Интервью через 53 года

8 ноября 2016 г. в 19:09

Коллаж Ларисы Бакановой

Категория: В Хакасии

В Хакасии нашёлся человек, который лично наблюдал выступление Вольфа Мессинга.

Вот скажите: «Как можно связать воедино театр имени Вахтангова, Вольфа Мессинга и... мою маму? Где, в какой точке пространства они могли пересечься одновременно?» Даже гипотетически — нигде. Даже фантастически — невозможно. А в жизни — пожалуйста!

* * *
Именно в октябре 2016 года в Хакасии прошли гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Именно в октябре 2016 года я случайно взялся смотреть фильм «Вольф Мессинг — видевший сквозь время» (снят в 2009-м). Именно в октябре 2016 года я увидел на абаканской сцене исполнителя роли Мессинга, актёра Евгения Князева в спектакле «Посвящение Еве», где он работал в паре с Василием Лановым. И лишь в октябре 2016 года, сопоставив фильм, артиста и легендарного Мессинга, я вспомнил, как мама в детстве что-то рассказывала о нём. Неужели видела?..
Кино произвело на меня сильное впечатление. Зацепило всё: и работа Евгения Князева, и рассказанная история, и, главное, сам Вольф Мессинг. Конечно, где-то краем глаза, уха, сознания мне было знакомо это имя, но рядом с ним всегда стояло клеймо — гипнотизёр. Это и удерживало меня от дальнейшего любопытства, поскольку гипнотизёров на мой школьный век хватило.
Не знаю почему, но люди, именующие себя гипнотизёрами, приезжали в Аскиз с надоедливой регулярностью и часто «давали концерт» именно в школе (нет, чтоб в ДК или кинотеатре). И когда учеников сгоняли в актовый зал, начиналось: «Спать — не спать», «Стоять — не стоять», «Сидеть — не сидеть». Скучно. Программа у артистов была одна и та же, обязательно включающая в себя забревневшие тела добровольцев. Их усыпляли, роняли, клали между двух стульев, и затем желающие на них тут же громоздились (бывало, что и ногами). Лично мне это всегда виделось неубедительным и притворным.
К тому же с детской публикой гипнотизёры справлялись плохо, в зале стоял шум и смех, что смазывало атмосферу и таинственность данного искусства. Когда же сам выходил на сцену, то ничего сверхъестественного не ощущал, и меня выгоняли обратно. Так что не впечатлило, надоело и отвратило. Хотя некоторые взахлёб рассказывали о чудесах, которые с ними происходили. Враньё!

* * *
Так я решил и был верен своей позиции до октября 2016 года. Потом случились Евгений Князев, фильм про Вольфа Мессинга и детские воспоминания.
Благодаря последним в Аскизе я учинил интервью с пристрастием собственной маме — Анастасии Николаевне Абумовой и... не ошибся. Действительно в 1963 году Вольф Мессинг пришёл к студентам Красноярского медицинского института, где она и училась. Выступление состоялось в лекционной аудитории в здании на улице Партизана Железняка, крышу которого ещё с тех пор венчает чаша со змеёй (символ медицины).
Студентам-медикам в Красноярске тогда вообще жилось интересно. За ними был закреплён участок дороги около аэропорта «Северный» (тогда действующего). И если в город собиралась очередная знаменитость или партийная шишка, студентов гнали с занятий, вооружали флагами, транспарантами с нужными буквами, расставляли у дороги и приказывали радоваться.
А молодёжи-то что? Всяко лучше, чем париться на лекциях. К тому же в результате мама с близкого расстояния видела приезд Юрия Гагарина с его неповторимой улыбкой, Фиделя Кастро с его бородой, лидера компартии ГДР Эриха Хонеккера, Леонида Брежнева и Никиты Хрущёва.
Гагарин вышел из самолёта по красной дорожке, ехал в открытой машине и улыбался. Фидель Кастро немного прошёлся ногами, и к нему сквозь милицейские кордоны прорвалась цыганка и даже успела хлопнуть по спине. Брежнев, как водится, целовался, а Хрущёва толком вообще никто не видел, ибо он промчался мимо на скорости в закрытой машине.
Сам Красноярский мед тоже не был «обделён» знаменитостями. Например, актёр Георгий Юматов рассказывал студентам, что для фильма «Педагогическая поэма» ему с помощью химии навели кудри. Из-за них артисту не было прохода ни на улице, ни в общественном транспорте. Его обзывали стилягой, буржуем, показывали пальцем, ругались. Впрочем, мы отвлеклись...

* * *
Вольф Мессинг. Мир окончательно так и не решил, кем он был — чудом природы или талантливым фальсификатором.
Я, как обычный скептик, тоже склонялся к мнению, что показанное в фильме есть дань кинематографическому пре­увеличению. Да, о ста тысячах, которые Мессинг взял в сберкассе по чистому листу бумаги, я слышал, про то, как он вышел из логова Берии — тоже. Но чтение мыслей, выполнение не сказанных вслух заданий, предсказания будущего... В такое не верилось, и потому я обратился к реальному очевидцу его выступления.
Конечно, за давностью лет многие подробности стёрлись, однако не все.
— Народу, — говорит мама, — пришло много. Зал большой (кстати, похожий со студентами-медиками был показан в фильме), свободных мест нет, а на кафедре Вольф Мессинг. Конечно, мы о нём слышали, но пока не увидишь сам, никаким рассказам не веришь. Так что, едва заметив афишу о его выступлении, сразу же решила пойти и убедиться.
— Билет на его выступление был дорогой?
— Никаких билетов. Вход свободный и бесплатный. Возможно, ему как-то оплачивали гастроли, но явно не из кармана студентов.
— А как он выглядел? Как был одет? Артист Князев похож на него?
Я от нетерпения выпрыгнул из кресла и заходил по комнате.
— На нём был медицинский белый халат, и представляли его наши же профессора. Артист? Скорее похож. Я, правда, кино смотрела урывками, но в целом да, похож...
— И он действительно творил чудеса? Именно так, как показывали в фильме? Хотя нет, сначала расскажи, как он с вами общался? Много рассказывал?
— Общался легко, рассказывал много. Я, к сожалению, не всё помню, зато случай в поезде, когда он ехал зайцем, хорошо отложился (в кино я этот эпизод видела).
По его словам, он ещё не верил в обладание какими-то способностями и прятался от кондуктора. Когда его нашли, спросили билет. Тогда он взял случайно попавшую в руки бумажку и дал её контролёру. Тот взял, принял её за билет, прокомпостировал и спросил, мол, зачем прячешься, свободные места есть...
— А ещё? Ещё что?
— Я не помню. Кажется, был рассказ про то, как он сбежал из гестапо и ещё что-то. Хотя не это было главное. Нас поразило, как он работал в зале...
— Мессинг угадывал желания?
— Он всё угадывал. Имена, желания, семейное положение, мысленные приказы. И делал это уверенно и легко. Единственно просил — не отвлекаться. Если человек мысленно давал ему задание, он должен был о нём постоянно думать. Поэтому Мессинг иногда говорил: «Вы сейчас отвлеклись. Вернитесь к нашему заданию. Думайте о нём».
— Сложные задания?
— Для него нет. Студенты, видимо, подготовились к встрече и обменялись вещами. Одна девушка мысленно просила найти её часы, которые она отдала однокурснику, сидевшему совсем в другом ряду. Мессинг прошёл к нужному месту, залез в нужный карман, вытащил часы и отдал девушке.
Он находил всё, уверенно двигаясь по залу. При желании называл не только имена, но и курс, и факультет. Угадывал, что изображено на фотографии, много ещё что делал и ни разу не ошибся...
— Значит, то, что показали в фильме, правда?
— Да. Хотя ничего не скажу о предсказаниях, таких вопросов не задавали, математических задач тоже не было. Но знаешь, чем он окончательно добил зал?
— Нет, конечно! Откуда!
— Нашёлся студент, который дал ему необычное задание.
Со стороны это выглядело непонятно. Мессинг долго смотрел ему в глаза, потом двинулся в зал, нашёл место, где сидел парень тоже в медицинском халате, молча достал из кармана халата ключ и... вышел.
— Куда вышел?
— Из аудитории. Совсем. И долго не появлялся. Мы уже заволновались, думали, «концерт» окончен. Но Мессинг вернулся... с белым кроликом на руках и отдал его парню, давшему задание.
А студент объяснил, что мысленно указал Мессингу подойти к такому-то человеку, в таком-то ряду, взять у него из кармана ключ от лаборатории, где содержатся подопытные животные, подняться на третий этаж, открыть такую-то дверь и взять из клетки белого кролика (а там были и другие). Затем вернуться и отдать кролика ему. И всё это мысленно, то есть не произнеся ни слова.
Мы аплодировали стоя, так как увидели невероятное и необъяснимое.
Наверное, ещё можно угадать или догадаться по лицу человека, выдающего задание, где у кого лежат часы, цепочки, фотографии. Но как он мог знать, где ключ, где кролик (именно белый), где та лаборатория?! Нет, после увиденного можно было поверить во что угодно, вплоть до чуда!
И хотя воспитаны мы были совсем в ином духе, к тому же будущие врачи, а значит, люди сугубо материальные, после «концерта» Вольфа Мессинга для многих мир перевернулся...

* * *
А вы говорите, как можно сплести воедино: театр имени Вахтангова, Вольфа Мессинга и... маму?! Как видите — можно! Пусть замысловато, пусть нарушив законы пространства и времени, пусть взяв интервью через 53(!) года после события, но можно.

Юрий АБУМОВ

Оставить комментарий

Тема дня

Напрямую с главой без барьеров и промедлений

21 июля глава Хакасии Виктор Зимин в ходе прямой линии ответил на более полусотни вопросов. В течение трёх с половиной часов шло общение с населением в онлайн-режиме.