Вдоль Ойских берегов...

16 июня 2016 г. в 17:06

Фото из архива Валерия Полежаева

Категория: Общество

Книга «Усинская тропа, или Вдоль Ойских берегов» занимает особое место в творческой биографии Валерия Полежаева. Определение автором (или издателями) жанра как «сборника повестей и рассказов» позволяет говорить о стилевой неоднородности произведения.

Недаром авторский подзаголовок уточняет: «Документально-художественные записки краеведа, и не только…» Впрочем, независимые друг от друга части образуют художественную целостность, так как исходят из единой мысли — это всё родное и близкое.
При создании книги автор воспроизводит принцип построения обобщающих жанров, вследствие чего происходит своеобразный синтез художественных форм. В первой части («Усинская тропа») представлены очерки историко-краеведческого характера. И «Усинская тропа», и «Абаканский некрополь» (последние археологические раскопки фактически в центре города — естественное продолжение очерка), и совершенно замечательные сведения о старом Минусинске…
Читателя ждут настоящие открытия! Оказывается, рассказ Вячеслава Шишкова «Таёжный волк» (1926 г.) написан на местном материале, когда писателя, занимавшегося топографическими работами, водил по Усинской тропе Леонтий Моисеевич Бакланов. Валерий Полежаев «продлевает» во времени историю легендарного таёжника-проводника — в наши дни, к его потомкам, которые помнят и знают своего знаменитого предка. Так естественно соединились прошлое и настоящее, и прошлому теперь не грозит забвение.
Очерк о старинном Минусинске… Он построен на материалах Минусинского музея и имеющихся публикациях. Автор выстраивает повествование от образования города до его развития и перспектив. Последующие очерки (о Минусинском театре, озере Тагарское, о замечательном шушенском энтузиасте Иване Варламовиче Рехлове — основателе народной картинной галереи, о младшем брате Александра Твардовского — Иване Трифоновиче, отбывавшем ссылку в Танзыбее) незаметно переходят в рассказ о «известных и неизвестных» Ергаках, как обозначает автор. Так в книге появляется эзотерическая тема, к которой Валерий Полежаев обращается и в дальнейшем.
Три последних очерка первой части книги («Субальпийское блюдце для хариусов», «Последний привет» и «Затмение солнца») образуют своеобразный мостик ко второй части книги.
Нельзя не отметить миниатюру «Кусочек сальца» — пронзительный до слёз рассказ. Назвать его очерком было бы неправильно. Образность, художественное обобщение, авторская позиция — всё это позволяет считать, что перед нами настоящее художественное произведение.
Вторая часть книги («Вдоль Ойских берегов») включает в себя множественные зарисовки: о дорогой сердцу реке Ое, которая «распрямилась» после запрещения по ней сплава леса; об осени в деревне, о первом снеге, о скворце-пересмешнике, о цыплёнке-сиротушке. И здесь же другого плана наблюдения: «В больницу», «Призраки лунной ночи», «Смертный чемодан», «Родительский день».
Хотелось бы отметить первый из названных рассказов (или же очерков, воспоминаний?). Речь идёт о неблизкой дороге в районную больницу и рассказе пожилой женщины о колхозном прошлом. Рассказ этот воспринимается как документальное свидетельство о жизни послереволюционного поколения. И у автора невольно вырывается вопрос: «Как она после такой жизни-то… ещё и живёт, Господи?!».
Особую актуальность в книге приобретает образ автора, выступающего не столько рассказчиком, сколько фиксатором, протоколистом современных ему событий. Он всё время присутствует при происходящем, становится невольным, но осторожным свидетелем. Нельзя не видеть, с каким пониманием и сочувствием относится он к своим героям. Это создаёт нравственную атмосферу произведений, которой не может не проникнуться читатель.
Рассказ-быль «Призраки лунной ночи» начинается с эпиграфа из произведения американского писателя Эдгара Уотсона Хоу: «Наука подробнейше изучает видимое, но ни во что не ставит незримое». Человека всегда будет интересовать «тёмная сторона» мира, поэтому читателя также всегда будут привлекать произведения, затрагивающие тему тайного, скрытого, мистического, более того — кармы, судьбы.
«Вдоль Ойских берегов...» — это 20 миниатюр. О чём они? О селе Разъезжее, о сельских жителях, родственниках и знакомых, о реке, о ловле рыбы на спиннинг, о грибах, ягодах, о природе в разное время года. Полежаев видит, слышит, ощущает, воспринимает во всём многообразии окружающий его мир, каждый раз находя в нём новые краски и новые слова для их запечатления. Задача не из простых! Но прочитайте последнюю миниатюру (стр. 138 — 139), и вы оцените, как зорок глаз автора, отмечая меняющиеся с приближением вечера цвета солнца, неба, воды, тумана, леса, как начинает звучать молчаливая днём река, как резвится в темноте, ничего не боясь, речная рыба… Прочитайте это объяснение в любви к родной земле, к излюбленным местам, которым писатель с мужской нежностью говорит: «До свидания».
Остальные очерки-рассказы представляют собой отдельные сюжеты: о кедрах, о поездке к белкам Саян, о резвящихся зайцах, об отдыхающих журавлях, о важных красавцах-глухарях, о цветущей вербе, берёзовом соке, об удивительном Божьем озере, о ветке холодной сирени и навеянных ею воспоминаниях. И о многом-многом другом. Читаешь и погружаешься в волшебный мир, в котором хочется побывать по-настоящему и увидеть всё воочию. Заканчивается книга «Ермаковскими присловьями», подслушанными автором «не за один и не за два года» у тёщи его, Надежды Яковлевны — героини и других его очерков (например, «В больницу»).
— Ты что, бабка, так сгорбилась-то?
— А иначе-то, сынок, как? Ведь старость на себе ношу.
Вот она, мудрость, позволяющая принимать неизбежное как должное и не роптать.
Поднятые проблемы, содержание и, если можно так сказать, персонажный мир автора позволяют говорить о манере повествования, дающей писателю возможность создать лицо народа, его национальный образ и менталитет.
Книга Валерия Полежаева — это книга неравнодушного, совестливого, думающего человека и талантливого автора.

Татьяна КРАВЧЕНКО, доцент кафедры литературы ХГУ имени Н.Ф. Катанова

Комментарии

Сергей Байкалов
17 июня 2016 г. в 21:52
Желаю автору дальнейших творческих успехов. И конечно- здоровья.

Оставить комментарий

Тема дня

Глава Хакасии Виктор Зимин наградил лучших журналистов республики

Глава Хакасии Виктор Зимин принял участие в Бале Прессы, который состоялся накануне в республиканском Драматическом театре имени М.Ю. Лермонтова. Мероприятие давно стало традиционным и собирает лучших представителей прессы Хакасии.