Озёра, горы и мечты

№ 185 (24042) от 27 сентября
Чемальская ГЭС уже не работает. Здесь устроили парк с аттракционами и водными развлечениями. Стоят палатки с медовухой, лечебными травами, продают сувениры и мёд. Чемальская ГЭС уже не работает. Здесь устроили парк с аттракционами и водными развлечениями. Стоят палатки с медовухой, лечебными травами, продают сувениры и мёд.
Фото из архива Надежды Спириной

Наш краеведческий клуб «Домашний очаг» при библиотеке «Росток» в Абакане существует около 20 лет. Мы изучаем культуру Хакасии и активно путешествуем по ней. Побывали мы в Туве, Монголии, а недавно удалось съездить в Горный Алтай.

Набралось 15 человек — в группе были люди разного возраста и профессий, но всех объединило желание попутешествовать по Алтаю.
Когда мы вышли на перрон железнодорожного вокзала Барнаула, нас встретили водители: Айастан Ойнашев и Айдар Тымтев. Доброжелательные, общительные парни стали ещё и нашими гидами.
Путешествие начали на микроавтобусах. Дорога в Горный Алтай проходила через Бийск и реку Бия. Все восхищались окрестностями, особенно красотой подсолнуховых полей. Из окна же видели Сростки, родину прославленного актёра и писателя Василия Шукшина, которому в этом году исполнилось бы 90 лет, единственный город Республики Алтай — Горно-Алтайск. Айастан рассказал и показал его достопримечательности.
На следующий день мы отправились на остров Патмос, место уникальной красоты и особой атмосферы. Там мы хотели посетить храм Иоанна Богослова, к которому ведёт старый подвесной мост над бурлящей рекой. Проход по мосту — это риск, наслаждение, пересиливание своего страха.
За самыми большими животными Европы, зубрами, мы наблюдали в питомнике, он находится недалеко от села Камлак. Сотрудница рассказала нам об этих удивительных животных. В зубрятнике, за проволочным забором, обитают 48 особей, и ежегодно появляется новое потомство. Зубры — спокойные животные, и поэтому девочки без опаски кормили их хлебом, делали на их фоне фотографии.
Утром следующего дня Айастан сообщил, что мы едем в национальный парк «Чуй-Оозы». Это одна из главных достопримечательностей Чуйского тракта. Идеальное место для наблюдения слияния рек Чуи и Катуни. На горе установлена смотровая площадка и беседка. Находясь на вершине, чувствуешь прилив энергии и природной силы.
Следующая остановка — на горе Ак-Бом. Айастан показал нам каменную дорогу, которую строили заключённые, в основном женщины. Многие здесь же погибали, и их хоронили под камнями. Поэтому её называют дорогой на костях.
Здесь мы посмотрели памятник песне, точнее, герою песни про Чуйский тракт — благодарность всем водителям осваивавшим дорогу. Два автомобиля, «АМО» и «Форд», рассказывают историю любви шофёров Кольки Снегирёва и Раи.
Когда мы сели в «Газель», Айастан включил эту песню с трагическим концом.
Остановились мы на турбазе, откуда я пешком отправились на гейзерное озеро. Путь проходил через болото по деревянному настилу. Мы оказались в волшебном лесу, где обитают фигуры героев сказок — Алёнушка, Баба-яга, пятиголовый дракон. Гейзерное озеро не очень большое. Оно отливает лазурью, а пузырьки, поднимающиеся на поверхность, создают впечатление дышащего озера. Здесь бьёт гейзер из самого центра водоёма.
Ещё одна достопримечательность Алтая — «марсианское» поле. И действительно, мы как будто оказались на другой планете. Горы огромной высоты, жёлтого, красного, коричневого цветов — самый настоящий Марс.
Удалось побывать нашей группе на Телецком озере, одном из самых чистых и глубоких водоёмов России. Озеро окружено красивыми горными хребтами. Рядом много туристических баз, на одной из них расположилась наша группа. Домики стоят в кедровнике, и шишки падали прямо нам под ноги.
Мы не только постояли на берегу (а некоторые даже рискнули искупаться), но и прокатились по озеру на катерах. Айастан познакомил нас с Егором — нашим капитаном и гидом.
По ходу нашего путешествия Егор рассказывал интересные легенды.
Мы останавливались на водопаде в устье реки Эстюба.
Следующий причал — на водопаде Корбу, что означает «корявый кустарник». Это один из крупнейших водопадов озера Телецкое. Он находится среди отвесных скал, покрытых таинственным лесом. Здесь, как и везде, много туристов, мы передохнули, попили чай с вкусными пирогами. За водопадом Киште — в переводе «соболий» — наблюдали с катера.
Возвращаясь на базу, капитан рассказывал нам про поселок Яйлю и его плодовые сады, которые разводил
Д.С. Рачкин, про кордон Чири, который основал дед Смирнов.
Так Егор познакомил нас с частичкой природного биосферного заповедника, который мы будем вспоминать не однажды.
И вот мы возвращаемся в Горно-Алтайск. Здесь посетили Эл-Музей — Национальный музей имени А.В. Анохина. Экспонатов там около
50 000 — это палеонтологические, минералогические и археологические коллекции. В музее собраны находки с Улалинской стоянки, а также с плато Укок. Представлена большая коллекция работ знаменитого алтайского художника Григория Чорос-Гуркина.
Самый ценный экспонат — Укокская принцесса. Это отлично сохранившаяся мумия девушки, найденная при археологических раскопках на плато Укок.
После этого Айастан предложил нам поехать попробовать самое вкусное во всей России мороженое. Оно готовится на советском ещё оборудовании, по старинному рецепту. И действительно — вкус из нашего детства!
Вечером мы устроили прощальный ужин, где делились впечатлениями о путешествии по Горному Алтаю.
— Алтайская земля — это поистине золотая планета, райский уголок, где легко дышать, где набираешься сил, радуешься окружающему, — отметила Лариса Топоева.
С ней согласна и другая участница поездки, Галина Чаптыкова:
— От всего увиденного, услышанного слов нет — одни эмоции: радость, восторг, одухотворение. Край гор до небес, девственной красоты, хочется прыгать, кричать, скакать, как ребёнок. На душе светло, радостно — я прикоснулась к этому чуду.
Рано утром за нами приехали наши парни. Как говорится: в гостях хорошо, а дома лучше.
Перед отправлением поблагодарили наших водителей за прекрасно проведённое время, вручили им подарки на память — альбомы о Хакасии. Работнице гостиницы, где провели последние дни, подарили женское хакасское украшение — пого.
Вот и закончилось наше путешествие по Горному Алтаю. Мы познакомились лишь с небольшой частичкой его. Невозможно за один раз познать всю уникальность, неординарность и самобытность Алтая. Счастливые, полные оптимизма, заряжённые положительной энергией, мы уезжали из Алтая, надеясь когда-нибудь вернуться.