Дорога судьбы

12 декабря 2016 г. в 18:12

Фото из семейного архива А.И. Рвачевой

Категория: Общество

В нынешнем году исполнилось 45 лет со дня окончания строительства автодороги Абаза — Ак-Довурак. Сегодня мы публикуем воспоминания Анны Ивановны РВАЧЕВОЙ, ветерана труда, участницы строительства этой дороги.

— В 1958 году я получила права шофера 3-го класса, а после окончания техникума (в июле 1960-го) была принята шофёром в автоколонну № 2 Управления строительства № 5 Главдорстроя СССР на строительство дороги Одесса — Умань. Вскоре меня перевели на должность кладовщика, а через два месяца — техником по учёту. Это были мои первые рабочие шаги, когда нужно было научиться грамотно применять полученные знания, а главное, научиться тому, что в техникуме не преподавали — трудовому законодательству, умению вести себя в коллективе.
Для молодёжи тогда было и кино, и танцы, поездки по выходным на Чёрное море. Но всё когда-нибудь заканчивается, для нас — в конце 1960 года со сдачей в эксплуатацию автодороги. Появились сведения о передислокации автоколонны в Сибирь — на строительство трассы Хакасия — Тува. И 15 января 1961 года с железнодорожной станции Одесса на станцию Абаза отправился первый состав с автомобилями, самосвалами, ехали и 25 водителей, пожелавших трудиться на новом месте. После были отправлены ещё два эшелона с оборудованием и семьями автодорожников.
Я же приехала в Абазу только 3 марта — после того, как имущество автоколонны № 2 было определено: отправлено, передано, списано. В Абазе автоколонну переименовали в автобазу № 31, и находилась она на территории нынешней школы № 50. А после сдачи в эксплуатацию моста через реку Абакан перевезена на Большой Луг.
Прибывшие с юга водители привыкали тяжело, здесь всё было по-другому: суровый климат, когда зимой морозы до минус 40 и ниже, горно-таёжная местность, нехватка жилья — оно только строилось, низкая заработная плата. Большинство не выдерживало этих трудностей: почти все, прибывшие с организацией, уволились.
Но люди ехали на строительство дороги из других мест страны. После службы в армии в Абазу приехали и сейчас проживают А. Кондратьев, Н. Земледельцев, Г. Круш. Пришли в наш коллектив и работали до конца стройки местные водители Ю. Павлов, С. Мусихин, В. Маркевич, Н. Зяблицкий, супруги Атучины и многие-многие другие прекрасные люди и специалисты. И, конечно, в памяти и сердце безвременно ушедшие из жизни Н. Соловьёв, М. Сутулов, В. Мозолев, М. Иванов, работавшие в руководстве автобазы.
Строили эту автодорогу десять лет, в 1971 году она была сдана в эксплуатацию. И уже 45 лет, повторю, это единственный путь, соединяющий Абазу и Ак-Довурак. Эта дорога имела важное экономическое, стратегическое и социальное значение. 20 лет по ней двигались автомобили, гружённые асбестом Ак-Довуракского месторождения, к железнодорожной станции Абаза.
За 30 лет работы в системе автотранспорта я по-настоящему «пропиталась» её духом, проблемами и уважением к работникам. К тому же и муж мой — Александр Степанович Рвачев — 36 лет отработал в автотранспортном цехе Абаканского рудоуправления. Поэтому хочу от всей души пожелать всем ветеранам-водителям Абазинского лесокомбината, автобазы № 31, автоцеха Абаканского рудника, а также работающим водителям, механикам, ремонтникам, обслуживающему персоналу — здоровья, долгих и счастливых лет жизни, крепкого семейного тыла, радости и безопасных дорог!

Оставить комментарий

Тема дня

23 февраля — День защитника Отечества

Правительство и Верховный Совет Республики Хакасия горячо поздравляют всех ветеранов Великой Отечественной войны и Вооружённых сил, военнослужащих Российской армии и будущих воинов с праздником — Днём защитника Отечества.