Ирина Ауль: Жестокость происходит от жестокости
Вопрос детской агрессии в России стал все чаще обсуждаться общественностью. Хакасия не явилась исключением. Огласке придаются противоречивые случаи. В региональном центре их было сразу два. Несмотря на то, что органы правопорядка не подтвердили факты подростковой жестокости, у населения осталось множество вопросов.
Своё отношение к историям мы попросили высказать Уполномоченного по правам ребенка в Хакасии Ирину Ауль.
Ирина Евгеньевна, по вашему мнению действительно ли вырос уровень агрессии подростков в Хакасии? И, если да, то с чем это связано?
-В последние месяцы в республике произошло несколько резонансных событий, в которых подростки проявляли жестокость. Несмотря на то, что в ряде ситуаций факты совершения несовершеннолетними жестоких поступков не подтвердились, несомненно, дети часто проявляют поведение, далекое от установленных социальных норм. Не берусь утверждать, что в последнее время их количество стало больше.
Все дети по природе своей хорошие и добрые. Они наблюдатели и исследователи. Ищущие идеалы и ориентиры, на которые хочется равняться. При этом взрослое общество само транслирует негативные паттерны поведения. И здесь, к сожалению, приходится констатировать, что жестокость происходит от жестокости.
Самую большую роль в формировании личности ребёнка играет семья, а в подростковом возрасте на первый план выходит его окружение. Именно в этой среде происходит понимание добра и зла, жизни и смерти. Опыт работы детского правозащитника позволяет говорить о том, что ребенок, который жесток к другим, чаще всего имеет свой личный негативный опыт и просто не знает других способов взаимодействия с окружающим миром. Получается, что дети - это отражение нас, взрослых, и пока мы сами не начнем меняться в лучшую сторону, давать положительные примеры поведения, видеть и понимать потребности детей, подростки могут терять социальные ориентиры и общечеловеческие ценности. Происходящее – это вызов, прежде всего нам, взрослым.