Верхний баннер в шапке

Действо, где артисты — краски

№ 134 (24949) от 28 ноября
15:2828 ноября 2024
19 ноября на сцене Абаканского дворца молодёжи выступил Государственный академический Омский русский народный хор с представлением «Откровения истории России» в рамках федеральной программы «Мы — Россия». 


Новый жанр?

Сочетание живописи, классической музыки, русского народного творчества, хореографии позволило увидеть в новом жанре искусства 12 картин Василия Сурикова: «Степан Ра­зин», «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Берёзове», «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф. Ромодановского», «Вечер в Петербурге», «Посещение царевной женского монастыря», «Переход Суворова через Альпы», «Старик-огородник», «Покорение Сибири Ермаком», «Сибирская красавица», «Взятие снежного городка». 
Каждая часть открывается песней, на экране появляется картина художника, звучит закадровый текст — письма Василия Сурикова, в которых он рассказывает, как создавалось полотно, затем на сцене происходит хореографическое действо. Костюмы артистов повторяют одежду героев живописного произведения.
На экране «Утро стрелецкой казни». Звучат слова Сурикова о том, что на полотне крови и смерти нет, даже виселицы едва угадываются на заднем плане. Он хотел передать торжественность последних минут жизни стрельцов. На сцене появляется девушка, она акапельно поёт «Сронила колечко». И вот сама ожившая картина — стрельцы в узнаваемых красных кафтанах, женщины в чёрных платках. Они прощаются. В движениях и лицах — скорбь, тоска, трагизм.

На переломе эпох

Автор идеи и режиссёр проекта, главный балетмейстер Государственного академического Омского русского народного хора Зуфар Талбеев объяснил, почему обратился к творчеству великого русского живописца из Сибири.
— Суриков — гениальный художник. Его картины отражают переломные моменты истории России. Допустим, «Боярыня Морозова» — это раскол в обществе. «Меншиков в Берёзове» — превратности судьбы: был самым богатым в России, а теперь ты никто и переживаешь за искалеченную жизнь своих детей. Хотелось такие моменты передать хореографией. Как при посещении галереи, выслушав объяснения гида, мы воспринимаем картину уже по-другому, так и здесь — благодаря переплетению нескольких жанров включаются чувства, эмоции: и безнадёжность, и ненависть — вся палитра. Я называю такую хореографию умной. А музыкальный материал — это произведения великих русских композиторов.
Звучат сочинения С.С. Прокофьева, А.К. Глазунова, Н.А. Римского-Корсакова, И.Ф. Стравинского, Н.П. Будашкина, А.П. Петрова, Г.В. Свиридова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. Нечасто народный коллектив работает с симфоническим оркестром. Правда, в Абакане звучала фонограмма, оркестр не приехал.

Рисунок танца

Как же живописное полотно превратилось в хореографическое действо?
— Ты рисуешь свою картину, краски — это артисты, — объясняет главный балетмейстер. — Они у нас очень талантливые и здесь показывают себя с лучших сторон. Это драматические события, и нужна хорошая актёрская игра. Ребята справились, я вижу, что они проникают глубоко в роли. Солист балетной группы Александр Серков играет Степана Разина, картина с ним открывает программу.
— Оживить образ — это кропотливый труд. Чтобы подготовиться, надо было прочитать много литературы: про Степана Разина, про то, как создавалась картина. Художник писал её десять лет. Чтобы выразить глубину героя, недостаточно только танцевальных элементов, должна быть внутренняя насыщенность, как у художника, который много лет кропотливо писал полотно. Чтобы душа танцевала, надо проделать большую работу, — считает Александр Серков.

Суриков близок Хакасии

Проект «Откровения истории России» не только развлекательный, духоподъёмный, он ещё и просветительский. Зритель, например, узнаёт, что толчком к написанию «Боярыни Морозовой» для художника стала чёрная ворона на снегу. «Меншикова» он встретил на улице города и долго уговаривал горожанина позировать. А «Взятие снежного городка» видел своими глазами в Красноярске. Те, кто не очень близко знаком с творчеством Василия Сурикова, возможно, после концерта пересмотрят его картины.
Премьера программы прошла в 2019 году, и вот она, наконец, доехала до Хакасии.
— Проект отличается от других наших тем, что он мультикультурный. Прогремел мощно, мы показывали его в Москве, — рассказала начальник Омского хора Елена Ермакова, кстати, наша землячка, она окончила Абаканское музыкальное училище. — Почему мы привезли программу в Хакасию? Василий Суриков — красноярский живописец, но близок он и жителям республики, бывал здесь не раз. Маршрут гастролей создавался давно, он логистически продуман. Большую поддержку в организации визита в Абакан оказал грант от Росконцерта. И ещё у нас сложились хорошие отношения с Хакасской филармонией.

Фольклор и мультимедиа

Экспериментальность проекта — для кого-то плюс, для кого-то минус. Возможно, любители этники шли на академический русский народный хор, рассчитывая увидеть и услышать знакомый и любимый репертуар, а им предложили эксперимент. В представлении значительную роль играют современные технологии. Как они сочетаются с традиционным народным творчеством?
— Омский хор работает с мультимедийным экраном давно, — рассказывает Сергей Панин, режиссёр мультимедиа. — Когда экран выступает фоном, всегда есть риск перетянуть всё внимание на него. Если говорить про этот проект, странно показывать картину на экране и её же — в движении на сцене. Поэтому когда Василий Суриков рассказывает о полотне, мы его представляем, выделяем элементы. Но когда вступает хореография, на экране — нейтральный фон из этого произведения, часто элемент холста. Например, в картине «Меншиков в Берёзове» это часть избы — окошко, образа. Царевна в монастыре — монастырский фон. Потому что образы Сурикова мы пытаемся передать именно на сцене. Любой номер с помощью мультимедийного оформления можно улучшить или загубить. Мы стараемся балансировать.
И всё же не замутняют ли элементы современного шоу чистый родник традиционного народного творчества?
— Хоровая группа под чтение текстов Сурикова исполняет фольклорные произведения. Русский народный музыкальный материал мы используем всегда, даже в таком экспериментальном проекте, — говорит Елена Ермакова.
В концерте звучали старые русские песни, романсы, обработки народной инструментальной музыки: «Вдоль по улице метелица метёт», «В лунном сиянии», «Сронила колечко», «На улице дождик», духовный стих «К водам Иорданским», «Светит месяц», «Камаринская» в исполнении солистов Омского хора. Зрители и артисты остались друг другом довольны.
— Публика в Хакасии потрясающая! — восклицает Александр Серков, который выступает в Хакасии уже не первый раз.
— Солнечная республика встретила нас и солнечной погодой, ощущением весны. В зале много родных и знакомых для меня лиц. Жителям Хакасии желаю больше таких ясных дней. Мы всегда рады приезжать в Абакан, — искренне говорит Елена Ермакова.

Людмила РАДИКЕВИЧ


Подпись к фото:«Переход Суворова через Альпы».
Источник фото:Равиль Дзязько, «Хакасия»
Комментарии: 0 шт
15
Оставить новый комментарий
0 / 300
Комментарий будет отображен после проверки порталом
Добавить комментарий