Верхний баннер в шапке

Звонок с подвохом

№ 37 (25000) от 3 апреля
18:2603 апреля 2025
— Срочно всем покинуть кабинеты! Угроза минирования здания. Услышав такой призыв посреди рабочего дня, прекращаешь все дела и стремишься побыстрее выйти из помещения. 

В это время офисы уже обходит росгвардеец с собакой, натасканной на обнаружение взрывчатки, а коллеги по редакционному цеху бегом покидают рабочие стены, чтобы отойти от здания на безопасное расстояние.
 

Реальная угроза

В газете «Хакасия» мы проживали эту ситуацию несколько раз. И если поначалу это были учения, то в другом случае наша редакция стала объектом целенаправленной и реальной террористической атаки. Осуществлялась она и по телефону, и с помощью сообщений на электронную почту. Позже нам сообщили, что отправитель взрывоопасного письма находился на Украине. Неудивительно. 
Мало кто знает, но за несколько дней до начала СВО массово поступали звонки с Украины во все силовые структуры и множество государственных организаций Донецка. Сидящие в городе ждуны внимательно отслеживали перемещения силовиков после поступления сообщений о минировании. Они засекали время приезда на точку групп оперативного реагирования. Вычисляли приоритеты в защите зданий и организаций, когда из-за массовости звонков всё обследовать и защитить невозможно. А когда выявляли слабое место, туда и следовал реальный удар. 
В общем, телефонный и интернет-терроризм — штука серьёзная. В том числе и потому, что отвлекаются на него весомые средства силовиков. Десятки людей в погонах вынуждены реагировать на каждое такое сообщение и по имеющемуся алгоритму полностью отработать информацию о минировании здания. На это время останавливается и работа самой организации, куда поступило сообщение о заложенной бомбе. Предприятие несёт вполне осязаемый экономический ущерб. Его же несут и силовые структуры. Ведь вместо работы по предотвращению реальных преступлений они бросают силы на отработку сигнала, который в итоге оказывается ложным. 
— Это только кажется, что террористический акт может произойти где-то в центре России или в крупных городах, которые расположены близко к нашему противнику. Но это не так, — рассказывает специалист центра информационной безопасности молодёжи Дмитрий Черных. Структура, в которой он работает, была специально создана в феврале 2024 года, чтобы вести в регионах разъяснительную работу среди людей, которые вольно или невольно могут стать пособниками террористов либо даже исполнителями теракта. В Хакасии она работает под патронажем министерства молодёжной политики. За прошлый год лекции центра информ­безопасности в республике посетили более пяти тысяч человек.


Миллионы за расстрел


По словам Дмитрия, школьники, которые прослушали его информацию по противодействию терроризму, неоднократно после сообщали, что им через социальные сети предлагали пять миллионов рублей за расстрел посетителей в одном из торговых центров.
— Поиск исполнителей террористами ведётся по всей России. И идёт он постоянно. Практически в круглосуточном режиме. Мало кто помнит, но до начала СВО мошенники звонили очень часто, а когда началась спец­операция, то звонки с территории Украины почти прекратились. Потому что кол-центры, которые обирали наших пенсионеров, находились на территориях, куда заходила наша армия. Поэтому два-три месяца была полнейшая тишина. В это время мошенники перевозили оборудование. А затем уже они переквалифицировались на вербовку людей для совершения тер­актов на территории России, — говорит Черных.
В западной терминологии для заведомо ложных сообщений о готовящемся террористическом акте, направленных на реагирование право­охра­нительных органов и структур, есть даже особое определение. Эти действия называются сваттингом. В Хакасии в прошлом году были зафиксированы три таких случая. Вербовщики с Украины добились успеха в мотивации на сваттинг двух молодых людей, которые поддались манипуляциям с их стороны. Наделало шуму и сообщение о минировании Саяно-Шушенской ГЭС весной прошлого года. Но там причины для сваттинга были иного рода. 
— Девушка из Саяногорска решила прославиться и привлечь в свои аккаунты новых подписчиков, сообщив, что некий мужчина предлагал ей 800 тысяч рублей за подрыв гидроэлектростанции. Она написала об этом в социальных сетях. Случилось это через две недели после трагедии в «Крокус Сити Холле». Сообщение разошлось очень широко. Правоохранительные органы сработали оперативно, — вспоминает Черных.
Ну а когда у неё изъяли телефоны и ноутбук, то оказалось, что в роли мужчины, предлагавшего подрыв станции, выступала она сама. Писала сама себе сообщения, которые затем выкладывала в Сеть. 


Сломанные судьбы


К чему могут привести такие «шалости»? К уголовном делу. Привлекаются к ответственности лица, достигшие возраста 14 лет. И в зависимости от степени тяжести последствий виновнику может быть назначен штраф в размере от двухсот тысяч до двух миллионов рублей. А в отдельных случаях предусмотрено и уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от трёх до десяти лет. В общем, всё серьёзно. 
Предотвратить подобные действия со стороны подростков может развитие у них критического мышления. Заниматься его формированием, конечно, должны родители. Ведь критический взгляд на мир формируется прежде всего в семьях. Поэтому даже одного разговора на тему угрозы, исходящей из социальных сетей и интернета, может быть достаточно, чтобы предотвратить общение с незнакомыми людьми, следствием которого может стать поломанная судьба подростка. 
Важно знать, что действуют вербовщики весьма изощрённо. Специально ищут в Сети лиц, находящихся в подавленном состоянии либо желающих прославиться. Обе группы находятся в зоне риска и повышенного внимания со стороны вербовщиков. Часто они, кстати, весьма хорошие психологи. 
— Подростка могут вовлекать и в игровой форме. Например, предложить сделать фото своего ноутбука, а затем перевести ему за это тысячу рублей. Потом перевести деньги за фотографию двора своего дома, а затем уже отправить фотографировать школу, её систему видеонаблюдения, — рассказывает Дмитрий Черных технологию поэтапного вовлечения молодых людей в противоправные действия.
Ну а дальше террористы уже могут раскрыть себя и убедить молодого человека, что он оказал им вполне конкретную помощь. А значит — что? А значит, уже виновен! И если откажется от дальнейшего сотрудничества, то сядет всерьёз и надолго.
После такого поворота событий и взрослый человек может потерять правовые берега, что же говорить о незрелом подростке? Но на самом деле это манипуляция. За описанные действия человеку не грозит ни уголовная, ни административная ответственность. В этот момент нужно обязательно обратиться в полицию. Рассказать о случившемся. Дальше ситуацией будут заниматься специалисты по противодействию экстремизму и терроризму. По словам Черных, эти люди даже сидят в отдельном здании. И с описанными ситуациями они сталкиваются чуть ли не ежедневно. 
Но лучшим способом противодействия сваттингу был, есть и будет доверительный разговор между родителем и ребёнком. Предупреждённый об опасностях сетевых разговоров с незнакомцами подросток вовремя прервёт любые попытки втянуть его в чужую игру с далеко идущими последствиями. 

Справочно
С февраля 2022 года Роскомнадзором заблокировано или удалено свыше 37 тысяч материалов, связанных с деятельностью украинских неонацистских организаций, а также содержащих призывы к антиобщественным проявлениям. Всего в интернете выявлено и удалено более 360 тысяч экстремистских материалов, заблокирован доступ к 70 тысячам страниц. 

  Виктор ЛЕБЕДЕВ



Подпись к фото:За год слушателями лекций по противодействию терроризму и мошенничеству стали более 5000 человек.
Источник фото:Виктор Лебедев, «Хакасия»
Комментарии: 0 шт
75
Оставить новый комментарий
0 / 300
Комментарий будет отображен после проверки порталом
Добавить комментарий