Слушать сердцем – спектакль «Голоса»
5 июля в рамках XI Международного эколого-этнического фестиваля театров кукол «Чир Чайаан» на сцене театра "ЧИТIГЕН" состоялся иммерсивный спектакль «Голоса», режиссера Тимура Тамерлановича Казнова. История о прошлом и настоящем, основанная на исторических фактах. В спектакле использованы письма фронтовиков из проекта Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова «Письма с фронта», созданного к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.).
Всем зрителям на входе выдали черные маски для сна, потому что этот спектакль каждый должен был не увидеть, а почувствовать, услышать, представить.
Это история о людях, которые не видели, но слышали друг друга. Действие начинается со звонка Владимира Нине, который хочет с ней встретиться. Он набирает номер, но трубку берет пятнадцатилетняя девочка, ее тоже зовут Нина, герой решил, что ошибся номером, а девушка общается с ним, явно надсмехаясь, не может же она не знать театр «Победа». Огорчившись, герой завершает звонок, и перезванивает через некоторое время, но ему снова отвечает та самая девушка. Они оба живут будто в разных мирах, оба видят из окна совершенно разные картины. Оказывается Владимир живет в декабре 1972 года, а Нина в июне 1941. Каждый из героев считает, что оппонент или устроил нелепый розыгрыш или сумасшедший. Но одна фраза ставит все точки над «и», «Почему Вы не на фронте?» - спрашивает девушка и мужчина осознает, что они действительно в разных временных промежутках, он смог дозвониться в прошлое и общается с 15-летней Ниной, у которой отец ушел на войну, а она сидит в квартире одна.
Героев тянет к друг другу, они не в силах завершить этот разговор. И когда действие переносится во время Великой Отечественной войны, зрители слышат сообщения по радио или письма тех, кто жил в то тяжелое военное время.
Владимир, которому на тот момент уже больше сорока лет, осознав, что с ним произошло, вспоминает, что в юности потерял талон на хлеб, когда решил поиграть с соседскими мальчишками в футбол. Он сообщает об этом девушке, надеясь, что она найдет заветную карточку в том самом подвале, ведь Нина голодает. Разговор обрывается. Позвонив снова по тому же номеру, Владимир дозвонился уже взрослой Нине Фроловой, которая требует от него пояснений вчерашнего странного поведения. Герой едет на завтрак к маме, и вдруг видит тот самый телефон, по которому с ним общалась девушка, он вспомнил, что она говорила о том, что ее телефон прикреплен к стене и очень сильно удивилась, что мужчина мог переносить телефон с собой в другую комнату.
Благодаря старушке из домоуправления герой узнает, где живет семья Фроловых. Он направился к указанному подъезду, но в квартире никого не было. Герой не сдался и позвонил в соседнюю дверь, от соседа он узнал, что Нина с мужем уехала на север и приедет лишь весной. И что она ждала его, знала, что он придет и обещала, если получится, вернуться раньше. Владимир Николаевич начинает спускаться по лестнице с мыслями о том, что живет не одна Нина Фролова 1928 года рождения. Вдруг к нему подбегает сосед Нины, спрашивая «Вы ей кем будете? А вы не Владимир Николаевич?” и узнав, что он тот самый Владимир Николаевич, передает мужчине письмо, в котором говорится: «Владимир Николаевич, талон был там! Был!». Читая письмо, он слышит ее голос под монотонный стук колес поезда.
После спектакля режиссер Тимур Казнов ответил на несколько вопросов.
- Знаете, плохие артисты уходят в режиссеры, потому что их не зовут играть, вот это как раз про меня. Конечно, были проекты, куда меня приглашали, но мне хочется говорить самому, самому выражать свои мысли.
Какие у Вас взаимоотношения с актерской труппой?
- Это индивидуальная история, всегда разная, все зависит от материала и от того насколько артист духовно пластичен или непластичен. Это оказывает сильное влияние на мое мироощущение, мне сложно работать с актерами, которых не трогают простые вещи. Я не воспитатель, я наставник, который всегда готов обогатить человека культурно, поддержать, помочь, но не объяснять элементарные вещи.
Что Вас вдохновило на создание спектакля «Голоса»?
Меня вдохновили люди, которые знают эту землю, слышат или, к сожалению, слышали этот воздух. Письма абаканцев военных лет и архивные материалы.
Есть ли у Вас девиз по жизни?
- Девизы, это не про меня, но как учила меня бабушка «Держи хвост пистолетом, в случае чего - стреляй». Этого кредо я придерживаюсь по жизни.
Что является Вашим источником вдохновения, Вашей Музой?
- Моей Музой является моя супруга, она меня всегда поддерживает и часто вдохновляет на порой очень необычные вещи, а порой очень обычные. Я безумно люблю свою профессию. Для меня очень важно выйти после спектакля и осознать, что большая часть зрителей поняли то, что ты пытался сказать, когда есть потребность говорить еще.
Как создавался спектакль?
Это не первый проект «невидимок» - спектаклей в темноте. Меня пригласили в Абакан, где за четыре дня мы создали то, что зрители смогли почувствовать, увидеть у себя в голове. Самый маленький срок, в который мне удавалось уложиться, это удивительно и прекрасно. Прекрасная актерская импровизация, большая часть сценария основывалась на ней, в волонтерах было столько наполненности и искры – это удивительно. Мы изучали и использовали архивные аудиофайлы, те письма, которые слышали зрители, это письма абаканцев из проекта Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова «Письма с фронта», созданного к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.),. И названия улиц, фигурировавших в спектакле это улицы Абакана. Лично для меня это было важно.
Этот спектакль нельзя увидеть, но можно почувствовать, услышать всю гамму звуков. И по интонации героев представить, что происходит в данный момент, испытать всю палитру эмоций от радости и насмешки, неподдельного интереса и скуки до разочарования и тревоги. Невероятная игра двух актеров в арсенале у которых бесхитростный набор предметов и несколько ассистентов. «Голоса» переносит зрителя благодаря ощущениям то в 1941-45-е года то в 1972 год, зритель переживает эту историю вместе с ее героями. Спектакль позволяет понять, что не обязательно видеть, что происходит на сцене, достаточно силы воображения для наслаждения искусством. История с глубоким смыслом заставляет задуматься о том, что прошлое и будущее неразрывно связаны друг с другом невидимой нитью быстротечного времени.
Кристина Воронина