16:1606 марта 2025
(Окончание. Начало в № 22 от 27 февраля)
О судьях Хакасии — участниках Великой Отечественной войны, которые не только внесли большой вклад в становление и развитие судебной системы, но и имели высокие боевые награды, продолжаем повествование.
От взрывов солдаты глохли
Ещё один известный в Хакасии судья фронтовой закалки — Роман Чигрин. С 1950-го по 1979 год он был заместителем председателя Хакасского областного суда по гражданским делам. Профессиональная судьба Романа Лазаревича — пример порядочности, выдержанности, трудолюбия, служения закону и нравственным принципам — всему, во что он верил, ради чего жил.
Родился Роман в 1919 году в селе Большая Ничка Красноярского края. Большая крестьянская семья Чигриных жила бедно: отец батрачил, мать занималась домом и детьми (их было шестеро), трудилась на огороде и управлялась со скотиной.
В 1938 году, окончив среднюю школу в Минусинске, Роман успешно сдал вступительные экзамены и был принят в Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. Но проучившись два года, Роман забрал документы и поступил в Томское артиллерийское училище. А в январе сорок первого молодой курсант принял военную присягу.
Когда Родина позвала своих сыновей встать на её защиту, Романа Чигрина направили в 896-й артиллерийский полк 331-й стрелковой дивизии, которая дислоцировалась в Мичуринске. В годы Великой Отечественной Роман Лазаревич командовал взводом артиллерийского полка, был заместителем командира и командиром батареи, начальником штаба дивизиона, помощником начальника полка. Воевал под Москвой, освобождал Волоколамск, Смоленск, Беларусь, Польшу, Восточную Пруссию. Награждён боевыми орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени. Имел десять медалей, в том числе «За оборону Москвы», «За победу над Германией».
Война оставила не одну отметину на теле Чигрина. Первое ранение он получил на Белорусском фронте в 1944 году. Молодой организм, к счастью, справился, и, подлечившись в полевом госпитале, Роман вернулся на поля сражений. Вот что рассказал об этом автор книги «Старая гвардия» Александр Крутиков:
«896-й артиллерийский полк участвовал в осаде и во взятии Кёнигсберга. Как потом вспоминал Чигрин, это было светопреставление. От воя пикирующих самолётов, артиллерийских залпов, взрывов бомб и снарядов солдаты глохли. Поднятые тучи земли исключали видимость на вытянутую руку. С людскими потерями не считались. В январе сорок пятого укрепления «обвода» были прорваны. В этом прорыве участвовал и Чигрин».
В 1945-м в боях за город Лансберг в Восточной Пруссии во время налёта вражеской авиации сибиряк был ранен в бедро осколком снаряда, а после лечения в госпитале отправлен в запас. Судьба сохранила ему жизнь. Но шесть лет армейской службы в военное лихолетье, из них три с лишним года на фронте, в окопах — в дождь и снег, в морозы и жару, не прошли бесследно. Всю жизнь давали знать о себе ранения. И чем старше становился фронтовик, тем чаще заходился в кашле: подводили лёгкие, донимали болезни.
После возвращения с фронта Роман Чигрин работал в должности начальника офицерской группы курсов усовершенствования, начальником сержантской школы корпусного полка Приволжского военного округа. С 1946-го по 1950 год преподавал военное дело в одной из средних школ и в училище Минусинска.
Вместе с тем по рекомендации крайкома его зачислили в Иркутскую юридическую школу, где Чигрин встретился с такими же демобилизованными воинами. Это было поколение тех, кто на собственном опыте познал истинную цену человеческой жизни и смерти, доблести и бесчестия. Кто рисковал собой ради защиты Отечества и победы над фашизмом.
В 1950 году дипломированного юриста с красными корочками назначили членом Хакасского областного суда. С тех пор Чигрин посвятил свою жизнь служению правосудию. Роман Лазаревич провёл не одну сотню судебных процессов, включая разбирательства по делам особой сложности и довольно большого объёма (в то время судьи областного суда рассматривали и уголовные, и гражданские дела в кассационном и надзорном порядке без разделения специализации). Среди коллег он отличался справедливостью в оценках, был скромным и деликатным человеком, который высказывал своё мнение тихо, мягко, никогда не горячился. При этом не боялся выносить и самые жёсткие судебные решения, когда этого требовали обстоятельства дела.
Даже находясь на заслуженном отдыхе, Чигрин не смог сидеть дома без дела — привык всю жизнь работать с утра до вечера. Его знания и опыт не могли быть не востребованными. В декабре 1979 года Роман Лазаревич был назначен помощником заместителя председателя Хакасского облисполкома. В этой должности он проработал более 12 лет.
Ушёл из жизни судья-фронтовик, неутомимый труженик и истинный патриот своей Родины после очередного Дня Победы — 12 мая 2005 года. Проводить Романа Лазаревича в последний путь пришли не только родные, друзья и коллеги, но и все, кто его знал.
Вспомним всех поимённо
Председатель Верховного суда Хакасии Олег Иванович Нарожный сообщил следующее:
— Мы по крупицам собираем материалы об истории судебной системы республики и, конечно же, о наших ветеранах. За последние два года Верховным судом Хакасии совместно с региональным отделением Российского объединения судей издано два тома Книги Памяти. Первый содержит сведения о судьях-фронтовиках, которые защищали Родину от фашистов, а после войны работали с честью в судебной системе. Вот их имена: Сергей Иванович Семёнов, Александр Павлович Макаров, Аристарх Трофимович Янгулов, Роман Лазаревич Чигрин, Пётр Кириллович Каражаков, Александр Васильевич Фоминых, Ефим Ильич Райков, Ефим Павлович Мамышев, Андрей Иванович Обухов, Арсений Павлович Арыштаев, Михаил Яковлевич Ветошкин, Гурий Андрианович Иванов, Никита Васильевич Кучелаев. Также в первом томе Книги Памяти размещена информация о родственниках (отцах, дедах, прадедах) судей и сотрудников аппарата судов Хакасии, ковавших Великую Победу.
Во втором томе собраны сведения о тружениках тыла и их трудовой доблести, а также о судьбе детей войны, коих среди судей в отставке у нас немало. Кроме того, ежегодно в канун 9 Мая судьи, работники аппарата судов, их родные и близкие проводят митинг-концерт с минутой молчания и словами скорби о тех, кто отдал свои жизни за мир и счастье на Земле. В этом году мы не отступим от традиции и 80-летие Великой Победы, вне всяких сомнений, встретим достойно. Здесь как нельзя лучше подходят слова поэта Роберта Рождественского:
Вспомним всех поимённо,
горем вспомним своим...
Это нужно — не мёртвым.
Это надо — живым.
Тамара КИРИЧЕНКО
Подпись к фото:Вернувшись с фронта, Роман Чигрин посвятил свою жизнь служению законности и правосудию.
Источник фото:предоставлено пресс-службой Верховного суда Хакасии
Материалы по теме
Комментарии: 0 шт
112
Оставить новый комментарий