Детская агрессия в Хакасии: кто виноват и что делать
В последнее время тема детской агрессии будоражит общественность республики. Случаи жестокости со стороны подростков обсуждают в глобальной сети все чаще. Еще на слуху неоднозначная историю с собаками в Чапаево. Масло в огонь подлили жители Абакана, которые обвинили несовершеннолетних в гибели бездомного (факт не подтвердился). Что происходит в головах у подростков? Детская агрессия: феномен или норма? На эти и другие вопросы ответ дал практикующий психолог Сергей Акимов.
Сергей Николаевич, действительно ли современные дети более агрессивны, чем дети предыдущих поколений?
- Что касается детской агрессии, она всегда существовала. Другое дело, что у нас сейчас в целом в обществе уровень агрессии достаточно высокий. И дети здесь не исключение. Они, как отражение общества. Дети не рождаются агрессивными, они такими становятся. Любая агрессия — это всегда проявление какого-то страха. Глубинный страх внутри человека может сидеть, а потом, как следствие, выливается в такое агрессивное поведение.
Где кроется катализатор, который запускает в ребенке страх и агрессию?
- Два основных источника — это семья и школа.
Давайте начнем со школы. Кто и почему зарождает в детях такое поведение?
- Начальная школа - очень серьезный этап в развитии ребенка. В ней часто учитель по своей значимости для ребенка может быть выше родителей. Это связано с тем, что в возрастной психологии есть такое понятие, как «ведущий вид деятельности». Это деятельность в процессе которой развивается у ребенка психика. У дошкольников ведущий вид деятельности — игра. А у младших школьников — учеба. Соответственно учитель, который является источником знаний, для ребенка очень значим. И тут возникает другая проблема — агрессия учителей. В последнее время жалобы на агрессивное поведение преподавателей участились. Поэтому эта проблема становится уже достаточно серьезной. Выходит, что ребенок получает от учителя модель разрешения каких-то конфликтов именно через агрессию. Тот же самый детский буллинг, его очень легко может запустить учитель, начиная высмеивать и обвинять какого-то ребенка прилюдно. Потому что для детей, особенно в младшей школе, очень важно быть хорошим. И они стараются быть хорошими для учителя, начинают друг на друга ябедничать, чтобы выслужится перед любимым преподавателем. Если дети видят, что учитель относится предвзято к какому-то ученику, может найтись в классе ребенок, который продолжит травлю дальше.
В чем причина агрессии преподавателей?
- Я считаю, что одна из основных причин агрессии педагогов — это профессиональная непригодность. Преподаватель боится, что все увидят его некомпетентность, из этого выливается агрессия. Вторая причина — профессиональное выгорание. Это связано с длительным стажем работы. Чем выше стаж, тем больше риск выгорания.
Сергей Николаевич, давайте вернемся к теме семьи. Что там не так?
- В нашем обществе агрессивное поведение в семье по отношению к детям считается нормой. Это большая проблема. Папу воспитывали «ремнем», он сына воспитывает аналогичным образом. Постоянный домашний буллинг детей по поводу обучения. Семья — это самое важное. Поэтому первое, что необходимо — это начать к ребенку в семье относится с любовью и уважением. Тем самым мы можем сформировать «иммунитет» против абьюзивного поведения педагога. Если это получится сделать, то у ребенка не будет потребности самоутверждаться через агрессию. Если он попал в какую-то группу, где его начинают запугивать, он пойдет и расскажет маме. Потому что этот ребенок доверяет родителям. Сейчас даже маленькие дети ничего не рассказывают взрослым, потому что появились школьные чаты, где родители с первого дня начинают общаться с педагогами. Они постоянно жалуются, даже по малейшим пустякам на детей. И ребенок с первого дня обучения оказывается в оппозиции, остается один. Я всегда родителям говорю так: « любите детей, а не их дневники».
Современные гаджеты могут быть источником агрессии у детей?
- Современные гаджеты, компьютерные игры, я считаю, не влияют на поведение детей. Это, наоборот, способствуют выбросу агрессии. Есть такое понятие, как «респондентная агрессия». К примеру, на маму на работе накричал директор, она пришла домой и «сорвалась» на ребенка. Здесь тоже самое — перенаправление скопившейся агрессии на другой источник. Ребенок не может отреагировать на маму, он пока играет. А, вот, когда вырастит, может ее ударить или даже убить.
Сергей Николаевич, вернемся к проблеме школьного буллинга. Какой вы видите выход из ситуации?
- В идеальной модели, для того, чтобы проблему агрессии решить в школе, очень многое нужно изменить. В первую очередь, должна быть система профотбора. Преподавателями должны становиться люди, работающие по призванию, которые любят детей и действительно могут и хотят их чему-то научить. Второе — давать педагогам заниматься с детьми, освободить от бумажной рутины, которая далека от педагогики. Нужна комплексная система профилактики синдрома эмоционального выгорания. В школах должны быть специальные психологи, которые будут работать с преподавательским составом. Важно повышать у педагогов психологическую грамотность, стрессоустойчивость. Для этого нужны комнаты психологической разгрузки. Необходим целый комплекс государственных мер. Вот тогда эта проблема начнет решаться. Причем, решать ее нужно не только в школе, но еще начиная с детского сада. Потому что оттуда приходит тоже очень много детей с травмированной психикой. Поэтому только комплексный подход. Должны подключаться к проблеме и средства массовой информации, нужны изменения на уровне министерств просвещения, тогда может быть за какое-то время мы изменим эту ситуацию. А пока остается только одно — взывать к родителям: «Любите своих детей и формируйте в них иммунитет против агрессии».