Как пережить экзамены: советы психолога
В пресс-службе минобрнауки Хакасии делятся полезными советами, которые дает психолог, в преддверии экзаменационной поры.
Помогите ребёнку организовать режим дня
Кажется ребенок уже и сам знает что делать и чем заниматься, но лобные доли мозга, которые отвечают за волю, созревают годам к двадцати. То есть «естественной» воли подростка может не хватить для качественной подготовки к экзаменам и его нужно будет направлять и поддерживать.
Основа режима дня, а также залог хорошего запоминания материала и успешной сдачи экзаменов – ежедневные прогулки на свежем воздухе, полноценная еда и здоровый сон. Если из списка исключит хоть одно звено, ничего хорошего не выйдет. Нужно не только зубрить уроки, но и полноценно отдыхать.
Материал лучше всего запоминается, если повторить его перед сном.
Идеальный вариант, когда школьник прочитал материал утром или днём, а затем повторил его вечером и лёг спать. В этом случае информация из оперативной памяти перейдёт в долговременную. А если поучил днём, вечером повторил, а потом пошёл на «тусовку» или забил информацию эмоциональными событиями и разговорами – то утром нужного эффекта не будет.
Учитывайте индивидуальные особенности
Кто-то планомерно учит уроки в течение года и приходят к экзаменам уже подготовленными, а есть «спринтеры», которые осваивают большой объем информации непосредственно перед экзаменом. Есть дети, которые занимаются с утра. Другие - учатся ночами, а отсыпаются утром. Все варианты приемлемы, но при любой стратегии в ночь перед экзаменом важно, чтобы ребёнок спал, а утром встал бодрый и хорошо позавтракал.
Бывают тревожные дети, которые целыми днями учат уроки и отказывают себе в отдыхе. Они думают, что сначала учёба, а отдых – потом. Такое истощение приводит лишь к тому, что материал запоминается хуже, а нервная система «перегревается». Такому ребёнку нужно напоминать о необходимости отдыха.
Не демонизируйте ОГЭ и ЕГЭ
Экзаменами не стоит запугивать. Пусть ребёнок знает, что экзамены – это важно, что надо постараться сдать их максимально хорошо, что от них в какой-то степени зависит ближайшее будущее ребёнка. Но ближайшее будущее – это не вся жизнь. Не стоит отказываться от своих хобби, интересных мероприятий во имя подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Не становитесь для ребёнка учителем, даже если вы сами хорошо разбираетесь в предмете. Это может негативно сказаться на детско-родительских отношениях. Бывает, что в выпускном классе все общение детей и родителей сводится к теме экзаменов. Родители наседают, требуют, контролируют, проверяют. Это очень выматывает обе стороны. Процесс подготовки к экзаменам можно переложить на плечи профессионалов и в принципе снять с себя эту головную боль.
Научите учиться
Помогите подростку сформировать лучшую для него стратегию подготовки к экзаменам. Есть дети, которые лучше усваивают аудиоинформацию. Есть визуалы, которым ближе зрительные образы. Можно рассказать ребёнку о различных способах запоминания, различных приёмах мнемотехники, то есть научить детей учиться, помочь им в этом. Показать, что большой объем информации уложится в голове гораздо быстрее, если мы систематизируем его в виде таблиц или схем.
Обсудите план
Все планы по покорению лучших вузов и подготовке к экзаменам стоит согласовывать с самим ребёнком. План не должен выглядеть, как готовая инструкция, спущенная сверху, потому что любой подросток воспротивится такому вторжению просто из-за своего возрастного негативизма.
План должен родиться в совместном обсуждении. Родители могут задавать наводящие вопросы, но у подростка должно быть ощущение, что это его решение.
Можно сказать, что этот план нужен в первую очередь вам – чтобы вам было не так тревожно в ожидании экзаменов. Так ребёнок почувствует свою значимость и при этом автономность. А это очень важно для подростка!
Не требуйте от ребёнка слишком многого
Многие родители требуют от ребёнка великих свершений – ты должен сдать на максимальный балл, ты должен поступить в такой-то вуз... Взрослые как бы подразумевают, что если подросток не сдаст экзамены, то вся его дальнейшая жизнь полетит кувырком.
Такие достигаторские установки вредны для ребёнка и его будущего. Гораздо экологичней иметь запасные варианты развития событий. Например, если ты сдаёшь на максимальный балл, то поступаешь в лучший вуз. Если сдаёшь на меньший балл – тоже куда-нибудь поступишь. Если вовсе не сдаёшь – экзамены можно пересдать.
У детей бывает линейное восприятие: они нарисовали у себя в голове одну стратегию и не видят другого пути. Задача родителей – показать разнообразие вариантов. Дорога к мечте не всегда бывает прямой. К желанной цели есть сотни разных путей, и нужно помочь ребёнку их увидеть.