество времени ты уделяешь сценарию. Здесь, как лётчику, требуются часы налёта. Артисту надо жить своей ролью. Как сказал Фёдор Иванович Шаляпин: выносить под сердцем. Фёдор Иванович своими первыми театральными ролями был ужасно недоволен. Но со временем их можно улучшить, найти нужный образ, а в кино такой возможности нет, оп (!) — и ты уже на экране, «сделал плевок в вечность», говорила Фаина Георгиевна Раневская.
Кино делается на монтаже. А если ты просто актёр — отдаёшь все свои дубли в руки специалистов, и из них делают то, что считают нужным. Поэтому у актёра одна из задач — полюбить эту историю: своего персонажа, предлагаемые обстоятельства. Если ты не можешь рассказать о своём герое так, чтобы у зрителя мурашки побежали по коже, значит, надо больше работать. Очень важно найти конфликт, который тебя лично трогает, благодаря чему ты бы рассказывал эту историю как свою личную.


— Хотели ли бы вы сыграть отрицательную роль?
— Всё зависит от истории. Отрицательная роль — понятие такое, знаете ли… Вот вы видели «Серебряные коньки»? Князь Аркадий Трубецкой — это отрицательный персонаж или нет? У каждого своя правда. Играть какого-то мерзавца, подонка не хотелось бы. А если у человека судьба не так проста и однозначна, есть многогранность истории, если он делает не очень хорошие поступки, но есть всё-таки какое-то оправдание, душевная боль, переживание, что-то человеческое, то это интересно.


— Что вам помогает двигаться вперёд?
— Если ты хочешь что-то сделать, ничего не бойся. Вы, наверное, обращали внимание на домашних животных. Они, когда маленькие, ничего не боятся и полны энергии. С годами это куда-то всё уходит. Поэтому хочется, пока в тебе есть силы, воплощать идеи в кино, театре, чтобы восхищать и радовать зрителей.
…Порадовать абаканских зрителей у Кирилла Зайцева точно получилось. У многих желающих сфотографироваться со звездой современных блокбастеров волнение зашкаливало. И весь этот волнующийся поток тянулся и тянулся — в желании прикоснуться к чему-то непривычному, далёкому, под названием «большое кино».


Александр ДУБРОВИН

Подпись к фото:Нет, это не съёмки фильма. Место действия — Абакан, зона отдыха. Кирилл Зайцев принял участие в посадке рябиновой аллеи.
Источник фото:Фото: Станислав Побеляев, «Хакасия»
1331