Минюст Хакасии: Как закон защищает от недобросовестных коллекторов и кредиторов?
В России деятельность кредиторов и коллекторов регулирует Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 230 ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Он вводит ограничения на общение взыскателей с должником и устанавливает четкие правила поведения при взаимодействии с ним, сообщает пресс-служба Минюста РХ.
Так, согласно этому закону, кредиторы и коллекторы не имеют права тревожить должника в период с 8:00 и до 20:00 в рабочие дни, а также раньше 8:00 и позднее 22:00 в выходные и праздники.
Назойливость не допускается. Взыскателям запрещено:
- встречаться с должником более одного раза в неделю;
- звонить ему более одного раза в сутки, более двух раз в неделю и более восьми раз в месяц.
- отправлять телеграфные, текстовые, голосовые и иные сообщения более двух раз в сутки, более четырех раз в неделю и более шестнадцати раз в месяц.
Должник всегда должен знать с кем общается. Кредитор или коллектор обязан сообщать свою фамилию, имя, отчество, место работы и адрес его расположения.
При осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, взыскатели должны действовать добросовестно и разумно. Кредиторам или коллекторам запрещено:
- применять к должнику, его родственникам, соседям или знакомым физическую силу;
- угрожать причинением вреда здоровью или убийством;
- уничтожать или повреждать имущество;
- оказывать психологическое давление на должника и иных лиц, унижать их честь и достоинство;
- вводить должника в заблуждение относительно задолженности (взыскателям запрещено лгать о размере долга, сроках его погашения, передачи дела в суд и т.д.)
- публиковать информацию о долге и персональные данные должника в социальных сетях и СМИ, писать на стенах подъездов, рассказывать о долге по месту работы должника.
Если права и законные интересы гражданина нарушаются, ему, в первую очередь, необходимо обратиться в Управление Федеральной службы судебных приставов или в его подразделение по месту жительства с заявлением. К нему нужно приложить документы, касающиеся оформления кредита или займа (сведения о кредиторах, договоры, материалы, связанные с погашением задолженности и т.п.), а также доказательства незаконной деятельности взыскателей. Это могут быть аудиозаписи телефонных переговоров по вопросу возврата долга, скриншоты смс-сообщений и т.д.
Отметим, что должник имеет право отказаться взаимодействовать с кредитором посредством личных встреч, телефонных переговоров, телеграфных, текстовых, голосовых и иные сообщений.
Заявление об отказе может быть направлено кредитору и (или) коллектору спустя четыре месяца с даты возникновения просрочки по кредиту или займу. Документ необходимо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить заявление под расписку.