Люди-невидимки, или в каких опасных условиях проживают жители республиканской столицы
https://tvrts.ru/index.php/rts-novosti/obshchestvo/item/25362-potolok-rushitsya-na-golovu-zimoj-doma-morozilnik-zhiteli-abakana-ustali-zhit-v-nechelovecheskikh-usloviyakh">«Опасный потолок в доме-морозильнике» - сюжет с таким кричащим названием вышел в эфире телерадиокомпании РТС, в редакцию которого обратились отчаявшиеся жители Нижней Согры.
Уже не один год люди добиваются от абаканских чиновников переселения из ветхих домов, жить в которых становится уже просто невозможно.
Три дома на улице Буденного – номер 68, 70 и 72, построили еще в далеких 60-х как временное жилье для работников речпорта. Однако деревянные двухэтажки стоят и по сей день. В них проживает больше полутора сотен человек. Это преимущественно многодетные семьи и люди преклонных лет, у которых просто нет финансовой возможности поменять жилье. И сил и возможностей отстаивать свои права у них тоже нет, видимо, поэтому отчаявшихся обитателей бараков на окраине столицы Хакасии городская администрация как будто бы не замечает.
Штукатурка обваливается на голову, а в зимнее время квартиры превращаются в морозильник. Назвать это человеческими условиями нельзя ни по каким стандартам, и жители недоумевают: почему они превратились для абаканских чиновников в людей-невидимок? В том же Усть-Абакане, хоть это и поселок, дома расселяется по плану, на домах висят предупреждающие об этом таблички. А они вроде как и в городе живут, а сдвигов никаких.
- Мне вообще почему-то кажется, что во времена Булакина все равно что-то как-то двигалось, а сейчас это вообще застойное болото, - негодует жительница дома №72 по ул. Буденного Валентина Соколова.
Заложницей обстоятельств стала и пенсионерка Инна Леонтьевна Южанина. Двадцать лет назад она лишилась ног, а недавно перенесла инсульт. Выйти на улицу без помощи сына или соседей она уже не в состоянии. А родные стены аварийного дома не то что не помогают – удручают. Положение усугубляется еще и тем, что подвести хотя бы холодную воду в свою квартиру Инне Леонтьевне не по карману.
- Покамест у меня были ноги, я все делала сама, но теперь не очень-то желают за мной ухаживать. Воды надо принести, ведра вынести еще, куда-то далеко таскать... В моем состоянии это очень тяжело… - печалится женщина.
Не только тяжело – небезопасно! На людей в буквальном смысле норовит упасть потолок!
- Буквально, вот, позавчера лежала, отдыхала на диване, и прямо на меня обвалился потолок, пришлось все обдирать, - делится нерадостными впечатлениями жительница дома №72 по ул. Буденного Наталья Агафонова.
Отсутствие центрального отопления и водоснабжения, удобства на улице. Увы, это не декорации к фильму о лихих 90-х, а суровая реальность, в которой абаканцам приходится растить своих детей.
- Конечно, холодно. Естественно, полы там уже... Мы как бы и ковры стелем, чтобы детям теплее было. Мы, когда обои клеили, думали, там вообще стена уже провалится. Тяжело жить. Я хотела бы, конечно, благоустроенную, - рассказывает жительница дома №70 по ул. Буденного Зинаида Бодунова.
Все проблемы людям приходится решать за свой счет – сами латают протекающую крышу, запенивают щели, меняют окна в подъездах. Никакой текущий, а уж тем более капитальный ремонт в аварийных домах производить никто не будет.
Жильцы всеми силами стараются наладить свой быт даже в таких непростых условиях. В квартирах чисто и аккуратно, в подъездах можно встретить яркие рисунки на стенах. Однако никакая косметика не способна скрыть общую проблему ветхости и изношенности зданий 60-го года постройки.
Весь парадокс этой истории заключается в том, что Абакан имел шанс получить федеральные деньги на переселение людей из ветхого фонда. Для этого муниципалитет должен был приватизировать весь коммунальный фонд, а затем признать многочисленные бараки аварийными. Но в республиканской столице сложилась другая практика: старые дома ликвидируются застройщиками по договору комплексного развития территорий. Однако инвесторов едва ли заинтересует земля под тремя домами на окраине. Поэтому вопрос о переселении так и остается висеть в воздухе.