Верхний баннер в шапке

На «Запорожце» с ветерком!

Репортаж из минусинского музея "Автомототехника СССР"
13:3916 января 2025
«Чайка», «Волги», «Победы», «Москвичи», «Жигули», «Запорожцы», грузовики — 85 единиц автомобилей и мототехники, выпущенных в советское время, можно заводить и начинать движение — такая коллекция в Енисейской Сибири единственная. Находится она в минусинском музее «Автомототехника СССР».

Расстаться было невозможно

Поставленный на постамент «Москвич-400» — ориентир на вход. Машина тоже раритетная — первый советский автомобиль, продававшийся для индивидуального пользования. Выпускался недолго — с 1946 по 1954 год.

— «Москвич-400» — мой первый автомобиль. Купил с рук, подержанный, но радости не было предела, — рассказывает основатель музея Владимир Григорьевич Межов. — Когда приобретают новую машину, обычно старую продают, а мы с ними расстаться не можем. Они заняли место в нашем музее.

Владимир Григорьевич — всезнающий экскурсовод. Представляется:

— Живу по кодексу русского офицера: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому». Ошибаться можно, врать нельзя.
А начинался музей с коллекционирования моделей — копий автомобилей масштабом 1:43. В семье Межовых росли двое сыновей, и пройти мимо ярких машинок они не могли. Да и папе тоже было интересно их рассматривать, особенно те модели, у которых и двери, и капот открываются. Любовь к технике от отца передалась сыновьям. С возрастом интерес не только не угас, а вырос до мечты создать музей.

В начале 2000-х, когда на улицах городов и сёл всё чаще стали появляться иностранные машины, решили собрать автомобили, мотоциклы, мотороллеры, выпускавшиеся в СССР с 1930 по 1980 год. Размах большой, ведь автомототехники за этот период только основных моделей было выпущено более 300 вариантов.

— В выходные садились в грузовичок, ездили по деревням и сёлам. Узнавали, кто готов продать нам старые автомобили, — говорит Владимир Григорьевич. — Желающие находились. И в пунктах сбора металлолома нас знают, звонят, если приво­зят старый автомобиль. Приезжаем, покупаем. Реставрируем, ставим на ход. Сейчас проблем с запчастями почти нет — интернет в помощь. Дело в деньгах — со временем оригинальные запчасти, а мы работаем только с ними, растут в цене.

В просторных залах в ряд стоят мотовелосипеды, мотороллеры и мотоциклы. И вот пришедшие в музей почтенные мужчины теряют серьёзность и начинают вспоминать, как лихо водили мотоциклы, как сбылась их мечта, когда в первый раз прокатили в кабине «вот такого же автомобиля» и первый раз самостоятельно повели машину «один в один, как эта». Этих вдруг помолодевших автолюбителей не переслушать. Начинается разговор про двигатели, цилиндры, поршни… Сегодняшние девушки, освоившие иномарки с педалями «газ» и «тормоз», понять не могут, о какой коробке передач толкуют мужчины, которые зависают возле каждого авто, выставленных в шеренгу моторов и других запчастей.

Что ни машина, то история

О каждой «ласточке» на четырёх колёсах Межов готов рассказывать часами. Стремительную «Чайку» ГАЗ-14, которая «работала» в Совете министров РСФСР, пригнали из Москвы.

А первый «Запорожец» (ЗАЗ-965), на мой взгляд, маленький и несуразный, как рассказывает Владимир Григорьевич, купили с рук за пять тысяч рублей. Прозвище у машины «горбатый» из-за формы кузова, кстати, как у итальянского «Фиат-600».

— На эти модели «Запорожца» ставили двигатель мощностью не более 27 «лошадей», он располагался позади пассажирского салона, а багажник — впереди, — продолжает экскурсию Владимир Межов.

Тут же вспомнила опытного водителя, который за всё время вождения единственный раз нарушил правила дорожного движения — превысил скорость. Мужчина ростом под два метра был обладателем более современного «Запорожца» — ЗАЗ-968М, но явно для него маленького по габаритам. Но этой машине радовалась вся семья — дача была далековато, и «Запорожец», этот маленький труженик, выручал.

Останавливаемся возле знаменитой «Победы» ГАЗ-М-20. Её выпускали после войны, в 1946 — 1958 годах.

Своё место в музее занял и основной отечественный довоенный автомобиль ГАЗ-М-1 (эмка). Его выход с завода начался в 1936 году. За семь лет вышло почти 63 тысячи легковушек. Возможно, их собирали бы и дальше, но в цех Горьковского автозавода в 1943 году попали несколько немецких бомб. Линию не восстановили.

Колёса Победы

Уже несколько лет на центральной площади Абакана на параде в День Победы проезжает техника — военная и машины военного времени из музея «Автомототехника СССР». Возглавляет процессию мотоцикл М-72. Он предназначался исключительно для военного использования и даже после не продавался в частные руки. Только в середине 1950-х годов этот запрет был снят. Владимир Григорьевич Межов лихо сел на мотоцикл — к параду готов!

Автомобиль-солдат, автомобиль-труженик — таков краткий словесный портрет лёгкого вездехода ГАЗ-67 — это полноприводной легковой автомобиль военного времени повышенной проходимости, который ещё называли «Иван-Виллис», считается, что он первый в СССР массовый джип. Выпускался на Горьковском автозаводе с 1943 по 1953 год.

— Предназначался для среднего комсостава, разведки, связи, а ещё как тягач лёгких пушек, — знакомит с историей наш экскурсовод. — После вой­ны его использовали силовые ведомства, геологоразведка, лесники. Ещё его можно было видеть на дорогах в колхозах и совхозах.
Особое отношение к легендарной грузовой полуторке ГАЗ-ММ — «рабочей лошадке» и фронта, и тыла. На этих машинах доставляли на передовую снаряды, буксировали орудия, вывозили раненых. По Дороге жизни на них привозили хлеб в блокадный Ленинград и эвакуировали из него людей.
А к грузовичку УралЗИС-355 применимо определение «древний, как мамонт». Как объяснил Владимир Межов, эта машина является последней модернизацией грузовика ЗИС-5 — знаменитой «трёхтонки». В годы войны его производство было перенесено на завод УралЗИС в Челябинскую область, в город Миасс.

— УралЗИС-355 с квадратной деревянной кабиной грузоподъёмностью три тонны. Максимальная скорость — 70 километров в час. Расход топлива — 27 — 34 литра на 100 километров, — перечисляет технические характеристики Владимир Григорьевич. — Чаще всего их можно было видеть на дорогах Урала и Сибири. Сегодня это, можно сказать, «последний из могикан».

— Техника на ходу — заправляй и поезжай. Надеюсь, и нынче эти модели откроют парад Победы в столице Хакасии. Приглашаю главу республики Валентина Олеговича Коновалова и председателя Верховного Совета Сергея Михайловича Сокола в наш музей, как и всех желающих. Многие модели будут открытием для посетителей.

Представительский класс

Всё-таки есть особенная прелесть в старых автомобилях. В мастерской шестой год стоит на реставрации шестиместный седан представительского класса — ГАЗ-12 ЗИМ. Им занимаются, когда у мужчин семьи Межовых есть время.

Такую машину нигде не видела. Капот можно открывать хоть с левой, хоть с правой стороны. В салоне три ряда сидений.

— Автомобиль серийно производился на Горьковском автомобильном заводе (завод имени Молотова) с 1950 по 1959 год, — говорит Владимир Григорьевич. — У этого ЗИМа шестицилиндровый двигатель объёмом 3,5 литра, трёхступенчатая коробка передач с гидромуфтой. Скорость развивает до 120 километров в час. Машина дорогая, новая стоила 40 тысяч рублей, как две «Победы» или четыре «Москвича» — деньги огромные. Это сколько нужно было копить на такое авто учителю с зарплатой 900 рублей?

Даже в сегодняшнем состоянии — полусобранная, без покраски и внутренней отделки — машина выглядит солидно. Сейчас в музее Межовых — более 80 экспонатов отечественного автомотопрома.

С прошлого года реализовано ещё одно направление деятельности: Владимир Межов рассказывает посетителям об истории строительства и эксплуатации Усинского тракта — важной дороги и для Красноярского края, и для Тувы, и для Хакасии.
Комментарии: 0 шт
963
Оставить новый комментарий
0 / 300
Комментарий будет отображен после проверки порталом
Добавить комментарий