Приключения кукол и другие музейные истории

1 ноября 2016 г. в 20:09

Фото Ларисы Бакановой

Категория: Культура и спорт

В детстве мне всегда было интересно: ну как можно через 40 перин почувствовать на кровати горошину? Набегаешься за день так, что, кажется, положи под голову полено, и то будет мягко — какая там горошина? Ну да мы и не из принцесс.

А вот глядя на капризное лицо принцессы, созданное почти 100 лет назад известным театральным художником Ниной Симанович-Ефимовой, понимаешь: эта бы девица горошину почувствовала обязательно. Тем более что и кровать, на которую укладывали её спать-почивать, также представлена на выставке — что, конечно же, факт удивительный, так как сохранить театральный реквизит вообще очень сложно.
Этих кукол, изготовленных художницей в 1918 году для театра «Петрушка и театр теней», как и многих других сказочных знакомцев, изготовленных в том числе знаменитыми мастерами Иваном Ефимовым и соратником Сергея Образцова Борисом Тузлуковым, привезли в Хакасию из фондов Государственного центрального театрального музея имени Алексея Бахрушина.
Они — одни из старейших экспонатов коллекции «Театральные куклы в стране любимых сказок».

Когда открываются глаза

— И одни из любимых, — говорит заведующая отделом научно-просветительской работы Бахрушинского музея Татьяна Батова. — Посмотрите на выражение их лиц! А теперь представьте, что головы этих кукол вырезаны из дерева. Ну да, деревянные. Только почему мы можем видеть, как меняется выражение их лиц? Видите? Правда же? Это просто доказывает, что куклы, играющие в театрах, куклы-актёры — они волшебные. Не случайно кукольные мастера, изготавливая актёров для спектакля, глаза им делают или рисуют в последнюю очередь — любая поправка после того, как кукла «прозрела», может сделать ей больно, обидеть.
В экспозиции, размещённой в музее, десятки знакомых персонажей. Вот злая мачеха правит недолгий бал, добрая Элиза вяжет из крапивы рубашки братьям-лебедям, царевна Будур кокетливо смотрит на Аладдина. Куклы разных театров, сделанные в разное время, они тем не менее знакомы. В 60-70-е годы века ушедшего рисованных мультфильмов было немного, и кукольные спектакли снимали и показывали по телевизору. Поэтому кукольные актёры из спектакля «Волшебная лампа Аладдина» театра Сергея Образцова и волшебная Элиза, освободившая своих братьев-лебедей, знакомы взрослому поколению так же близко, как, например, Волк из мультика «Ну погоди!», и дарят несколько мгновений детства. Волшебных мгновений.
Вообще уже начинаешь привыкать к тому, что каждый визит музея имени Бахрушина в Хакасию обязательно становится настоящим праздником. За пять лет — соглашение о сотрудничестве между министерством культуры республики и Государственным центральным театральным музеем имени Алексея Бахрушина было подписано в 2012 году, на втором международном форуме «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития» — нас связала настоящая дружба.

Да здравствует праздник!

Бахрушинские дни в Хакасии — это масса интереснейшей информации, встречи с преданными своему делу людьми, мастер-классы и лекции, конечно же, музейные выставки и театральные мероприятия. В фондах театрального музея более полутора миллионов экспонатов. Это эскизы костюмов и декораций выдающихся мастеров сценографии, фотографии и портреты, программы и афиши спектаклей, сценические костюмы великих актёров, их автографы, редчайшие издания по театральному искусству и многое другое. «Театральные куклы в стране любимых сказок» — седьмой выставочный проект, который привезли бахрушинцы в Хакасию.
— Он получился у нас ещё и очень приключенческим, — говорит заместитель генерального директора по научно-просветительской работе ГЦТМ им. Бахрушина Александр Рубцов. — Машины с декорациями попали в снежный буран, заставив нас переживать о своей судьбе. Но всё закончилось, как в сказке, и мы очень рады вновь приветствовать наших чудесных зрителей на хакасской земле.

Самый важный театр

Говоря «зрители» посетителям выставки, камерно расположившейся в залах Хакасского национального краеведческого музея, Рубцов не ошибается. По его словам, первая кукла, созданная на земле, и была первым артистом особенного, кукольного театра, который может всё. Поэтому там, где кукла, там и театр, и зритель.
— Это первый театр, с которым знакомится ребёнок, не умея ещё ходить и говорить. Родители устраивают ему представления в театре его кроватки или коляски, где кулисами может служить пелёнка. Поверьте, от того, как часто это происходит, какие представления видит малыш в первые дни и месяцы свои, зависит его отношение к жизни. Добро, зло — что побеждает? Конечно, мы уверенно говорим «добро», потому что родители устраивают театр всегда с любовью — это безусловность нашей жизни. Поэтому театр, первый театр — это очень важно. Любимому герою сказки всегда хочется подражать, ему сопереживают, поддерживают. Лучшие сказки — и персонажей из них вы видите на выставке — вошли в золотой фонд культуры народов мира.
…Чего не было на этой выставке точно, так это скуки. Баба-Яга, Буратино, Золушка были, а скука абсолютно отсутствовала. Авторы выставки учли все желания детей. В зале можно было играть с театральными куклами, смотреть фильмы и читать сказочные книги, заполнять анкету «Угадай-ка» со сказочными персонажами. А уж сфотографироваться в костюме принца или принцессы — в настоящем, театральном и, конечно же, чуточку волшебном, хотели все.

О добре и зле

Но особенный свет озарил лица детей, когда Татьяна Батова подвела их к первому профессиональному театру, возникшему (страшно сказать!) ещё в IV веке нашей эры, — вертепу.
Трёхэтажный современный вертеп (кстати, со старославянского это слово означает «пещера») Бахрушинскому музею подарил художник из Тарусы Виктор Назарити. Есть в музее и вертеп XVIII века, но это уже особо ценный экспонат с другими условиями хранения. Но принцип у них один — на первом этаже рассказывается светлая история появления на свет маленького Христа, второй, страшный, отведён для царя Ирода, на третьем можно узнать подробности божественной истории, бытовые сценки из того времени. В общем, интересно очень даже взрослому человеку. А сколько нового узнают дети!
— Вертепная традиция очень просто, по-старому, добро и понятно раскрывает детям историю Боговоплощения, и дети сами принимают участие в поисках и поклонении новорождённому Спасителю и запоминают это как свой личный опыт, — говорит Батова. — Не случайно в последние годы традиция домашних вертепов начинает возрождаться. Делать такой театр вместе с детьми, устраивать это представление, быть вместе, возродив исконные традиции общения родителей с детьми, — воспитательного момента лучше и быть не может. Впрочем, дело идёт не только о воспитании. Возродить традицию общения с детьми — одна из важнейших задач нашей выставки. И мы учим этому учителей, детей и родителей.

Елена АБУМОВА

Оставить комментарий